КУРСОВАЯ РАБОТА
Учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Вопрос
Вопрос.
Жизнь и деятельность Галимджана Баруди, как крупнейшего общественного деятеля, педагога и богослова, привнесшего в татарскую общественно-политическую мысль новые идеи и подходы, направленную на преобразование различных сторон жизни татарского общества до сих пор изучена недостаточно.
Первые сведения о Г. Баруди, как автора новометодных учебников для шакирдов, содержатся в книге Г. Фаезханова «Мухаррик аль-афкяр» («Движущие мысли»), посвященной известным татарским личностям, внесшим вклад в духовную жизнь народа. Г. Фаезханов, отметив огром-ное значение этих учебников в распространение новых методов обучения в мусульманских учебных заведениях, возлагал большие надежды на Г. Баруди как идеолога джадидизма в деле просвещения татарского народа6.
В начале XX века медресе «Мухаммадия» и деятельность Г. Баруди широко освещались на страницах газет и журналов, таких как «Мек-теб»7, «Тэрбияи атфаль»8, «Аль-ислах»9, «Казан мухбире»10, «Йолдыз».11
Небольшие статьи, посвященные учебникам Г. Баруди и его педагогической деятельности, содержатся в таких популярных календарях как «25 еллык адресной календарь» («Двадцатипятилетний адресной календарь») Ф. Халиди (1898)12 и «Заман календаре» («Современный календарь») Ш. Шахидуллина (1910)13.
Работа посвящена периодам его учебы и становления его как личности. Ю. Акчура дал высокую оценку деятельности Г. Баруди как первопроходца, сумевшего преодолеть огромные трудности в деле изменения системы обучения в мусульманских учебных заведениях, возглавившего целое направление в народном образовании и подготовившего целую плеяду единомышленников и последователей14. Баруди как родоначальника джадидизма и крупного общественного деятеля, посвятившего всю свою жизнь просвещению своего народа. Следует отметить, что книга написана его современником и соратником, хорошо знавшим самого Г. Баруди и его окружение. Деятельность новометодного медресе «Мухаммадия», возглавляв-
шегося Г. Баруди, также вызывала живой интерес. Тем не менее, нужно признать то, что деятельность Г. Баруди до сих пор рассматривается в основном как организатора медресе «Мухам-мадия». Несомненно, созданное им в конце XIX века учебное заведение сыграло заметную роль в истории татарского народа и заслуживает особого внимания. Между тем, деятельность Г. Баруди не ограничивается только организацией учебного процесса в медресе, он так же написал и опубликовал около тридцати учебников, которые во многом способствовали распространению нового метода, издавал религиозно-литературный журнал «Ад-дин ва аль-адаб», открыл публичную библиотеку, предоставив населению Казани, возможность ознакомиться с редкой и ценной литературой, исполнял обязанности имам-хатиба, дважды был избран муфтием Центрального духовного управления мусульман России.
Среди публикаций 1990-х годов особого внимания заслуживает ста-тья P.P. Салихова «Великий реформатор» , в которой автор, используя богатый архивный материал, характеризует Г: Баруди как реформатора и видного общественно-политического деятеля начала XX века.
Во второй половине XIX в. православные миссионеры создают свое направление, изучающее реформы в татарском обществе и образовании. Работы деятелей этого направления, начиная с его основателя Н.И.Ильминского, носят узко утилитарный характер и ориентированы на противодействие любому развитию внутри татарского общества.
К джадидистской исторической традиции принадлежат работы Дж.Валиди1, Г.Губайдуллина2, А.Аршаруни и Х.Габидул-лина3, Г.Ибрагимова и Ф.Сайфи4, где просвещение рассматривается как фактор, подчиненный политическому и еще более экономическому развитию.
В то же время начинает развиваться традиция, возвеличивающая Каюма Насыри как создателя татарского литературного языка и научной педагогики. В 1922 году выходит сборник памяти Каюма Насыри, где Г.Ибрагимов, Г.Рахим, А.Гафаров, Х.Бадиги, Дж.Валиди превращают К.Насыри в основного реформатора татарского языка и педагогики5.
Однако в целом советская историография 1920-х гг. дает достаточно адекватный свод развития событий, течений общественной мысли и роли персоналий.
Джадидизм является основным переломным этапом в развитии татарского общества вообще и образования и общественно-политической мысли в частности. Если с X в. по конец XIX в. в тюрко-татарском обществе функционировала конфессиональная средневековая система образования, то джадидизм создал свою национальную школу, принципиально новую идеологию образования. Автор приходит к выводу о глубокой стратегической и тактической продуманности реформ Гаспринского в области образования. Среди наиболее видных теоретиков-сторонников
концепции Гаспринского можно отметить М.Зардаби, Ф.Карими, Ю.Акчуру, Н.Нариманова, Х.-Г. Габяши, Х.Максуди и Г.Тукая. Первым этапом здесь является идеологическое обеспечение необходимости реформ и ознакомление общества с их планом. Вторым - непосредственное создание вначале светских мекте-бов, реформирование медресе в сторону преобладания светских предметов над религиозными. Тем самым медресе превращаются из центров подготовки духовенства в центры подготовки светской элиты, особенно учителей.
Начавшись в сфере образования, джадидизм способствовал глубоким реформам в социально-экономической, религиозно-мировоззренческой и общественно-политичес-кой областях, а также в семейно-бытовом укладе народа. С 1905 года периодическая печать становится основным каналом проникновения идей общественного развития во все образованные слои в мусульманском мире России.
«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Горно-строительный факультет
Кафедра «Городское строительство и архитектура»