Культура России в начале XX в.

Россия в годы первой мировой войны

Главной причиной первой мировой войны в конце XIX в. явилось обострение противоречий между двумя коалициями государств. Наиболеe острыми были противоречия между Великобританией и Германией в экономической, военно-морской и колониальной сферах. Обострились отношения между Германией и Францией, которая стремилась к реваншу за поражение во франко-прусской войне 1870—1871 гг. Интересы европейских держав сталкивались на Балканах и Ближнем Востоке. Россия стремилась к захвату черноморских проливов. В Европе образовались два военно-политических блока: Антанта (Англия, Франция, Россия; в ходе войны к ним присоединились Италия, Япония, США и др. страны) и германо-австрийский блок (Германия, Австро-Венгрия, Болгария, Турция).

 

В июне 1914 г. в Сараево членом террористической организации “Молодая Босния” был убит наследник австрийского престола. Это послужило поводом к войне. Австрия объявила войну Сербии. Россия, выступив в защиту своей союзницы, начала общую мобилизацию. В ответ на это 1 августа Германия объявила войну России, затем в боевые действия вступили Франция и Англия. В начавшуюся мировую войну постепенно втянулись 33 государства с населением свыше 1,5 млрд. человек. По своему характеру война была империалистической, т. е. захватнической с обеих сторон.

 

В стране зрели антивоенные настроения. Усиливалось забастовочное движение. Буржуазия и либеральная общественность с 1915 г. получили возможность создавать общественные организации для помощи армии (военно-промышленные комитеты, земские и городские союзы). Страна стояла на пороге грозных событий.

 

Развитие российской культуры в начале XX в. отмечено выдающимися достижениями во всех ее областях. Взлет культуры стал возможен благодаря преемственности в ее развитии и прочным национальным корням.

Образование и наука. К 1917 г. около 75% населения страны оставалось неграмотным. Накануне первой мировой войны в России было 10 университетов и 110 других высших учебных заведений, в которых в общей сложности обучалось 130 тыс. студентов и работало 5 тыс. профессоров и преподавателей. В 1898—1916 гг. высшие учебные заведения подготовили 151 тыс. специалистов.

 

В начале XX в. были сделаны выдающиеся открытия в физике, математике, биологии, химии и других отраслях науки. Физик П. Н. Лебедев прославился своим учением о световом давлении. Физиолог И.П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. Ботаник К. А. Тимирязев внес большой вклад в теорию видов. Н. Е. Жуковский явился основателем теоретической и экспериментальной аэромеханики. У истоков космонавтики стоял К. Э. Циолковский. Г.Я. Седов изучил устье реки Колымы, а в 1912—1914 гг. предпринял экспедицию к Северному полюсу. Фундаментальными трудами было ознаменовано развитие исторической науки. Были изданы “Курс русской истории” В. О. Ключевского.

Литература. Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, А. П. Чехов оставались верными в своем творчестве методу критического реализма. Л. Н. Толстой в романе “Воскресение” решал проблемы современности. Судьба русской интеллигенции была представлена в пьесах А. П. Чехова “Три сестры”, “Вишневый сад”, в рассказе “Невеста”.

Искусство. Реалистические и демократические традиции в русской живописи продолжали И. Е. Репин, В. А. Серов, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов. В. И. Суриков написал монументальные исторические полотна “Покорение Сибири Ермаком”, “Переход Суворова через Альпы” и др. подъем театрального искусства связан с именами К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, В. Ф. Комиссаржевской. На сцене Московского Художественного театра (создан в 1898 г.) шли пьесы Чехова, Толстого, Горького. В нем формировалось творческое лицо актеров В. И. Качалова, И. М. Москвина, О. О. и М. П. Садовских, О. Л. Книппер-Чеховой. С 1903 г. стали открываться стационарные “иллюзионы”.

Музыкальное искусство было представлено творче-11юм композиторов Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, Н. А. Скрябина и др. Римским-Корсаковым были написаны оперы “Сказка о царе Салтане”, “Золотой петушок”, “Царская невеста” и др. шедевры.

 

Разнообразие и богатство культуры России начала XX в. отразили сложность и противоречивость ее общественного развития.