Архитектурные сооружения Древнего Рима (Пантеон, Колизей).

Характерные черты архитектуры классической Греции. Ансамбль Афинского Акрополя.

История крито-микенской или эгейской культуры. Памятники культуры Крита, Микен.

Раскопки, проведенные в конце XIX - начале XX веков на острове Крит, приоткрыли перед нами полусказочный мир - ранний этап античной культуры. Центром ее в конце III и середине II тысячелетия до н. э. был Крит, а позднее город Микены.

В целом культуру этого периода называют крито-микенской или эгейской. В Кноссе Эванс открыл остатки большого обширного дворца. Несколько позднее подобные сооружения были найдены в других городах.

Найденные сооружения дворцами можно назвать лишь условно. Они представляли собой комплекс построек, группирующихся вокруг большого внутреннего дворца. Расположены они необычно, на разных уровнях, соединяются между собой лестницами, коридорами. Свет в них проникал через световые колодцы, расположенные в потолке. Одни помещения освещались ярко, другие были погружены в полумрак — все это создавало эффект таинственности. Общая площадь такого сооружения в Кноссе составила 24 тыс. квадратных метров, площадь лабиринта 16 тысяч метров квадратных.

Кносский дворец заставил вспомнить греческий миф о лабиринте. Согласно мифу, на Крите когда-то царствовал Минос - мудрый и справедливый правитель.

Великий зодчий Дедал построил по приказу царя Миноса дворец с очень запутанными подземными ходами, и кто туда попадал — не мог выбраться. В лабиринте обитало чудовище Минотавр — полубык-полу-человек. Афиняне платили Миносу дань: посылали ему по семь девушек и юношей, которых Минотавр пожирал. Лабиринт действительно существовал. Сказание о чудовищном быке, вероятно, тоже имело определенную историческую основу. Дело в том, что стены Кносского дворца покрыты многочисленными войсками, на которых и встречаются изображения быка. Эти изображения видны также на золотых и каменных сосудах. Видимо, бык играл особую и значительную роль в жизни критян, быть может, и в их религии.

Для Критского искусства характерны непринужденность, плавная линия, красивый силуэт. Очень интересны изображения женщин, которые в критской живописи и мелкой скульптуре встречаются очень часто. Это дает основание утверждать, что женщина занимала почетное место в обществе, возможно, еще существовали отношения матриархата.

Этих женщин исследователи называли «парижанками», «дамами в голубом», «придворными дамами». Это как нельзя лучше подходило им, хотя на самом деле они могли быть жрицами, богинями. У них тончайшие талии, голубые и гранатовые платья, открытые корсажи, затейливые прически, холеные обнаженные руки, топкие носы и маленькие ротики с застывшей полуулыбкой.

Знаменитая ваза с осьминогами - уникальное произведение, характерное для Эгейского стиля. Сама ваза асимметрична: она как будто то расплывается, то сокращается, колышется и пульсирует, напоминая, движение щупальцев осьминога.

Еще около трех столетий после исчезновения критской культуры существовала сходная с ней микенская. Но микенская культура имела значительные отличия: росписи суше, строже, архитектура более сурова. В критских поселениях не было крепостных стен, военных укреплений.

Микенский и Коринфский дворцы - это настоящие крепости. Они строились на высоких холмах и окружались стенами, сложенными из огромных каменных глыб.

Люди микенской эпохи строили крепости недаром: жизнь была суровой, часто годами длились войны.

 

В середине V в. до н. э., после победы, одержанной союзом греческих городов над могущественной персидской державой, Греция достигла высшей точки экономического, политического и культурного подъема.

Расцвет Афин справедливо связывают с правлением Перикла (444-429 гг. до н. э.). Около него группировались люди науки и искусства (поэт Софокл, архитектор Гипподам, отец истории Геродот). В знаменитом театре Диониса представляли трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, комедии Аристофана, которые воспевали чувства достоинства, ответственности перед согражданами, благородство и независимость духа. Искусство греков показывало гармонически развитого человека. Вот почему искусство греков в V - IV вв. до н. э. стали называть классикой, т. е. образцом для подражания.

Достичь индивидуальности каждого здания греческим зодчим помогала ордерная система. Греческие зодчие разных стран, изменяя размеры архитектурных элементов и расстояния между ними создавали неповторимые шедевры, умело используя эту систему.

Примером может служить знаменитый Афинский акрополь – величайшее достижение архитекторов Эллады, который создаётся в V - IV вв. до н.э. Разрушенный во времена персидских нашествий, Акрополь был отстроен заново с невиданным до того размахом.

Являясь воплощением гражданского единства города-государства, храм ставился в центре акрополя или городской площади, получая наглядно подчеркнутое господство в архитектурном ансамбле города.

Акрополь - (греч. akropolis, от akros – верхний и polis – город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны.

Ещё до 5 в. Акрополь не был пустынной скалой. Жизнь протекала здесь с конца 3 в. до н.э. Уже тогда возвышение было убежищем для жителей окрестных равнин при нападении врагов. В 6 в до н.э. на Акрополе стоял храм Афины, называвшийся Гекатомпедон. Он располагался прямо против Пропилеи и поражал своей красотой вошедшего на Акрополь человека. В размещении построек 6 в. до н.э. господствовала симметрия, которой часто придерживались архаические мастера. Архитектурные формы архаических храмов тяжеловесны и суровы. Колонны словно набухают под тяжестью давящей на них крыши. Суровость смягчалась лишь скульптурными украшениями.

От сооружений того периода остались лишь фундаменты, да и то далеко не все. Это объясняется тем что здания были разрушеня во время греко-персидских войн. Почти полвека здесь кипело строительство, трудились архитекторы, скульпторы, художники, создавая произведения, которыми спустя тысячелетия гордится человечество.

Его постройки изысканны по пропорциям и гармонично связаны с пейзажем. Этот ансамбль, созданный под общим руководством Фидия, состоит из парадного входа Пропилеи (437–432 до н.э., архитектор Мнесикл), храма Афины Нике Аптерос («Бескрылой победы») (449–420 до н.э., архитектор Калликрат), главного храм Акрополя и Афин Парфенона (447–438 до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат), храма Эрехтейон (421–406 до н.э.)

В расположении храмов Акрополя времени Перикла зодчие откапываются от симметрии, которая была типична для эпохи архаики. Здания теперь постепенно вступают в поле зрения человека, идущего по Акрополю. Афинянин, пройдя Пропилеи, видел прежде всего не фасад храма, а огромную статую Афины Воительницы. Подойдя к ней ближе, он переставал воспринимать этот колосс. Все внимание его обращалось на Парфенон, который как бы вырастал постепенно справа. Расположенный слева храм Эрехтейон становился особенно хорошо виден от Парфенона.

Таким образом, можно было рассмотреть либо детали находившегося рядом произведения, либо целиком другой, отдаленный памятник. Внимание человека, стоявшего у Пропилеи при входе на Акрополь, могла занимать отделка архитектурных деталей торжественных ворот Акрополя. Но он мог созерцать и огромную статую Афины, стоявшую перед Пропилеями. Эрехтейон и Парфенон еще не открывались во всей своей красоте. Приблизившись к колоссу Афины и находясь у постамента статуи, афинянин мог увлечься рассмотрением его рельефных украшений, но отсюда он уже видел с выгодной точки зрения и храм Афины — Парфенон. Эрехтейон же еще был заслонен для него постаментом колосса Афины и открывался лишь в полной море от Парфенона, где подобным же образом можно было рассматривать либо детали Парфенона, либо весь Эрехтейон. Общий ансамбль Акрополя - это кристалл греческого классического искусства, в котором, как в законченной модели, выражены его главные черты: гармония и равновесие. На первый взгляд, планировка Акрополя совершенно непринужденна. Но зодчие в этой свободной планировке все продумали. Симметричность заменена принципами ритма и равновесия, которые достигаются размерами сооружений и местом их расположения.

 

Ведущую роль в культуре Рима играет архитектура, в которой основное место принадлежит сооружениям общественным, воплощающим идеи могущества государства и рассчитанным на огромные количества людей. Потребности римского общества породили много новых типов сооружений: амфитеатры, термы, триумфальные арки, колонны, акведуки и др. (амфитеатр Флавиев – Колизей, Пантеон в Риме). Рационализм, лежащий в основе римской архитектуры, проявляется в пространственном размахе, конструктивной логике и целостности гигантских архитектурных комплексов, строгой симметрии геометрических форм.

Пантеон — «храм всех богов» — стоит и ныне в центре Рима. Это единственный памятник, не перестроенный и не разрушенный в Средневековье. Он представляет классический образец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности.Круглое девятиметровое отверстие («Глаз Пантеона») в вершине купола—источник света, льющегося потоком и озаряющего нерасчлененное пространство интерьера. Сосредоточенность освещения в высшей центральной точке заставляет зрителя остро воспринимать высоту купола. Уже в древности было отмечено, что покрытие гигантской ротонды куполом заключало в себе символическое воспроизведение небосвода. Это решение было продиктовано задачей создания «храма всем богам», не только жилища божества, как это было у греков, но и священного пространства, в котором пребывали молящиеся.
Простоте четких геометрических форм внутреннего пространства соответствует строгость убранства. Стены облицованы цветным мрамором, а их пластический декор рассчитан на постепенное облегчение архитектурных форм кверху.
Интерьер имеет три яруса. Нижний расчленен колоннами коринфского ордера и высокими нишами со статуями. Расположенный над ним аттиковый этаж с ложными окнами и пилястрами завершается антаблементом. Купол разделен пятью кольцевыми рядами кассет, уменьшающимися кверху. Своими отвесными членениями кассеты перекликаются с пилястрами и колоннами и поднимаются кверху, по меридианам, замыкая купол, а горизонтали кассет как бы вторят линиям карниза. Выявляя глубиной рельефа толщу купольного перекрытия, кассеты усиливают впечатление его материальности. Ордер Пантеона создает как бы переход от величественного масштаба здания к человеку. Покой, внутреннюю гармонию. уход от земной суеты в мир духовности — вот что давал Пантеон посетителям.

Колизей — самый большой амфитеатр античной эпохи. Он вмещал около пятидесяти тысяч зрителей. Мощные стены Колизея (высота 48,5 м) разделены на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и выхода. В плане Колизей представляет эллипс (156Х198 м); центр его композиции — ныне разрушенная арена, окруженная ступенчатыми скамьями для зрителей. Эллипс наиболее полно отвечал требованиям динамики развертывающихся зрелищ — гладиаторских боев. Он давал возможность максимально активизировать зрителя, приблизить места привилегированной публики к арене; спускающиеся воронкой места разделялись согласно общественному рангу зрителей. Внутри шли четыре яруса сидений, которым снаружи соответствовали три яруса аркад: дорическая, ионическая и коринфская. Четвёртый ярус был глухим, с коринфскими пилястрами — плоскими выступами на стене. Внешний вид Колизея с его могучим упругим овалом исполнен суровой энергии. Это ощущение создается не только огромными масштабами здания, но и обобщением основных форм, торжественной мощью простых ритмов. Внутри Колизей очень конструктивен и органичен, целесообразность сочетается в нём с искусством: он воплощает образ мира и принципы жизни, которые сформировались у римлян к I в. н. э.