Первые социально-экономические и духовно-культурные преобразования большевиков.

Преобразования октября 1917 – февраля 1918 г. глубоко потрясли отношения собственности, привели к коренному изменению принципов управления хозяйственной жизнью. На характер происходившего повлияли: инерционность многих разрушительных социально-экономических процессов, начавшихся до прихода к власти большевиков и доставшихся им по наследству; обстановка противостояния Советской власти; готовность большевиков радикально изменять существующие отношения и делать это с широким применением методов насилия.Отношение к революции основной массы российского населения – крестьянства – определялось решением двух коренных вопросов: о войне и земле. Не случайно первые декреты касались именно этих проблем. Декрет о земле провозглашал уничтожение всякой частной собственности: все помещичьи, монастырские, церковные и удельные земли передавались «в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, вплоть до Учредительного собрания». Осуществлять декрет подлежало на основе «Примерного наказа», составленного эсерами на основе обобщения 242 наказов, доставленных депутатами I съезда Советов крестьянских депутатов. «Наказ» выступал как эсеровская программа по аграрному вопросу, которая включала: экспроприацию помещичьих имений, запрет на применение наемного труда, запрещение купли и продажи земли, «уравнительное распределение земли… смотря по местным условиям, по трудовой и потребительской норме», а также периодическое перераспределение, которое должно осуществляться органами местного самоуправления. Установление такого порядка означало бы, по мнению эсеров, победу социализма в российской деревне.Большевиков сближало с эсерами отрицание помещичьего землевладения, однако социализм в деревне они представляли иначе. Эсеровские сторонники «Наказа» считали, что земля не может быть в чьей-либо собственности, а должна находиться в пользовании тех, кто ее обрабатывает. Ленинцы же полагали, что подлинный социализм наступит тогда, когда земля будет национализирована, т.е., передана в руки государства, а затем на ней будут созданы коллективные, желательно крупные, хозяйства крестьян. Тем не менее, именно большевики предложили эсеровскую программу. Это был исключительно важный тактический ход, которым решался ряд важных задач. Во-первых, большевики обретали симпатии крестьянства; во-вторых, смогли внести раскол в среду эсеров и привлечь их левое крыло к сотрудничеству; в-третьих, реализация Декрета рассматривалась как первый шаг на пути воплощения собственной программы.Важный этап аграрных преобразований связан с январем 1918 г. В это время экспроприация помещичьих земель была практически завершена. Хотя земельные комитеты, где были сильны позиции эсеров, ждавших решения Учредительного собрания о земле, еще не начали ее перераспределение. В этих условиях III cъезд Советов 31 января 1918 г. рассмотрел проект Декрета «О социализации земли» (окончательный текст закона опубликован 19 февраля – в годовщину отмены крепостного права). Частная собственность на землю отменялась, а ее распределением поручалось заниматься земельным отделам Советов, которые должны были заменить прежние земельные комитеты. Тем самым влияние эсеров было сокращено, а большевики получили возможность реализации одного из пунктов закона, который предусматривал развитие коллективного хозяйства в земледелии. К весне 1918 г. на территории Центральной России процесс перераспределения завершился. В итоге 86% конфискованной земли роздано крестьянам, 11 перешло к государству, а 3 – сельскохозяйственным коллективам.Аграрное законодательство первых месяцев содержало и зерна потенциальных конфликтов между большевиками и эсерами. Прежде всего землю предписывалось делить «по трудовой или потребительской норме». В первом случае речь шла о распределении по работникам, во втором – по едокам. Большевики чаще поддерживали последнее, но в обоих случаях предпочтение оказывалось бедным и малоземельным. Эсеры же стремились распределять в соответствии с трудовыми возможностями, что благоприятствовало лишь зажиточным крестьянам. Кроме того, эсеры не разделяли большевистских идей о продуктивности крупных государственных хозяйств в деревне и централизованном над ними контроле. Наконец, оставался открытым вопрос о том, какие земли должны были объединяться в общий фонд, предназначенный для последующего распределения.Из «Наказа» следовало, что он составлялся из крестьянских наделов и конфискованных имений, и уже из общей массы земли должны нарезаться новые наделы. Однако отстаивавшие интересы более обеспеченных крестьян эсеры часто выступали за то, что земля, которая уже находится в индивидуальном пользовании крестьян, должна остаться в неприкосновенности, а перераспределять нужно лишь конфискованную помещичью землю. На практике все эти вопросы решали местные органы власти – земельные отделы Советов, и от их состава зависело, чьи партийные установки и насколько твердо они готовы были воплощать. Все эти подспудные противоречия вышли наружу весной – летом 1918 г., когда большевики вынуждены были прибегнуть к непопулярным мерам при решении продовольственной проблемы.Кризис промышленного производства с неспособностью навести порядок в экономике был одной из главных причин падения как самодержавия, так и Временного правительства. Решать эти задачи пришлось Советскому правительству. Предоктябрьские представления большевиков о приоритетах экономической политики сформулированы Лениным в брошюре «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» (опубликована в середине октября 1917). Он считал, что необходимы: национализация банков и крупных торговых и промышленных синдикатов (сахарного, угольного, железного, нефтяного и пр.); отмена коммерческой тайны; принудительное объединение мелких предприятий в союзы с целью облегчения контроля; регулирование потребления. При этом национализация не означала конфискацию предприятий, а предполагала «контроль, надзор, учет, регулирование со стороны государства, установление правильного распределения рабочих сил в производстве и распределении продуктов». Важное место в этой схеме отводилось и рабочему контролю, понимание которого в 1917 г. претерпело изменения.Необходимость регулирования производства (в смысле бесперебойной работы, предотвращения закрытия предприятий ) и распределения продуктов (для их регулярного поступления, предотвращения голода) в условиях военной экономики была объективно необходима и признавалась ведущими политическими силами. Однако государственного регулирования наладить не удалось: созданные правительством Керенского Экономический совет и Главный экономический комитет не обладали для этого ни властью, ни должной инициативой. В то же время стихийно возникшие по инициативе снизу в марте 1917 г. органы рабочего контроля, продемонстрировали свою жизнеспособность. Весной и летом требование рабочего контроля со стороны социалистических партий означало регулирование экономических и социальных отношений с учетом интересов всех социальных групп, что осталось лишь лозунгом. Однако численность низовых органов рабочего контроля (фабзавкомов) росла, они все активнее вмешивались в деятельность своих заводов, и осенью 1917 г., подобно стихийному захвату земли крестьянами, стали применять это к промышленным предприятиям, что вело к конфликтам с предпринимателями. Между тем Ленин накануне революции рассматривал рабочий контроль в более широком контексте, включал в это понятие совместную деятельность предпринимателей и рабочих по поддержанию производства.Октябрьский переворот не только не остановил, но и усилил анархо-синдикалистские тенденции. Рабочие не просто вмешивались в деятельность предприятий, но проникались убеждением, что отныне промышленный аппарат страны принадлежит им, и они могут управлять им в своих интересах. Часто фабзавком от имени рабочих брал власть на предприятии в свои руки. Не обладая, однако, необходимыми экономическими и техническими знаниями, рабочие были неспособны поддерживать нормальную деятельность предприятия, используя оказавшиеся в их распоряжении ресурсы на элементарное их «проедание».

14 ноября 1917 г. ВЦИК принял Декрет о рабочем контроле. Документ был ориентрован на то, чтобы обуздать анархические тенденции и нормализовать производственные процессы. Именно поэтому в нем указывалось, что рабочий контроль учреждается «в интересах планомерного регулирования народного хозяйства». Декрет содержал чрезвычайно важный пункт об отмене коммерческой тайны, что устраняло одну из важнейших составляющих традиционных рыночных отношений. Ответственными за реализацию документа объявлялись как владельцы, так и рабочие предприятия. Первоначально предполагалось создание системы Советов рабочего контроля (в городах, губерниях и т.д.), которая напоминала бы политическую систему Советов и увенчивалась Всероссийским Советом рабочего контроля. В измененном виде эта идея была реализована в форме создания Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ). Соответствующий декрет от 5 декабря определял его цель – «организация народного хозяйства и государственных финансов». Новый орган должен был «согласовывать и объединять» деятельность как местных, так и центральных учреждений экономического плана. В него должны были входить члены Всероссийского Совета рабочего контроля, представители всех наркоматов, а также эксперты (с правом совещательного голоса). Несколько дней спустя Ленин констатировал, что «от рабочего контроля мы шли к созданию Высшего совета народного хозяйства». Создавались и местные – городские, губернские – совнархозы.В числе прочих на ВСНХ возлагалась функция конфискации, секвестирования и принудительного синдицирования предприятий. Продолжена была широкая национализация промышленности. В ноябре 1917 – марте 1918 г. на территории 31 губернии у прежних владельцев было изъято 836 промышленных объектов. Как отмечал впоследствии А. И. Рыков, в то время национализация «производилась независимо от вопросов снабжения, от хозяйственных соображений, а исходя исключительно из необходимости непосредственной борьбы с буржуазией». Современники выделяли «карательную» и «стихийную» национализацию. В первом случае речь чаще шла о нежелании хозяев сотрудничать с новой властью и об угрозе закрытия важных предприятий; такие акты чаще принимались центральными властями. Во втором – об инициативе рабочих на местах. В первые месяцы существования Советской власти доминировала «стихийная» национализация.В первые месяцы были предприняты решительные шаги к изменению отношений в денежно-финансовой сфере. Первым поручением, полученным председателем ВСНХ, был контроль за захватом Государственного банка. Это произошло 14 декабря 1917 г. Одновременно в тот же день отряды вооруженных рабочих, матросов и солдат заняли помещения частных коммерческих банков и кредитных учреждений. Изъяты были ключи от кладовых, сейфов индивидуального пользования, наложен арест на банковскую документацию. Вечером 14 декабря, постфактум, ВЦИК оформил эти акты своим декретом. Тогда же постановлением СНК «О ревизии стальных ящиков» все находящееся в сейфах золото конфисковывалось в общегосударственный фонд, а в случае неявки владельцев в трехдневный срок все их средства подлежали конфискации «в собственность народа».Чуть ранее (7 декабря) ВЧК получил от СНК поручение взять на учет состоятельных граждан в связи со следующим его постановлением: «Лица, принадлежащие к богатым классам (т.е. имеющие доход в 500 руб. в месяц и свыше, владельцы городских недвижимостей, акций и денежных сумм свыше 1000 руб.), а равно служащие в банках, акционерных предприятиях, государственных и общественных учреждениях, обязаны в трехдневный срок представить в домовые комитеты в трех экземплярах заявления, за своей подписью и с указанием своего адреса, о своем доходе, своей службе и своих занятиях». Эти лица должны были обзавестись потребительско-рабочими книжками, в которые надлежало еженедельно вносить записи о своих доходах и расходах. Указом от 23 декабря 1917 г. прекращались платежи дивидендов по акциям и паям частных предприятий, сделки с ценными бумагами. Банковское дело объявлялось монополией государства в лице «единого народного банка». При этом делались оговорки о готовности соблюсти интересы «мелких трудящихся собственников», что в условиях общего подрыва кредитно-финансовой системы было трудно выполнить.1 января 1918 г. СНК принял Декрет об аннулировании государственных займов (подтвержден Декретом ВЦИК от 21 января). Проблема решалась резко и безоговорочно: недействительными объявлялись все государственные займы – внутренние и внешние, «заключенные правительствами российских помещиков и российской буржуазии». К тому моменту государственный долг составлял гигантскую сумму в 50 млрд руб., в том числе 12 млрд – иностранный. Этот шаг советского правительства не только подорвал позиции российских собственников, но имел и крайне отрицательный международный резонанс (проблема выплаты «тех» долгов обсуждается Российской Федерацией и поныне). Отражая специфику периода, Ленин характеризовал политику до марта 1918 г. как «красногвардейскую атаку на капитал».

6. Конституция РСФСР 1918 г. Конституция РСФСР 1918 г. была первой в истории конституций Советской социалистической республики. По предложению В.И. Ленина первый раздел Конституции составила принятая III съездом Советов в январе 1918 г. "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа".

Эта декларация, состоявшая из 16 статей, представляла собой первый конституционный акт Советской республики, закрепивший результаты Октябрьской революции и провозгласивший основные принципы нового социалистического государства. Проект декларации был написан В.И. Лениным.

Текст декларации состоит из 4-х разделов:

В 1-м разделе устанавливаются политические основы Советского социалистического государства. Россия провозглашалась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которым принадлежала вся власть в центре и на местах. Советская республика учреждалась на основе свободного Союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.

2-й раздел определял основную задачу, декларируемую Советской властью - уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, подавление сопротивление эксплуататоров и установления социалистической организации общества. Далее подтверждалось отмена частной собственности на землю, декреты о рабочем контроле, организация ВСНХ, национализация банков. Была введена всеобщая трудовая повинность; для защиты результатов революции, декретировалось образование Красной армии и полное и полное разоружение имущих классов.

3-й раздел декларировал принципы советской внешней политики - борьба за мир, отмену тайных договоров, уважение к национальному суверенитету всех народов, полный разрыв с политикой развитых буржуазных государств, порабощающих трудящихся колоний и зависимых государств, одобрялось провозглашение СНК независимости Финляндии, вывод войск из Персии, введенных туда во время 1-й мировой войны, объявлялась свобода выбора в самоопределении Турецкой Армении, аннулирование займов, заключенных царским, а затем и Временным правительством.

4-й раздел провозглашал устранение эксплуататорских классов от участия в управлении Советским государством, подчеркивал принадлежность власти трудящемуся народу и его полномочным представителям - Советам, подчеркивалось, что Советская власть ограничивается установлением коренных начал федерации советских республик предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное участие в федеральном правительстве и остальных федеральных учреждениях.

Декларация заложила краеугольный камень основ конституционного строя РСФСР, магистральных направлений экономической и социальной политики. Выражая чаяния трудящихся, основные положения декларации тем не менее носили ярко выраженную классовую окраску, что существенно ограничивало ее демократический потенциал.

Из декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа - классовый характер перешел и в Конституцию РСФСР, принятую 10 июля V Всероссийским съездом Советов 1918 г.

Главной особенностью данной конституции было то, что она не столько создавала новые формы правления, сколько фиксировала и регулировала те формы, которые стихийно складывались в ходе революционной социальной перестройки. В конституции проявилось стремление определить и закрепить географически и идеологически результаты революции, придать им характер цельного правового оформления, покончить с временным статусом "рабоче-крестьянского правительства" страны.

Конституция законодательно закрепила переход основных средств производства в собственность государства и народа, формальное равноправие наций, федерацию, как форму наиболее приемлемую для многонационального государства.

В сфере публичного права Конституция устанавливала неравноправие различных социальных групп населения. Например, в ходе выборов в высшие органы власти 5 голосов крестьян приравнивались к 1 голосу рабочего, преимущества городских рабочих в сравнении с крестьянством подчеркивались в ходе многоступенчатых выборов (непосредственно населением избирались только городские и сельские Советы). По смыслу статей Конституции роль крестьянства определялась в качестве "меньшего брата" пролетариата, силы ведомой и направляемой последним. Участие иных социальных групп в выборах органов власти вообще исключалось, равное избирательное право отсутствовало.

Конституция 1918 г. законодательно закрепила сложившуюся систему Советов, подробно рассмотренную в 1 вопросе. Согласно Конституции высшим органом государственной власти признавался Съезд Советов, высшим законодательным, исполнительно-распорядительным и контролируемым органом между съездами - ВЦИК, который образовывал правительство Республики - СНК. Органами Советской власти на местах утверждались областные, губернские, уездные (районные), волостные съезды Советов, городские и сельские Советы и их исполкомы. Вся система органов власти строилась на основе принципа демократического централизма, пришедшего из практики партийного строительства.

Конституция не признавала разделения законодательной и исполнительной властей. И ВЦИК и СНК были в равной мере и законодательными и исполнительными органами. Определения в Конституции, касавшиеся полномочий соответственно Всероссийского съезда Советов, ВЦИК и СНК показывали, главным образом, различия не функций, а места в иерархии.

Функции Всероссийского съезда Советов и ВЦИКа определялись в ст.49 совместно, без какой-либо попытки провести различия между ними. Всероссийский съезд Советов согласно ст.51 имел лишь две функции, которыми не обладал ВЦИК: "установление, дополнение и изменение основных начал Конституции" и " ратификацию мирных договоров". Тем не менее ст. 49 возлагала на ВЦИК право "утверждения, изменения и дополнения Конституции". Таким образом, из-за подобных формулировок возникал деликатный вопрос, какие же изменения Конституции считать основными? Таким образом, единственной четкой прерогативой Съезда Советов можно считать лишь ратификацию мирных договоров.

Подобная система высших органов власти позволяла с максимальным эффектом использовать на практике тактику партийного манипулирования, использовать государство по образному выражению К. Маркса как "работающую корпорацию в одно и то же время законодательствующей и исполняющей законы". Более того, В.И. Ленин считал взаимную сбалансированность различных ветвей власти вовсе необязательной в Советской республике, основанной лишь на "одной всеохватывающей силе - российском пролетариате и его партии".

Конституция не предусматривала реализацию принципов частного права, как и не предусматривала конституционно-правовых ограничений в деятельности государственных органов. Классово-ограниченный характер первой Российской Конституции не позволяет классифицировать государственное устройство ею закрепленное, как демократическое и правовое.

В условиях гражданской войны опыт очень раннего Советского законодательства вскрыл широкий разрыв между идеалистическими принципами, заложенными в Конституции, и суровой практической реальностью.

 

7. Национальная политика большевиков в 1917-1918 гг.. «Декларация прав народов России».

Национальная политика определялась «Декларацией прав народов России», принятой Совнаркомом РСФСР 2 ноября 1917 г. В ней провозглашалось равенство и суверенность народов России, их право на самоопределение и образование самостоятельных государств. Провозглашение принципа политического самоопределения с одной стороны обеспечивало большевикам поддержку национального пролетариата, но с другой стороны осложняло распространение своей власти на просторах бывшей Российской империи. Этот принцип был на руку национальным элитам, отвергавшим новую власть. Рост центробежных тенденций в условиях системного кризиса империи привёл в 1917-1918 гг. к провозглашению ряда национально-территориальных автономий, к образованию разных «центральных» и областных правительств (к августу 1918 г. их насчитывалось около 20).В декабре 1917 г. Советское правительство признало независимость Украины и Финляндии, в августе 1918 г. - Польши, в декабре - Латвии, Литвы и Эстонии, в феврале 1919 г. - Белоруссии. По мере разворачивания гражданской войны усиливался партийный диктат над национальными процессами. ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ НАРОДОВ РОССИИ акт Сов. пр-ва, положивший начало практич. претворению в жизнь ленинской программы партии по национальному вопросу. Проект декларации был разработан В. И. Лениным и утвержден СНК 2 (15) нояб. 1917. Д. п. н. Р. впервые была опубликована в "Газете Временного рабочего и крестьянского правительства" No 4 от 3(16) нояб. 1917. В тот же день напечатана в газ. "Правда" No 178. Впоследствии в "Собрании узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства", 1917, No 2, ст. 18. Провозглашала осн. принципы сов. нац. политики: равенство и суверенность народов; право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоят. гос-ва; отмена всех и всяких нац. и нац.-религ. привилегий и ограничений; свободное развитие нац. меньшинств и этнографич. групп, населяющих терр. России.На основе Д. п. н. Р. Сов. пр-во признало право на отделение и самоопределение за всеми окраинными нациями. 3 (16) дек. 1917 СНК заявил о признании за укр. народом права па самоопределение и образование Укр. республики; 18 (31) дек. 1917 СНК принял постановление о признании независимости Финл. республики; 29 дек. 1917 (11 янв. 1918) - декрет о Тур. Армении; 7 (20) дек. 1917 - декрет о независимости Эстонии; 22 дек. 1918 - декрет о независимости Латвии и Литвы; 4 февр. 1919 ВЦИК признал независимость Белорусской Сов. Социалистич. Республики. Эти декреты сыграли большую роль в ликвидации нац. гнета и неравенства, в установлении дружбы и доверия между народами, способствовали сплочению народов России вокруг Сов. власти.

8. Выход России из первой мировой войны. Брестский мир и его историческое значение. Переговоры о мире начались 9 декабря 1917г. Делегации государств входящих в состав блока Тройственного союза были представлены статс-секретарем ведомства иностранных дел Р. фон Кюльман (Германия), министром иностранных дел граф О. Чернин (Австро-Венгерская империя), а так же делегатами от Болгарии и Оттоманской империи. В советскую же делегацию на первом этапе вошли 5 уполномоченных - членов Всероссийского центрального исполнительного комитета: большевики А. Иоффе, Л.Б. Каменев, Г. Сокольников, эсеры А.А. Биценко и С.Д. Масловский-Мстиславский, 8 членов военной делегации, секретарь делегации, 3 переводчика и 6 технических сотрудников.

Исходя из общих принципов Декрета о мире 1917 г., советская делегация предложила принять за основу переговоров следующую программу:

.Недопущение насильственного присоединения захваченных во время войны территорий;

2.Вывод войск с оккупированных территорий.

.Восстановление политической самостоятельности народов, лишившихся ее в ходе войны.

.Гарантия возможности независимо решить вопрос о государственной принадлежности путем референдума для национальных групп, не имевших политической самостоятельности до войны.

.Обеспечение культурно-национальной и, при наличии определённых условий, административной автономии национальных меньшинств.

.Отказ от аннексий и контрибуций.

.Решение колониальных вопросов на основе вышеизложенных принципов.

.Недопущение косвенных стеснений свободы более слабых наций со стороны наций более сильных.

После трёхдневного обсуждения странами германского блока советских предложений вечером 12 декабря 1917 г. посол Германии Р. фон Кюльман сделал заявление о том, что Германия и её союзники принимают эти предложения. При этом была сделана оговорка, фактически отрицающая согласие Германии на мир без аннексий и контрибуций.

Констатировав подобным образом присоединение германского блока к советской формуле мира "без аннексий и контрибуций", советская делегация предложила объявить десятидневный перерыв, в ходе которого можно было бы попытаться привести страны блока Антанты за стол переговоров.

Во время перерыва, однако, выявилось то, что Германия имеет несколько иное понимание мира без аннексий, чем советская делегация. Для Германии речь совсем не идёт об отводе войск к границам 1914 года и выводе войск из Польши, Литвы и Курляндии, тем более что, согласно заявлению Германии, Польша, Литва и Курляндия уже высказались за отделение от России, так что если эти три страны теперь вступят в переговоры с Германией о своей дальнейшей судьбе, то это отнюдь не будет считаться аннексией со стороны Германии.

Четырнадцатого декабря 1917 г. советская делегация на втором заседании политической комиссии внесло предложение о выводе войск Советской Россией из оккупированных частей Австро-Венгрии, Турции и Персии, войск держав Тройственного союза - из Польши, Литвы, Курляндии и оккупированных областей России. Кроме того, Советская Россия обещала, в соответствии с принципом самоопределения наций, предоставить населению этих областей возможность самому решить вопрос о своём государственном существовании - в отсутствие каких-либо войск, кроме национальных или местной милиции.

Германская и австро-венгерская делегация, однако, внесли контрпредложение - Советской России было предложено принять к сведению заявления, в которых выражена воля народов, населяющих Польшу, Литву, Курляндию и части Эстляндиии и Лифляндиии, о их стремлении к полной государственной самостоятельности и к выделению из состава территорий Российской империи. Так же предлагалось признать, что данные заявления надлежало рассматривать как выражение народной воли. Кроме того, советской делегации также было сообщено, что Украинская центральная рада направляет в Брест-Литовск свою собственную делегацию. Вследствие вновь открывшихся обстоятельств, а так же нежелания каждой из сторон идти на уступки в процессе переговоров было решено внести временный перерыв и 15 декабря 1917 г. советская делегация выехала в Петроград.

Во время перерыва в работе конференции Народный комиссариат иностранных дел Советской России вновь обратился к правительствам держав блока Антанты с предложением принять участие в мирных переговорах и вновь не получил ответа. В.И. Ульянов-Ленин писал: "Именно англо-французская и американская буржуазия не приняла нашего предложения, именно она отказалась даже разговаривать с нами о всеобщем мире! Именно она поступила предательски по отношению к интересам всех народов, именно она затянула империалистистскую бойню!". [40]

В ходе второго этапа переговоров советскую сторону представляли следующие делегаты Л.Д. Троцкий, А.А. Иоффе, Л.М. Карахан, К.Б. Радек, М.Н. Покровский, А.А. Биценко, В.А. Карелин, Е.Г. Медведев, В.М. Шахрай, Ст. Бобинский, В. Мицкевич-Капсукас, В. Териан, В.М. Альтфатер, А.А. Самойло, В.В. Липский.

Двадцатого декабря 1917 г. советское правительство направило телеграммы председателям делегаций стран Тройственного блока с предложением перенести мирные переговоры в г. Стокгольм. Советская сторона принимала это решение по стратегическим мотивам, т.к. по мнению Совета Народных Комиссаров, там советская делегация могла бы чувствовать себя свободнее, ибо ее радиосообщения можно было бы защитить от перехвата, а телефонные переговоры с Петроградом - от немецкой цензуры. Однако данное предложение было категорически отклонено Германией.

Двадцать второго декабря 1917г. германский канцлер Гертлинг сообщил в своём выступлении в Рейхстаге, о том, что в г. Брест-Литовск прибыла делегация Украинской центральной рады. Германия согласилась вести переговоры с украинской делегацией, надеясь использовать данный факт в качестве рычага воздействия против Советской России, и против своего союзника - Австро-Венгрии. Украинские дипломаты, которые вели предварительные переговоры с немецким генералом Гофманом, первоначально заявляли о своих претензиях на присоединение к Украине Холмщины (входившей в состав Польши), а также австро-венгерских территорий - Буковины и Восточной Галиции. Гофман, однако, настоял, чтобы они снизили свои требования и ограничились одной Холмщиной, согласившись на то, чтобы Буковина и Восточная Галиция образовали самостоятельную австро-венгерскую коронную территорию под владычеством династии Габсбургов. Именно эти требования они и отстаивали в своих дальнейших переговорах с австро-венгерской делегацией. Переговоры с украинской делегацией затянулись так, что открытие конференции пришлось перенести на 27 декабря 1917 г.

Открывая конференцию, Р. фон Кюльман заявил, что, поскольку в течение перерыва в мирных переговорах ни от одной из основных участниц войны не поступило заявления о присоединении к ним, то делегации стран Тройственного союза отказываются от своего ранее выраженного намерения присоединиться к советской формуле мира "без аннексий и контрибуций". И Р. фон Кюльман, и глава австро-венгерской делегации О. Чернин высказались против перенесения переговоров в г. Стокгольм. Кроме того, - поскольку союзники России не ответили на предложение принять участие в переговорах, речь теперь, по мнению германского блока, должна будет идти не о всеобщем мире, а о сепаратном мире между Россией и державами Тройственного союза.

На следующее заседание, состоявшееся 28 декабря 1917 г., Германией была приглашена и украинская делегация. Её председатель В. Голубович, огласил декларацию Центральной рады о том, что власть Совета Народных Комиссаров Советской России не распространяется на территорию Украины, а потому Центральная рада намерена самостоятельно вести мирные переговоры. Р. фон Кюльман обратился к Л. Троцкому, возглавившему советскую делегацию на втором этапе переговоров, с вопросом, следует ли считать украинскую делегацию частью русской делегации или же она представляет самостоятельное государство. Л. Троцкий, перед лицом фактически сложившейся ситуации, признал украинскую делегацию самостоятельной, что дало возможность Германии и Австро-Венгрии продолжать контакты с Украиной, в то время как переговоры с Россией приобрели тупиковое положение.

Р. фон Кюльман вручил советской стороне условия мира, предлагаемые Австро-Венгрией, согласно которым от России отторгались территории княжества Польского, Литвы, Курляндии, части Эстонии и Лифляндии, переходившие под покровительство Германии.

После отказа правительства украинской Центральной рады противодействовать сторонникам Л.Г. Корнилова и А.М. Каледина Украина 22 января 1918 провозгласила государственный суверенитет. На ее территории образовались сразу несколько советских республик, избравших на своём объединительном съезде столицу в г. Харьков. Двадцать шестого января 1918 Киев был занят войсками Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА). Двадцать седьмого января 1918 делегация Украинской Народной Республики подписала отдельный сепаратный мир с Центральными державами Тройственного союза в г. Брест-Литовске, предполагавший признание суверенитета Украины и военную помощь против войск РККА в обмен на поставки продовольствия. 28 января 1918 г. глава советской делегации Л. Троцкий отверг германские условия мира, выдвинув лозунг "Ни мира, ни войны". Пятого февраля 1918 г. войска Германии и Австро-Венгрии начали наступление по всей линии "Восточного" фронта.

К 18 февраля 1918 г. германские войска захватили Эстонию. Советской властью большевиков была организована попытка оказать сопротивление германской армии. Так, под г. Псковом части отходящей русской армии столкнулись с немецким отрядом, уже занявшим город. Прорвавшись через город и взорвав склад с боеприпасами, русская армия заняли позиции под Псковом. Кроме того, под г. Нарву были направлены отряды моряков и отряды Красной Гвардии из рабочих во главе с П.Е. Дыбенко. Но рабочие отряды были составлены из ополченцев, не представлявшими серьезной военной силы, а моряки были плохо дисциплинированы и не умели воевать на суше. Под Нарвой германским войскам удалось рассеять отряды красногвардейцев, П. Е Дыбенко принял решение отступить. К 23 февраля 1918 г. германские войска и так находившиеся в близости от Петрограда поставили под угрозу оккупации столицу. И хотя, из-за растянутости коммуникаций германская армия не имела возможностей для наступления вглубь России, правительство Советской России опубликовало воззвание "Социалистическое отечество в опасности!", в котором призвало к мобилизации всех революционных сил на отпор врагу. Однако армии, которая могла бы защитить Петроград, у большевиков не было.

Одновременно с этим, руководитель партии большевиков В.И. Ульянов-Ленин столкнулся с жесткой внутрипартийной полемикой о необходимости заключения мира. Так, Л. Троцкий, как основной оппозиционер точке зрения В.И. Ульянова-Ленина о срочной необходимости заключения мирного договора, осознал, что в случае раскола большевистской партии организовать сопротивление германскому вторжению будет невозможно.Л. Троцкий был вынужден уступить и принять точку зрения В.И. Ульянова - Ленина, что позволило вопросу о заключении сепаратного мира получить большинство. Третьего марта 1918 г. Брест-Литовский мирный договор был подписан.

Условия сепаратного мира, выдвигаемые Германией к Советской России, были крайне тяжелыми. Согласно им:

От территории России отторгались привислинские губернии, Украина, губернии с преобладающим белорусским населением, Эстляндская, Курляндская и Лифляндская губернии, Великое Княжество Финляндское, Карсская область и Батумская область (на Кавказе).

Советское правительство прекращало войну с Украинской Народной Республикой и заключало с ней мир.

Армия и флот России демобилизовывались. Балтийский ВМФ выводился из своих баз в Финляндии и Прибалтике, а Черноморский ВМФ со всей инфраструктурой передавался державам Тройственного союза.

Советская Россия выплачивала Германии репарации в виде 6 миллиардов марок и возмещение за убытки, понесенных Германией в ходе русской революции - 500 млн. золотых рублей.

Советское правительство обязывалось прекратить революционную пропаганду в державах Тройственного союза и союзных им государствах, образованных на территории бывшей Российской империи.

Однако уже на VII съезде РКП (б) 6-8 марта столкнулись позиции В.И. Ульянова-Ленина и Н.И. Бухарина. Исход съезда решил авторитет В.И. Ульянова-Ленина - его резолюция была принята 30 голосами против 12 при 4 воздержавшихся. Компромиссные предложения Л. Троцкого сделать мир со странами Тройственного союза последней уступкой и запретить ЦК заключить мир с Центральной радой Украины были отвергнуты. Полемика продолжилась на IV съезде Советов, где против ратификации выступили левые эсеры и анархисты, а левые коммунисты воздержались. Но благодаря существовавшей системе представительства большевики имели на съезде Советов заведомое большинство. В ночь на 16 марта мирный договор был ратифицирован.

Победа блока Антанты в Первой мировой войне и подписание Компьенского перемирия 11 ноября 1918 г., согласно которому все договоры, заключенные ранее с Германией, объявлялись недействительными, позволили Советской России аннулировать Брест-Литовский мирный договор 13 ноября 1918 г. и вернуть значительную часть отторгнутых в результате Брест-Литовского сепаратного договора территорий. Германские войска были вынуждены покинуть территории Украины, Прибалтики, Белоруссии.

Брест-Литовский мирный договор, в результате заключения которого от Советской России были отторгнуты большие территории, закреплявший потерю значительной части сельскохозяйственной и промышленной базы страны, вызвал оппозицию по отношению к большевикам со стороны всех политических сил страны. Состоявшие в союзе с большевиками и входившие в состав советского правительства большевиков левые эсеры, а также образовавшаяся фракция т. н. "левых коммунистов" внутри РКП (б) трактовали данный мирный договор как "предательство мировой революции", поскольку заключение мира на "Восточном" фронте объективно укрепляло консервативный режим в Германии.

Брест-Литовский мир не только позволил находившимся в 1917 г. на грани поражения державам Тройственного союза продолжить войну, но и дал им шанс на победу, позволив сосредоточить все свои силы против войск блока Антанты во Франции и Италии, а ликвидация Кавказского фронта позволила Оттоманской империи активизировать действия против войск Великобритании на Ближнем Востоке и в Месопотамии.

Кроме того, Брест-Литовский мир послужил катализатором к активизации действий оппозиционной власти большевиков контрреволюции и образованию контрреволюционных демократических режимов эсеровских и меньшевистских правительств в Сибири и Поволжье. Капитуляция перед Германией стала вызовом национальным чувствам русского народа.

По мнению В.И. Ленина, обязательным условием победы большевистской революции в России был срочный выход страны из первой мировой войны. Выход России из войны в начале 1918 г. был возможен только при разрыве союзнических отношений с Антантой и заключении сепаратного мира с Германией — что фактически означало капитуляцию России со всеми последствиями. Данное решение было тяжелым, явно непопулярным и непатриотичным как с точки зрения авторитета России в мире, так и с точки зрения его восприятия народом. Оно стало первым крупным политическим решением большевистского руководства после провозглашения диктатуры пролетариата. Поскольку временное перемирие с Германией, заключенное после октябрьского переворота, истекало, в январе — феврале 1918 г. в руководстве большевиков разгорелись ожесточенные дискуссии по поводу выхода или невыхода России из войны. Преобладали три точки зрения:

 

- война до победного конца, которая должна окончательно раз­жечь мировую революцию (Н.И. Бухарин);

- срочное прекращение войны на любых условиях (В.И. Ленин);

- не заключать мир, но и не вести войну ("ни войны, ни мира"), надеясь на классовое сознание немецких рабочих в солдатской форме (Л.Д. Троцкий).

 

2. Первоначально взяла верх точка зрения Л.Д. Троцкого, которому было поручено вести переговоры. Однако данная позиция потерпела крах — в феврале 1918 г. немецкая армия, не проявив никакой рабочей солидарности, начала массированное наступление на невоюющую русскую армию. Возникла угроза наступления немцев на Петроград и Москву и их взятия. 23 февраля 1918 г. части формирующейся Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) с большим трудом под Псковом остановили немецкое наступление. Этот день стал днем рождения новой, первоначально Красной, а затем, Советской Армии — Вооруженных Сил РСФСР и СССР.

 

3. В начале марта 1918 г. в г. Брест-Литовске были возобновлены переговоры между советским правительством и германским командованием. Переговоры шли исходя из принятого плана Ленина — мир на любых условиях. 3 марта 1918 г. между РСФСР и Германией был подписан мирный договор, вошедший в историю как Брестский мир. Согласно данному договору:

 

- Россия (РСФСР) выходила из первой мировой войны;

- выходила из блока Антанта и отказывалась от союзнических обязательств перед ней;

- передавала Германии Украину, западную часть Белоруссии, Прибалтику;

- выплачивала контрибуцию в размере 3 млрд руб.

 

Данный договор был одним из самых унизительных, которые когда-либо подписывала Россия, во всей ее истории. Однако большевики пошли на этот шаг, обращая особое внимание на то, что Германия, при всех ее требованиях, согласна с большевистским режимом, и то, что вопрос стоит о спасении большевистской революции, что большевиками ставилось гораздо выше всех иных интересов.

 

4. Брестский договор имел небольшую кратковременную выгоду для большевиков — на несколько месяцевбольшевистское руководство получило передышку от внешней войны с Германией. Впоследствии, негативные последствия Брестского мира значительно превысили позитивные.

 

- несмотря на фактическую капитуляцию России, война окончилась через 9 месяцев революцией в Германии и победой Антанты;

- Россия лишилась всех экономических и политических преимуществ государства-победителя, которые она могла получить га многолетние тяготы войны;

- высвобождение с фронта большого количества солдат, которые привыкли воевать, способствовало разрастанию гражданской войны;

- Брестский мир не избавил Россию от внешней войны — в марте 1918 г. в ответ на подписание сепаратного мира большевиками Совет Антанты принял решение об интервенции в Россию;

- вместо войны с одной ослабевшей Германией России пришлось вести войну с 14 государствами Антанты, вторгшимися сразу с нескольких фронтов.

 

5. Заключение Брестского мира раскололо коалицию между большевиками и левыми эсерами. IV Чрезвычайный съезд советов, состоявшийся в марте 1918 г., ратифицировал Брестский мирный договор. В знак протеста левые эсеры вышли из правительства. После 4 месяцев большевистско-левоэсеровской правительственной коалиции правительство РСФСР вновь стало полностью большевистским.