Города-государства шумеров в 3-м тыс. до Р.Х. (50—64) II.

Долина Нила до 5-го тыс. была ещё едва населена. Лишь в начале 4-го тыс. сюда начинается относительно массовое переселение.

В Долину Нижнего Евфрата спустились прототигриды, но потом здесь быстро расселились шумеры.

Протописьменный период (2900-2750). Шумеры жили в основном на юге Нижней Месопотамии. В обществах рубежа 4-3-го тыс. важную роль играли на равнине естественные каналы. Главными магистральными были И-Нина-Гена и Итурунгаль. Возникают изолированные сообщества шумеров. Они почти сразу стали формировать государство. Основными социальными единицами были общины свободных крестьян и общинные храмы. Возник сильный экономически обеспеченный социальный институт. Главным направлением было строительство каналов; это повысило урожайность в 5 раз. В следствии этого возникли техногенные боги, увеличилась светская власть. Таким образом в Двуречье сложилась достаточно однородная культура: единая вера, религиозный центр – город Ниппур, язык, этнос.

Письменность шумеры создали почти сразу. Сначала это были записи юридического характера или инструкции. Первая модель письменности оказалась слишком сложной: один знак означал несколько родственных понятий. Подобное современным связным текстам появилось лишь 400 лет спустя. Тексты писались клинописью на глиняных табличках, которые затем запечатывались в глиняные конверты. Широкую распространённость получили шумерские словари. Общеразговорным языком шумерский был примерно 700 лет (с 3000 по 2200 г.).

В плане социальной структуры, больше всего сведений сохранилось о обществах храма и жрецов, значительная часть населения не попадала в материалы храмовых архивов. В Месопотамии было немало вельмож, но писали о них меньше. Основной массой населения были свободные земледельцы. Государство возникает здесь не как монархия, а как «выборочное»: избирался один человек, эн, и он был правителем в промежутке между собраниями. Эн был главным судьёй и старшиной купцов, он же верховный жрец и председатель общинников.

У шумеров был культ предков «большой семьи» (всех кровных родственников). Затем «локальные» божества, покровители территории каждой общины. Были общие боги: Ан(у) – бог Неба; Энки – владыка Земли; Энлиль – владыка Дуновений. После смерти «всех ждал ад». Божества в основном покровительствовали хозяйству. Начинает выражаться индивидуальность в образе цилиндрических печатей. Искусство этого времени было сакральным. В это же время в техногенных обществах стали записываться эпосы.

В плане экономических отношений человек низкого достатка за свой труд получал паёк, а человек высокого достатка – жалование. Паёк прежде всего необходим служащим. Дарование надела делало человека «стратегическим», но не тактическим, союзником. Было три типа отношения к земле: 1) деревенский фонд, распределяемый «по едокам»; 2) частная наследственная земля; 3) надел, данный на время службы. В общинах имелся и общий участок, средства с которого шли на нужды всей деревни. Рабов было мало; первые 400 лет ими могли быть только женщины (прислуга), мужчина же считался зависимым человеком (земледелец).

В Средней и Нижней Месопотамии складывается общность городов. В политическом плане у них не было постоянного лидера. Некоторые города пытались доминировать, но единого государства не возникало.

I раннединастический период (РД I, 2750 – 2600). Первым монархом первой династии города-государства Киша был Эн-Мебарагеси (XXVIII в.). Он воевал с государством Элам. У него был сын Ага, который воевал с городом-государством Уруком и потерпел поражение от Гильгамеша.

II раннединастический период (РД II, 2600 – 2500). Гильгамеш победил Киш и Урук стал при нём во главе федерации средних и малых государств. Войска маленьких номов были перетасованы таким образом, что небольшой контингент, например, города Шуруппака стоял в других городах. Правитель Шуппака имел мало власти, мало земель и был ограничен правительством Урука. Хозяйство свободных крестьян было частным. Чиновничья структура брала своё начало от членов семьи монарха. Свободные общинники давали государству 1) тяговый скот; 2) помощь храму при уборке урожая; 3) служили в войсках; 4) строили каналы. Шумерские вожди-военначальники опирались на оплачиваемую ими дружину.