Искусство Киевской Руси X—XII вв.

Готика в западноевропейском средневековом искусстве.

Готическое искусство представляет следующую после романского стиля ступень развития. Название условно, оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые впервые применили этот термин. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно тесно связано с городской жизнью. Основными типами построек стали здания бирж, складов, рынков, ратуш. Главную роль в готической архитектуре играли городские соборы, олицетворявшие стройность божественного миропорядка. Введение стрельчатой арки, облегчённых конструкций, огромных оконных пространств, украшенных цветными витражами, воплощали представления средневековья о красоте и грандиозности Вселенной. Готический стиль поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Готическое искусство осталось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с высшими иррациональными силами. Оно включило в свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний. В мечтательности и взволнованности образов готики, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущается новые веяния – пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному.

Готические соборы не только высоки, но и протяженны. Так, Шартрский имеет длину 140 м, а Амьенский - 145 м, высота центрального нефа в нем 425 м.

Самыми значительными, совершенными в архитектурном отношении были соборы Парижской Богоматери, Шартрский, Амьенский, Ремейский и некоторые другие.

 

Русское искусство эпохи Средневековья, начиная с X в. и вплоть до конца XVII столетия неразрывно связано с церковью и христианской верой, которую русский народ вслед за своими византийскими учителями называл православной. Эпоху древнерусского искусства открывает Киевская Русь. Важнейшим событием было введение на Руси единой государственной религии - христианства. Для этой поры характерна борьба уходящего патриархально-общинного и побеждающего феодального укладов, борьба язычества и христианства, что налагало печать противоречивости на культурные процессы.

Характерными особенностями структуры древнерусских городов явились взаимодействие форм деревянного и каменного зодчества, многообразие типов сооружений (крепости, храмы, княжеские палаты, жилища горожан и крестьян). Освоение византийского художественного канона в монументальной живописи и иконе послужило толчком фресковой живописи, мозаики и иконы. Появляются местные художественные школы иконописи. Золотым фондом русской культуры являются древние иконы Андрея Рублёва, Феофана Грека, Даниила Чёрного.

Древнейшее художественное творчество славян полнее всего выразилось в создании украшений и предметов быта, особенно металлических изделий: колец, ожерелий, запястий, серег, нередко покрытых тонким узором черни и эмали. Это художественное ремесло было самобытно и несло печать высокого мастерства.

Монументальное искусство достигло своего расцвета в XI в. Характерным памятником этого времени служит Софийский собор в Киеве. Его мозаики и фрески, выполненные, видимо, византийскими мастерами, поражают величием общего замысла. В истории древнерусского искусства существует немного примеров единства архитектурного замысла и настенной живописи, равных по силе воздействия Софийскому собору. Подобно тому, как снаружи двенадцать малых куполов увенчивал главный купол, так внутри над множеством изображений отдельных персонажей, расположенных на столбах, на стенах, на сводах, царил суровый образ вседержителя. Вступая под своды собора, видя фигуры в золотом сиянии мозаики, древние русичи приобщались к христианскому пониманию небесной иерархии, которая своей незыблемостью должна была укреплять авторитет иерархии земной. По замыслу греческих мастеров возводились храмы и украшались мраморными плитами, мозаиками, фресками и иконами. В XII в. в Киев была привезена из Константинополя знаменитая икона Владимирской богоматери — один из лучших памятников византийской иконописи. Однако это не значит, что древнейшие памятники Киева нужно рассматривать как заимствованные. Приезжие мастера нашли в Киеве иную общественную среду, чем та, что окружала двор византийского императора. Богатый жизненный опыт славян, их здоровое, жизнерадостное мироощущение воплотились и в художественных образах. Искусство утратило отпечаток мрачного аскетизма, свойственного византийскому искусству XI—XII вв.

Среди городов обширного Киевского государства Киев был главным художественным центром. Только здесь развивалось тонкое искусство мозаики. Здесь же создаются великолепные образцы книжного (знаменитое «Остромирово евангелие», украшенное роскошными миниатюрами, 1056—1057) и декоративно-прикладного искусства. Влияние киевской художественной школы сказывается во всех русских городах.