Города-государства шумеров (64—78) II.

III раннединастический период (РД III, 2500 – 2310). Появляются тенденции к созданию более крупных государств. Возникает понятие «гегемон», основанное на военной силе. Возникает профессиональная армия, и монарх по-настоящему отделяется от общества. Основной противник укрепляющейся государственной монархической власти – совет старейшин. Вековой принцип: «если власти не хватает земли (или денег), её отнимают у храмов». Внутри страны гегемоны ранних государств авторитета никогда не добивались. Поэтому без завоеваний настоящая власть утвердиться почти не могла. В то время религиозная принадлежность и «исходный престиж ставились выше национальной принадлежности. Вместе с правителем оформлялся управленческий слой. Чиновников набирали из «непрестижных» слоёв общества, потому они служили добросовестно.

Первые лугали-гегемоны вышли из города Ур. Один из них, Месанепада, стал основателем I династии Ура (ок. XXVв.). Основой его власти стало обилие пахотной земли и государственный контроль над внешней торговлей. Шумеры создали систему правил и норм, регулировавших торговлю. Торговали металлом, тканями, полудрагоценными камнями. На базе экономического подъёма возникает сложная и опасная в социальной перспективе имущественная ситуация. К очень богатым людям формируется «социальная зависть».

Представления о загробном мире были самыми разнообразными. Вначале клали быков, имущество, людей, а потом перешли на глиняные статуэтки.

Все 200 лет III раннединастического периода лугали дерутся между собой, пытаясь объединить Нижнюю Месопотамию. Два главных лидера – семито-шумерский Киш на севере, и шумерский Лагаш на юге. Основную массу по-прежнему составляют свободные общинники. На втором месте по численности население государственно-храмовых земель. Затем независящие земледельцы. И, наконец, слуги и жители городов. Продавать землю следовало соседям или родственникам, т.е. не давать участку уйти в чужие руки. Земли храма состояли из: 1) собственных полей; 2) наделы для среднего слоя (управленцы, жрецы); 3) сдававшиеся в аренду. Зависимые храмовые земли обрабатывали иноземцы или обедневшие местные жители. Крупными земледельцами, помимо царя, были правители городов и крупные жрецы. «Служилые» земли (данные на срок службы) они пытались продать или завещать. На закреплённых на срок службы землях владелец мог получить право не платить налоги, а брать их себе и с этого жить.

Формирование профессионального войска. Лагаш вёл войну с Эламом из-за плодородных земель – это был новый тип войны. Около XXV в., начинается складывание профессионального войска. Ранние профессиональные армии принадлежали к тому же народу, что остальное население страны. Они вырастали из ополчений и становились тяжёлой фалангой в шлемах, с мечами, щитами и копьями. Воевали плечом к плечу, сохраняя боевой порядок (его нарушителей казнили). В тактике было и такое понятие, как благоразумное отступление. За тяжёлой пехотой шли ополченцы. В мирное время все занимались земледелием.

Правление Энентарзи (конец XXV – начало XXIV в.). Лугаш воевал с Уммой, Кишем, Ларсом и Эламом. Лугали осваивают идею деспотии. Первым её попытался создать энси Энентарзи. Он сделал себя главным жрецом главного бога, Нингирсу. Таким образом, земли храма были объединены с царскими. Энентарзи также объявил свободных общинников зависимыми подданными, а на все посты были посажены царские слуги; власть была доверена чиновникам. Храмы были экономически ущемлены налогами. Народ всё это терпел, дожидаясь прихода приемника; дождавшись, свергли его. Сама деспотия Энентарзи оказалась исторически перспективной, но с забеганием вперёд.

Правление Уруинимгины (2318–2310) и Лугальзагеси (конец XXIV в.). Лагашское городское собрание провело перевыборы царя и выдвинуло другого члена династии, Уруинимгину. Пытаясь исправить ошибки Энентарзи, государство совсем развалилось. Храмам была возвращена самостоятельность, чиновникам ограничил власть, уменьшил налоги. К тому же, Уруинимгину начал войну с Кишем, потом с Умой. В 2310 г. потерпел полное поражение и потерял половину территории. А затем полностью исчез с политической арены. Хозяином положения оказался правитель Умма Лугальзагеси. Он приобрёл власть над всем югом Месопотамии. К 2312 г. он захватил почти всё Двуречье и Ниппур. А так же Киш и Лагаш. Но в Умме было мало людей, средств, кадров, чтобы возобновить политику правителей Лагаша. Поэтому федеративные успехи Лугальзагеси не смогли создать единого государства.

Литература и образование. Всё, что касается шумеро-акадская (и позднее шумеро-семитская) культуры записано на вечных материалах. До нас дошло огромное число произведений искусств и много памятников архитектуры. Религиозная литература представляла собой гимны (молитвы), мифы, эпос, священные песни. Помимо этого существовал тип светско-религиозных памятников – плачи. Другой специфический жанр – литературные версии царских документов. Условно-светский жанр – поговорки, анекдоты и басни. В «школьных библиотеках» сохранилось множество поучений, назиданий и дидактических диалогов. Образование требовалось земледельцам, счётчикам всех видов, писцам и т.д. Авторитет образования был очень большим. Учились по 15–20 лет, и школы находились повсюду. Обучение шло через взаимный контакт: диалоги, дискуссии.