Естественнонаучные идеи русской психологической мысли начала XX в.

Когнитивная психология как научное направление.

Процессы передачи информации, управляющей поведением живых систем, происходят в различных формах с момента появления этих систем на Земле. Генетическая информация, определяющая характер наследственности, переходит от одного организма к другому. Животные общаются со средой и между собой посредством первой сигнальной системы (по И.П. Павлову). С появлением человека в недрах созидаемой обществом культуры возникают и развиваются язык и другие знаковые системы. Научно-технический прогресс привел к изобретению информационных машин. Тогда и сложилась наука (ее «отец» – Н. Винер), которая стала рассматривать все формы сигнальной регуляции с единой точки зрения как средства связи и управления в любых системах технических, органических, психологических, социальных. Она была названа кибернетикой(от греч. «кибернетике» – искусство управления). Ею разработаны специальные методы, позволившие создать для компьютеров множество программ по восприятию, запоминанию и переработке информации, а также обмену ею.

Появление информационных машин, способных с огромной быстротой и точностью выполнять операции, считавшиеся уникальным преимуществом человеческого мозга, оказало существенное влияние и на психологию. Возникли дискуссии относительно того, не является ли работа компьютера подобием работы человеческого мозга, а тем самым и его умственной организации. Ведь информация, перерабатываемая компьютером, может рассматриваться как знание. Ав запечатлении, хранении и преобразовании знания состоит важнейшая ипостась психической активности. Образ компьютера («компьютерная метафора») изменил научное видение этой активности. В результате произошли коренные изменения в американской психологии, где десятилетиями господствовал бихевиоризм.

Бихевиоризм, как отмечалось, притязал на строгую объективность своих теорий и методов. Считалось, что психология может быть точной наукой, подобной физике, пока она ограничивается объективно наблюдаемым внешним поведением организма. Отвергалось любое обращение к тому, что, говоря языком И.М. Сеченова, «нашептывает обманчивый голос самосознания» (интроспекции),любые показания субъекта о своих переживаниях. Признавались фактами науки только те, которые можно измерить в сантиметрах, граммах и секундах.

Предмет, достойный имени научной психологии, сводился к отношению «стимул – реакция». В то же время в необихевиоризмесложилось представление о том, что в промежутке между этими двумя главными переменными действуют и другие переменные. Толмен назвал их «промежуточными». Одна из промежуточных переменных была названа «когнитивной картой», создавая и используя которую организм ориентируется в проблемной ситуации. Это подрывало главный постулат бихевиоризма. Сокрушительный удар по нему нанесло возникшее в середине XX в., под впечатлением компьютерной революции, новое направление, названное когнитивнойпсихологией (от лат. «когнитио» – знание, познание). Во главу угла когнитивная психология поставила изучение зависимости поведения субъекта от внутренних, познавательных (информационных) вопросов и структур (схем, «сценариев»), сквозь призму которых он воспринимает свое жизненное пространство и действует в нем. То, в чем классический бихевиоризм отказывал человеку (восприятие, запоминание, внутреннее преобразование информации), оказалось делом объективно, независимо от человека, работающего компьютера. В свете этого рухнуло представление о том, что извне незримые познавательные (когнитивные) процессы недоступны объективному, строго научному исследованию.

Естествознание – совокупность наук о природе (биологии, физики, химии, астрономии, геологии и др.), обусловливающих постижение ее законов путем труда человека и применение объективных природных закономерностей в интересах социального эволюционного развития.

Центральным вопросом донаучного периода психологии являлся вопрос о связи души как независимого или зависимого начала от материи. Главным образом, философские мысли о душе и о мире не были в научном смысле предметом исследования до конца XIX в.

Основоположником научной психологии стал немецкий ученый В. Вундт (1832–1920), открывший первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге в 1879 г.

Следуя идеям ассоциатизма, главной задачей психологии как дисциплины он полагал исследование таких частей сознания, как чувства, положительные и отрицательные для человека физические волнения, а также закономерности взаимосвязей между этими частями. Теория В. Вундта получила наименование «теория элементов сознания». Своим изучением он определил введение в исследование деятельность центральной нервной системы опытным путем, базируясь на естественнонаучном методе предшественников в исследовании функционирования психики.

Предшествующие исторические исследования в естественнонаучных областях принадле-

жат деятельности М. В. Ломоносову как одному из родоначальников естествознания, чьи работы нашли всеобщую известность лишь с середины XIX в. Проведенные им исследования в сферах химии, физики, астрономии и других науках обусловили область формирования психологии как науки не только гуманитарного, но и естественнонаучного содержания.

Предпосылками научно аргументированного исследования психологии также были:

1) миропонимания русских революционных демократов, воздействовавшие на появление научных подходов (И. М. Сеченова, В. Вунд-та, М. В. Бехтерева, И. П. Павлова), опытным путем изучающих деятельность психики с физиологических точек зрения;

2) начальные усилия истолкований функционирования мозга;

3) донаучные теоретические идеологии на существенность роли взаимодействия химических элементов в процессе жизнедеятельности организма при превалирующей регуляции рациональной основы;

4) работы Ч. Дарвина по теории эволюций и выживаемости видов, что получило свое развитие в марксистском течении, поддерживающем материалистические, метафизические взгляды на соотношение природных закономерностей и субъективных форм психического отображения.

Началом для появления научного направления исследования психики явилось материалистическое миропонимание на природу и роль мозга как ее главного носителя познания.