Борьба казахского народа против джунгарского нашествия.

РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХОВ

Хозяйства и общественный строй и культура казахов а 16-17

Скотоводство. Основной отраслью хозяйства продолжало оставаться полукочевое скотоводство. Кроме того, в районах Южного Казахстана, на берегах рек Сырдарья, Шу, Талас, Арыс было широко распространено оседлое скотоводство. Казахи разводили главным образом лошадей, овец и верблюдов, в оседлых хозяйствах - крупный рогатый скот и коз. Кроме того, в степи разводили породистых скаковых лошадей. Распространенным видом домашнего скота были верблюды. В период XV-XIX вв. казахи разводили одногорбых верблюдов "нар туйе", но большее предпочтение отдавали двугорбым. Казахи выращивали как крупных курдючных овец, так и более мелкие, тонкорунные породы. Все пастбища делились на зимние - кыстау, весенние - коктеу, осенние-кузеу и летние-жайлау. Страшным бедствием для скотоводов был массовый падеж скота - джут. Причиной джута могли быть неблагоприятные природные условия - засушливое лето, степные пожары, морозные зимы с внезапными оттепелями и дождями. В начале лета аулы прибывали на жайляу. Здесь доили кобыл, проводили кастрацию ягнят, стрижку овец, изготовление кошм и заготовку молочных продуктов. В сентябре-октябре казахи отправлялись в обратный путь и в ноябре достигали куздеу, а в декабре - кыстау. Орошаемое земледелие. Песни В XV-XVII вв. широко развивалось разножанровое казахское устное народное творчество. Особое место занимали обрядовые песни, которые исполнялись при рождении ребенка, свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, при встрече нового года. К свадебным песням относятся той бастар, жар-жар, бет ашар, кызтанысу.

Материальную и духовную жизнь казахов 15-17вв. отражают историческая традиция – салт, и обычаи народа - жора-жосын, дошедшие до более позднего времени. Много исторически ценного имеется в социальной, юридической и хозяйственно-бытовой терминологии, сохранившейся в исторических преданиях.

Жилищ

Зимние и летние жилища казахов отличались друг от друга друга формой, величиной и конструкцией. В летнее время казахи жили в легких переносных жи­лищах, зимою- в постоянных теплых помещениях, носивших названия жер-уй, кара-там, шошала. Летние жилища были двух типов: войлочные кибитки- кийз-уй, или юрта, и подвижное жилища на колесах- куйме.

Кереге обкладывалось декоративными циновками из чия, украшенными разноцветным узором, стягивалось ткаными полосами (баскур) и лентами (тангыш). Снаружи остов юрты покрывался специальными скроенными кусками войлока, носившими названия туырлык (покрытие боков юрты), узюк ( покрытые свода), тундык (кусп=ок кошмы, которым регулировали освещение и дымоход в юрте). Войлочные покрытия скреплялись посредством шерстяным арканов или тканой ленты (бау).

Большую роль в культурной жизни казахов играли народные празднества.

Празднества обычно связывались с важнейшими событиями жизни - свадьбой, рождением ребенка, поминками (ас) и др. Некоторые из празднеств носили религиозный характер.

 

На празднествах устраивались различные игры: скачки (байге), борьба двух жджигитов-силачей'(курес), борьба двух всадников, пытающихся свалить с седла друг друга (сайыс) или старающихся вырвать друг у друга убитого козленка (кокпар) и др.

Большинство игр носило спортивный характер. В куресе принимали участие борцы (балуаНО, в кокпаре - лихие наездники.

Для участников этих игр назначались ценные призы. Байге, курес и другие игры проводились не только во время свадьбы или рождения ребенка, но и на поминках у богатых, устраивавшихся родственниками покойника по истечении года после его смерти.

В конце XVII — начале XVIII вв. на территории Казахстана находилось несколько ханств, между которыми велись постоянные феодальные войны. Это нарушало хозяйственные и культурные связи кочевого населения с оседлыми земледельческими районами Средней Азии, ослабляло народные силы. Пришли в упадок города на р. Сырдарье, меньше стало проходить торговых караванов через Казахстан.

Именно в это время джунгарские феодалы попытались поработить казахский народ. Джунгарское военно-феодальное государство возникло в 30-х годах XVII в. в Западной Монголии. Во главе государства стоял хунтайджи (хан). Население занималось кочевым скотоводством. Джунгария была сильным в военном отношении государством. Джунгарское войско во время походов насчитывало до 100 тысяч воинов.

Наиболее дальновидные ханы —Тауке, а позднее Абулхаир (1718—1748) понимали, что для победы над захватчиками надо собрать воедино все силы казахского народа. Народное предание гласит, что для переговоров о совместной борьбе с джунгарами у горы Орда-Басы (недалеко от г. Чимкента) собрались представители всех трех жузов. Предводителем казахских ополчений был избран Абулхаир. Ему помогали в организации ополчения батыры Букенбай, Тайлак, Саурук. В 1728 г. на берегу р. Буланты (в юго-восточной части Тургайской степи) объединенные силы казахских жузов одержали большую победу над вражескими войсками, в результате которой часть земель Младшего и Среднего жузов была освобождена. Через год у озера Балхаш была одержана еще одна победа над джунгарами.

Победа казахов над джунгарами не сломила окончательно их могущества. Угроза возобновления нового вторжения не была устранена. Внешнеполитическая опасность тормозила развитие экономики и культуры Казахстана. Единственный выход, который видели казахи в этой тяжелой для них обстановке, было принятие русского подданства. Абулхаир и его приближенные понимали, что без поддержки России Казахстан не сможет избавиться от джунгарского порабощения. Поэтому они обратились за помощью к России.