Передняя Азия

Библия

Духовная жизнь

Умеющих читать и писать людей было достаточно. Главное свидетельство тому -египетская литература, которая имела почти все те жанры, которые известны теперь.

Имена авторов практически неизвестны, произведения большей частью дошли до нас анонимно. В принципе, египетская литература не уступала античной.

То же касается египетского искусства. Строительства монументальных объектов требовали декоративных решений. Они и были. Отсюда и весьма однобокий взгляд на египетское искусство. До нас дошли:

Храмовые росписи (фрески)

Декорации дворцов и усадеб

Оформления гробниц, усыпальниц и саркофагов

Предметы ювелирного искусства

В силу этого об египетском искусстве можно говорить только в связи с религией.

Одна из особенностей -изображение фараона намного большим, чем все остальные люди на картине; иногда имеет место его выделение цветом. Члены царской семьи зачастую изображались среди богов, причем тогда фигуры изображались равновеликими.

Посмертная маска Тутанхамона из золота, украшенного драгоценными камнями, имеет вес в 80 кг. При этом нельзя ее оценивать как ювелирное украшение. Всего в гробнице его было найдено около 2 тонн золота.

Существует "Книга мертвых", инструкции для отходящих в загробный мир, являющаяся древнейшей книгой Египта, в принципе относится к литературе, поскольку не было предназначено для прочтения живыми.

Когда мы говорим о литературе Египта, мы имеем в виду прежде всего литературу светского образца.

Кто мог позволить, на внешних стенах гробницы своей писал славословие себе. Сказки, поучения, любовные истории, сказания -основные жанры. Имеются и образчики эпистолярного жанра -переписка между фараоном и правителями иных земель (Амарнский архив).

Достоверно известно только одно египетское поэтическое произведение -XVIIIв до н.э., надпись на гробнице

 

 

I семестрСтр.11

Скульпторы, как и архитекторы, относились под покровительство Птаха. Наиболее из деятелей даного направления известны Имхотеп, Аменхотеп Синхапу (строительство Карнакского храма).

Достоверно известно только одно египетское поэтическое произведение -XVIIIв до н.э., надпись на гробнице "я воздвиг себе памятник, тверже меди, пирамид выше каменных". Сложность доказательства поэтичности в том, что неизвестно точное произношение египетских иероглифов.

Зачастую греческие авторы знали египетскую литературу и пересказывали ее сюжеты в своих произведениях, как Геродот.

Библия говорит о "египетском плену", "египетских казнях", исходе евреев, укладе жизни египтян. Отсюда ее ценность как источника по истории древнего Египта. Праздник исхода у евреев есть "пейсах", у христиан есть "пасха", у мусульман есть "хиджра". То же касается чисто библейской специфики существования игры намеков, связанных с этим исходом. Евреев выводит "Моше" (Моисей), а следующий пророк по библии будет "Мошех" (Намазанный) -Помазанник Божий.

Упомянутого в Библии фараона исследователи считают Рамзесом II.

Библейская ветхозаветная традиция в принципе является общей для христиан, иудеев и мусульман и является связанной с египетским периодом, отраженная даже в Коране.

Греческая культура во многом является наследником Египетской. Это касается терминологии, сюжетов, техник, методик и т.д.

Особо следует упомянуть египетское влияние в области культовых и мистических процедур, которые лежали в основе многих иностранных культов тех и последующих времен. Культ Исиды оказал значительное влияние на христианский культ Богоматери.

Немалое количество совпадений в сказках Египта и в комплексе сказок "1000 и одна ночь". Образ пирамиды широко распространен в Мире. Образ "посвященных", рожденный в Египте, активно принят тайными обществами.

Месопотамия -зона активных контактов

План

Становление производящего хозяйства в передней Азии

Становление производящего хозяйства в Месопотамии (Ранняя история Месопотамии)

Шумерская цивилизация

Аккадский период в истории Месопотамии

Третья династия Ура

Под передней Азией мы понимаем регион, ограниченный Средиземным морем с одной стороны и Каспием и Тигром с другой. Этот регион в западной литературе обычно называют "Ближний Восток". Вообще название "Передняя Азия" было введено немцами именно как географический термин, чтобы обособиться от более политического термина "Ближний Восток"

Именно здесь находится "плодородный полумесяц" -восточная и юго-восточная часть Передней Азии -первый регион возникновения производящего хозяйства и одновременно самый ранний регион сознательного знакомства человека с металлами -метеоритным железом.

Производящее хозяйство здесь установилось еще в IXтыс. до н.э.

Эта территория в постледниковый период был готов для жизни сразу. Однако именно ПП определяет, какая часть региона наиболее благоприятна заселению людьми и ведению производящего хозяйства. Особенность ПП, равно как территории Египта, в том, что его площадь сравнительно невелика.

Климатические флуктуации периода сильны и здесь, поэтому во время климатических катаклизмов уровень населения значительно падает, вплоть до того, что отдельные общины земледельцев вынуждены вернуться к присваивающему кочевому хозяйству.

Именно поэтому фактически регион не имеет в плане хозяйственного развития практически никакого преимущества перед Египтом, хотя развитие земледения тут началось значительно раньше.

В отличии от долины Нила, местные природные условия таковы, что хозяйственное освоение местных рек значительно усложнено. Нил -река грозная, но его разливы имеют устойчивую, предсказуемую структуру разливов. Местные реки такого режима разливов не имеют. Также здесь не имеется знаменитых нильских наносов.

В целом климат региона можно в то время охарактеризовать как степной. Плодородность несравнима с египетской, земли северной Месопотамии не могут использоваться с той же интенсивностью, что и земли долины Нила.

В целом плодородная территория ограничена территорией между Тигром и Евратом.

Первое оседлое поселение в Месопотамии возниает во вт. пол. IXтыс. под названием Мюрейбид. Особенность его в использовании и пересевании дикорастущих злаков. Видны следы искусственного вмешательства человека и попыток скрещивания. Джарма есть поселение в северо-восточном Ираке, сер. IIX тыс., особенность которого в том, что его сельскохозяйственные традиции легли в основу сельскохозяйственных традиций северной Месопотамии. Существует до VIтыс. до н.э., население 150-300 человек. Поселения -его наследники, возникают в сер. VI тыс. и образуют две зоны -Северного Евфрата и Нижнего Евфрата. Их обычно называют раннеземледельческими, поскольку земледелие не является основой для их хозяйства.

Серверная зона традиционно имеет четыре ступени становления. Первый по имени поселения Умм-Дебагия, второй по Хассуна, третий по Самарра, четвертый по Халафа.

Умм-Дебагия. Дома состояли из нескольких комнат, изготавливались из дерева, гипса и тростника. Основа хозяйства есть охота. Развивается обработка глины и гончарное дело. В последний период своего существования Умм-Дебагия начинает знакомится с земледелием и животноводством. Первая доместифицированная культура есть ячмень. Влияние земледелия незначительно.

Хассуна. Есть раннеземледельческое образования. Культура большая по своему распространению. Население самой Хассуны насчитывает более 500 человек. Доместифицированы козы, овцы и свиньи. Из злаковых растят однозернянка, хлебная пшеница и ячмень. Специфика в орудиях обработки земли: почвы не тяжелые, но тяжелые для обработки. Орудия каменные, рзавитие их связывают с малоазиатской традицией. Используется обсидиан (вулканическое стекло), который есть анатолийский, и методики обработки оттуда же. Используются отделочные мрамор, бирюза и сердолик. Ознакомление жителей с металлургией -очень рано, в VI тыс. Найдены украшения из меди и орудия холодной ковки. Структура общества есть племенная -несколько родовых общин. Социальной дифференциации в явном виде нет.

Самарра. Ближе к концу VI тыс. Насчитывает несколько поселений. Классическим поселением считается Тель-ас-Савван, которое возникает в сер. VI тыс. и со временем становится классическим поселением самаррской культуры. Дома большие -по 15 комнат, но внутри нет ни очагов, ни какой бы то ни было мебели (сооружений, связанных с бытом). Сооружение строится из кирпича-сырца, который вскоре станет основным строительным материалом. Развивается гончарство по линии магистрального развития; ювелирное дело. Широко используется алебастр. Продолжается использование анатолийского обсидиана. Мелкий рогатый скот становится основой животноводства региона. Выпас осуществлялся с использованием собаки. Свиньи уходят из использования в регионе. Охота и собирательство уходят на второй план, земледелие с

 

 

I семестрСтр.12

уходят из использования в регионе. Охота и собирательство уходят на второй план, земледелие с животноводством занимают господствующие позиции. Еще новация -сознательное использование некоторых оросительных систем. Возделываются гибридные сорта пшеницы и ячменя, крупносеменной лен. Развивается льняное ткачество. Конец VI тыс. связан с очередным местным климатическим оптимумом. Отметим, что к концу VIтыс. Тель-ас-Савван был обнесен защитной стеной. Еще одна особенность -пристраивание к домам зернохранилища, что говорит о превышении урожайности над повседневными потребностями. Т-образные сооружения, возникающие здесь, будут в дальнейшем основой для развития всех зернохранилищ региона, в первую очередь в плане их внутреннего устройства. В период не происходит развитие металлургии, что во многом объясняется небольшим количеством месторождений металлов в регионе.

Халафа. В конце VI-начале V тыс. и до конца V тыс. Самая обширная культура, захватывает верхний Евфрат, Верхний Тигр, Восточное средиземноморье, но не распространяется на юг. Дома снова небольшие, но сооружаются крупные круглые сооржуения, именуемые талосами, которые считаются наследниками Т-образных зернохранилищ, которые теперь строятся не отдельно для каждого строения, но общее для всего поселения. Медь известна, но особого хозяйственного значения не имеет. Обсидиановые орудия труда сохраняют господствующее положение. Керамика достигает небывалых высот. Она есть основной экспортный товар и обсидиан покупали именно за нее. Социальная организация есть та же племенная структура, однако выделяются люди, имеющие больший материальный достаток. Начинается формирование трансиранской торговой магистрали (Средиземноморье-Индия). Окончательно этот торговый путь сложится в IVтыс. до н.э. Торговля начинает играть значительную роль. Появляются профессиональные торговцы и караванщики. В третьем тыс. месопотамская культура дойдет до южного Туркменистана. Возможности для развития производящего хозяйства при использовании каменных орудий были окончательно исчерпаны.

В пятом тыс. южная зона начинает вырываться в области земледелия вперед. Во многом это объясняется то, что ранее это была заболоченная территория дает огромные урожаи. Южная культура называется по названию поселения Убейд, которая в V тыс. переживает период формирования. Урожаи огромны, единственная проблема есть борьба с разливами. Середина V тыс. здесь есть начало оптимума. Есть и минусы. Почти нет подходящих для доместикации диких растений. Животных, пригодных для, нет вообще. Осадков мало, летом очень жарко, зимой холодно. Река -единственный источник влаги. Отсутствует камень. Леса нет. Руд нет. Поделочного камня (для торговли) нет. Есть тростник и глина (в любых количествах). Соответственно, первые жилые дома строятся из кирпича-сырца и тростника. В V тыс. население прежде всего занимается рыболовством и охотой на дичь. По возможности осваивает животноводство. Пастбища приречные. Очень рано население сообразило про перспективы земледелия, а вот ремесло, несмотря на наличие все материалов, развивается крайне замедленно по сравнению с Северной Месопотамией. Единственное поселение, которое условно можно считать городом есть Эреду. В нем было нежилое поселение -святилище, вокруг которого жила знать, затем ремесленники, затем земледельцы. Затем, к концу V тыс. в нем живет 5 тыс. человек, что больше чем в поселениях Халафской культуры.

В середине IVтыс. южные поселения становятся такими же крупными, как и Эреду, со святилищем в центре. Со временем именно в святилище организуется центральное зернохранилище поселения. Возникают первые защитные сооружения, прежде всего защищающие от наводнений.

Площадь поселений невелика -плотность населения высока. Посевные площади ограничены. Рост возможен только за счет увеличения урожайности и ремесленной составляющей. Так и произошло.

В IVтыс. южная культура распространяется на север и халафская культура приходит в упадок во всем, кроме производства керамики. Зерно юга становится дешевле, чем зерно, производимое на севере. Южная Месопотамия в IV тыс. по населению значительно превышает Север. Сложившаяся хозяйственная специализация скажется на дальнейшей судьбе региона.

Южные технологии орошаемого земледелия будут распространятся вместе с продуктом, но специфика Северного Евфрата такова, что ее массовое использование там невозможно. Север в основном уйдет в торговлю.

В IVтыс. складываются тесные торговые связи между Севером и Югом, который встраивается в торговую сеть Севера. Первое доказательство караванного пути, в который включен Юг, есть обнаружение там поделочного камня амазанита, ближайшие месторождения которого есть в Индии.

Социальная организация. Большинство исследователей единодушны в том, что во главе всех месопотамских объединений стоят жреческие корпорации. Во главе стоят храмы, которые имеют духовное, хозяйственное и политическое господство. Неизвестно, существуют ли военные вожди и каковы их отношения со жрецами.

Убейтская культура становится платформой для развития дальнейших культур Юга. Конец IVтыс. есть резкий всплеск активности судя по всему пришлого населения. В это время местное население принимает самоназвание шумеры, и главный их центр есть Урук.

В это же время четко фиксируется формирование территориального общества. Значительный компонент инородного населения + большое количество собственного = территориальное образование.

Территориальные образования вызывают появление письменности. Принципиальное отличие урукского периода от убейтского, кроме клинописи, есть строительство очень больших святилищ, что они называют храмы. Появляются сложные цилиндрические печати, из глины или из камня. Храм Урука напоминал храм Эреду убейтского периода, но был намного больше.

У каждого города был свой бог-покровитель. Во всех городах были святилища Иннаны (Иштар) -богини-матери, плодородия и страсти. В Уруке главный храм есть храм бога неба Ану. Главный храм строился из камня и кирпича.

В период расцвета Урука в нем было 6 святилищ Иннаны. В это время возникает правило: "поселение основывается одновременно со святилищем". Святилище обычно находится в центре поселения. Однажды построенный храм не может быть разрушен или перенесен.Ни одно сооружение в городе не может быть больше в любом измерении, чем храм. В случае надобности храм может быть перестроен в смысле достроен. Поэтому месопотамские храмы есть вечные стройки. Возможность достройки предусматривается всегда. Этот принцип сохраняется всегда, на всем протяжении шумерской культуры. К началу IIIтыс. храмы, подобные Урукскому, стояли в Неппуре, Кише, Эриду, Уре.

Признак наследия шумеров -цилиндрические печати, которые есть резьба по камню, демонстрирующая немалые навыки и длительную практику подобных действий. Печать -правильный цилиндр, высотой 2,5-7,5 см. Толщина от 5 мм. до 2 см. Узор наносился путем проката по сырой глине. Традиция подобной постановки печати сохранялась непрерывно на протяжении 4 тыс. лет. Маркировались товары, ремесленные изделия, собственность (знак хозяина). Говорят, что эти клейма первыми свидетельствуют о частной собственности.

Отметим, что резьба по камню в шумере была крайне развита, хотя камня тут почти не было. Неудивительно в связи нехватки материала развитие тут архитектуры и скульптуры малой формы.

Происходит значительный скачок в керамической обработке. Изящество по сравнению с хассунским периодом значительно падает, но при этом начинается использование гончарного круга, возможно первым регионом в мире. Эта керамика является значительно более массовой, нежели изящная хассунская, вытесняя ту из всех областей, кроме сакральной.

Металлургия слабо развита в связи с отсутствием металла. Тип обработки известных месопотамских орудий свидетельствует об их малоазиатском происхождении. В принципе на привозном сырье было освоено медное и бронзовое литье, причем с очень малы интервалом -несколько сот лет.