Вторая мировая война 1939-1945 гг.: причины, характер и итоги 3 страница

Удовлетворяя потребности дворянства, ориентированного на европейский рынок, правитель-ство в 1802 г. разрешило вести беспошлинную торговлю через порт Одессу. Одновременно было утверждено положение о беспошлинном ввозе машин и механизмов для российской промышлен-ности и сельского хозяйства. В 1801 г. был принят указ, по которому всем лицам свободного по-ложения (купцам, государственным крестьянам) дано право покупать землю. Этот указ впервые начал разрушение монополии дворянства на землю. В 1803 г. последовал указ о вольных хлебо-пашцах, по которому дворяне по своему усмотрению могли отпускать крепостных крестьян за значительный выкуп на волю. Но при Александре I было отпущено всего 47 тыс. крепостных душ.

Был составлен план либеральных преобразований в стране, в разработке которого большую роль сыграл Негласный комитет в составе П.А. Строганова (1772-1817), В.П. Кочубея (1768-1834), Н.Н. Новосильцева (1768-1834), А. Чарторыйского (1700-1861). Первые попытки перестройки го-сударственного управления и общественных отношений страдали незавершенностью, а междуна-родная обстановка и участие России в коалициях против Франции в 1805 и 1806-1807 гг. застави-ли Александра I временно отойти от внутриполитических проблем.

 

17. Отечественная война 1812 г.: причины, характер, итоги

Отечественная война 1812 г. была вызвана: стремлением Наполеона установить мировую гегемонию; обострением противоречий между Россией и Францией, усилившимися как в результате несоблюдения Россией условий блокады, которая не отвечала ее экономическим интересам, так и поддержкой Наполеоном антирусских настроений в Великом герцогстве Варшавском; утратой Россией в прежнего влияния в Европе, а также действиями Наполеона, направленными на подрыв ее международного авторитета.

Причины и характер войны. Возникновение Отечественной войны 1812 г. было вызвано стремлением Наполеона к мировому господству. В Европе только Россия и Англия сохраняли свою независимость. Несмотря на Тильзитский договор, Россия продолжала противодействовать расширению наполеоновской агрессии. Особое раздражение Наполеона вызывало систематическое нарушение ею континентальной блокады. С 1810 г. обе стороны, понимая неизбежность нового столкновения, готовились к войне. Наполеон наводнил Герцогство Варшавское своими войсками, создал там военные склады. Над границами России нависла угроза вторжения. В свою очередь русское правительство увеличило численность войск в западных губерниях.

Агрессором стал Наполеон. Он начал военные действия и вторгся на российскую территорию. В связи с этим для русского народа война стала освободительной и Отечественной, так как в ней приняли участие не только кадровая армия, но и широкие народные массы-

Соотношение сил. Готовясь к войне против России, Наполеон собрал значительную армию — до 678 тыс. солдат. Это были прекрасно вооруженные и обученные войска, закаленные в предшествующих войнах. Их возглавляла плеяда блестящих маршалов и генералов — Л. Даву, Л. Бертье, М. Ней, И. Мюрат и др. Ими командовал самый прославленный полководец того времени — Наполеон Бонапарт. Уязвимым местом его армии был ее пестрый национальный состав. Немецким и испанским, польским и португальским, австрийским и итальянским солдатам были глубоко чужды захватнические планы французского императора.

тапы войны. История Отечественной войны 1812 г. делится на два этапа. Первый: с 12 июня до середины октября — отступление русской армии с арьергардными боями с целью заманивания противника в глубь российской территории и срыва его стратегического замысла. Второй: с середины октября до 25 декабря — контрнаступление русской армии с целью полного изгнания противника из России.

Изгнание Наполеона из России. Отступление французской армии было похоже на беспорядочное бегство. Его ускоряло развернувшееся партизанское движение и наступательные действия русских.

Значение войны. Отечественная война 1812 г.— величайшее событие в русской истории. В ее ходе ярко проявились героизм, мужество, патриотизм и беззаветная любовь всех слоев общества и особенно простых людей к своей Родине. Однако война нанесла существенный ущерб экономике России, который оценивался в 1 млрд. рублей. В ходе военных действий погибло около 300 тыс. человек. Многие западные районы были разорены. Все это оказало огромное влияние на дальнейшее внутреннее развитие России.\

 

18. Общественно–политическое движение декабристов: программы, деятельность, итоги.

Среди причин зарождения движения декабристов выделяют следующие: в ходе Отечественной войны и походов в Европу дворяне-офицеры ближе познакомились со своими солдатами, а также увидели и сравнили жизнь простых людей в Европе и в России. Вернувшись, многие из них стали более остро воспринимать нищету и бесправие собственных крестьян; крепостнический строй, вступивший в стадию своего разложения, стал восприниматься передовой частью общества как основная причина бедствий страны, ее отсталости; политика Александра I, проводившего в начале своего царствования либеральные реформы, трансформировалась в последующие годы в консервативный курс, что вызывало неудовлетворенность в обществе; реакционный внешнеполитический курс, направленный на реставрацию феодально-монархических режимов в Европе и подавление там революционных выступлений; влияние идей европейского Просвещения.

Первыми носителями освободительных идей в России выступили представители дворянства, многие из которых сознавали, что понятия чести, достоинства и свободы личности, уже укоренившиеся в духовной жизни, несовместимы с рабством большинства населения и самодержавным режимом.

«Союз спасения» (1816-1818 гг.) - первая тайная офицерская организация во главе с полковником А.Н. Муравьевым. В нее входили князь С.П. Трубецкой, Н. Муравьев, М. и С. Муравьевы-Апостолы, И.Д. Якушкин - все участники Отечественной войны 1812 г. Целью организации было введение конституции и гражданских свобод, что означало ликвидацию крепостничества и ограничение самодержавия.

«Союз благоденствия» (1818-1821 гг.), сложившийся на основе распущенного «Союза спасения», был более многочисленной организацией. Помимо пропаганды в армии и великосветских салонах, он осуществлял и легальную деятельность. Под его влиянием находились легальные литературные общества «Зеленая лампа», «Измайловское общество», а также «Общество для распространения ланкастерских училищ» (для взаимного обучения).

«Южное общество» (1821-1825 гг.) во главе с П.И. Пестелем, С. Волконским, С.И. Муравьевым-Апостолом, А.П. Юшневским действовало на Украине. Программным документом общества стала «Русская Правда», написанная Пестелем. Она включала: уничтожение самодержавия и установление республики; уничтожение сословий, равноправие всех граждан, введение суда присяжных для всех граждан, свободы слова, печати, вероисповедания, занятий; разделение властей на законодательную власть - Народное вече (парламент), исполнительную - Державная Дума из 5 избираемых на 5 лет членов и блюстительную (судебная) - Верховный Собор; уничтожение крепостного права; разделение земли на частную и общественную, из которой каждый мог получить участок определенного размера.

«Северное общество» (1822-1825гг.) во главе с Н.М. Муравьевым, С.П. Трубецким, К.Ф. Рылеевым действовало в Петербурге. Программным документом стала «Конституция», написанная Никитой Муравьевым. Она предполагала введение конституционной монархии; разделение властей на законодательную (парламент) и исполнительную (во главе с императором); федеративное устройство страны, состоящей из 14 держав и двух областей; ликвидацию крепостного права; сохранение прав помещиков на землю в определенных размерах; наделение крестьян приусадебным участком в 2 дес., остальная земля должна арендоваться у помещика; рассмотрение и принятие Конституции Учредительным собранием.

Выступление членов тайных обществ намечалось на лето 1826 г. Однако 19 ноября 1825г. в Таганроге внезапно скончался Александр I. Трон должен был перейти к брату покойного Константину, так как у Александра не было детей. Но еще в 1823 г. Константин отрекся от престола, который теперь согласно закону переходил к следующему брату - Николаю. Не зная об отречении Константина, Сенат, гвардия и армия присягнули ему 27 ноября. Затем назначили повторную присягу уже Николаю. Декабристы решили воспользоваться условиями междуцарствия для выступления. Они планировали поднять гвардейские полки, собрать их на Сенатской площади и заставить Сенат издать Манифест к русскому народу, в котором провозглашались уничтожение самодержавия, ликвидация крепостного права, учреждение Временного правительства и политические свободы. Часть восставших должна была захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью. П. Каховский взял на себя задачу убить Николая. Руководителем восстания избрали князя С.П. Трубецкого. Утром 14 декабря 1825 г. офицерам - членам «Северного общества» удалось вывести часть войск на Сенатскую площадь (около 3,5 тыс. чел.). К этому моменту сенаторы уже присягнули Николаю и разошлись. Трубецкой струсил и не явился на площадь, что, в свою очередь, вызвало замешательство у декабристов. Николай окружил площадь верными ему войсками. Но восставшие отбили атаки конницы, а генерал-губернатор Милорадович, пытавшийся склонить восставших к сдаче, был убит Каховским. К ночи восставших расстреляли из артиллерийских орудий.

29 декабря 1825 г.-3 января 1826 г. произошло восстание членов Южного общества на Украине («восстание Черниговского пехотного полка») под руководством С. Муравьева-Апостола и М. Бестужева-Рюмина. К этому времени было известно о судьбе восстания в Петербурге, был арестован Пестель. Восстание также окончилось неудачей.

Лидеры декабристов были повешены в июле 1826 г. (К. Рылеев, П. Пестель, С. Муравьева-Апостол, М. Бестужева-Рюмин, П. Каховский), остальные участники восстаний разжалованы и сосланы в Сибирь и на Кавказ.

Декабристы потерпели поражение из-за узкой социальной базы, ориентация на заговор; недостаточной конспирации, в результате чего правительство узнало о планах заговорщиков; отсутствия единства и согласованности действий; неготовности общества к ликвидации самодержавия и крепостничества.

Выступление декабристов, несмотря на поражение, стало первым организованным антиправительственным выступлением, подчеркнуло неотвратимость перемен, заставило общественность искать решение назревших для России проблем. Поражение декабристов спровоцировало усиление правительственной реакции.

 

19. Отмена крепостного права в России: предпосылки, причины, замыселы, пути осуществление и последствия.

Великая реформа 1861 г., ликвидировавшая крепостное право в России, стала следствием комплекса факторов и, в первую очередь, кризиса, который охватил все сферы жизни общества в середине XIX в. Социально-экономический кризис: вследствие незаинтересованности работника в результатах производства в дореформенной России сохранялась низкая производительность труда. При этом крепостничество, предопределяя крайне низкие темпы развития страны, обрекая ее на застой и растущее отставание от стран Европы, в середине XIX в. еще не демонстрировало явных признаков своего краха, что создавало иллюзию его прочности, а у многих - и необходимости сохранения как основы стабильности, самобытности и даже гарантированного благополучия крестьян и помещиков. В России происходило социальное расслоение крестьянства, обнищание одних и успешное вхождение в рыночные отношения - других; происходило обезземеливание крестьян, их превращение в отходников, либо чрезмерное увеличение работы на барщине; росла помещичья задолженность государству.

Промышленный переворот, начавшийся в стране в 1840-х гг., породил необходимость в свободной и квалифицированной рабочей силе, а также в рынке сбыта промышленной продукции. Однако крепостное право, сохраняя личную зависимость крестьян от помещика, затрудняло их переход в наемные рабочие. Кроме того, отходник оставался сезонным, малоквалифицированным рабочим, чей труд был несовместим с потребностями машинного производства; крепостная система консервировала бедность подавляющей массы населения, ее низкую покупательную способность, а это тормозило развитие рынка сбыта промышленной продукции; ухудшилось финансовое положение, вырос дефицит бюджета, особенно в результате Крымской войны.

Положение в социальной сфере характеризовалось нарастанием социальных конфликтов, крестьянских волнений.

Активизировалась общественно-политическая жизнь в стране, сложились три общественных течения: консервативное, не предполагавшее серьезных преобразований; либеральное, предлагавшее освободить крестьян с землей; радикальное, призывавшее к революционной ликвидации существующего строя. Либеральные идеи проникали и в правящую элиту, часть которой все более осознавала бесперспективность крепостничества, его пагубное воздействие на общество, что привело к складыванию первой революционной ситуации в России.

Основные принципы и условия отмены крепостного права были разработаны Редакционными комиссиями, в которых было много либеральных чиновников. Условия отмены крепостного права были изложены в Манифесте и Положениях, которые Александр II утвердил 19 февраля 1861 г.

Крестьяне получали личную свободу, статус сельских обывателей, экономические и гражданские права: на собственность, на защиту своих прав в суде, свободу торговать, основывать фабрики, торговые и ремесленные заведения, вступать в купеческие гильдии и ремесленные цехи; вступать в брак без согласия помещика.

Земля предоставлялась крестьянам за выкуп. Крестьяне становились после завершения выкупной операции собственниками земельного надела. Размеры надела, выкупа, повинностей определялись с согласия помещика и крестьянина и фиксировались в уставной грамоте. Размер выкупа полевого надела исчислялся, исходя из размера оброка, который прежде выплачивался крестьянином и существенно превышал рыночную стоимость земли. Помещику крестьянин выплачивал 20-25% выкупа. Государство оплачивало 75-80% выкупа, но эту сумму крестьянин получал в виде ссуды и должен был ее возвратить государству в течение 49 лет, выплачивая еще 6% годовых (выкупные платежи). До перехода на выкуп крестьянин считался временнообязанным и исполнял четко зафиксированные повинности (оброк, барщину) в пользу помещика.

Освобожденные крестьяне оставались членами сельской общины, которая становилась юридическим собственником земли крестьян, распределяла землю между общинниками, занималась хозяйственными вопросами, принимала решения о выходе крестьян из общины или приеме новых членов, отвечала за административный, полицейский порядок, а также сбор налогов, который совершался с помощью системы круговой поруки.

При проведении реформы более 24 млн. крестьян получили свободу. Все земли были разделены на 3 полосы: черноземная, нечерноземная, степная. У крестьян черноземных губерний отрезали в пользу помещиков около 20% земли (отрезки).

Крестьянская реформа 1861 г. положила начало ускоренной модернизации страны, т.е. переходу от аграрного к индустриальному обществу. Реформа открыла возможности для развития рыночных отношений. Она создала условия для либеральных преобразований в сфере управления, суда, образования. Освобождение крестьян изменило нравственный климат в обществе, повлияло на развитие общественной мысли и культуры. Вместе с тем, сохранились пережитки крепостничества и элементы традиционных структур. Сохранилось крупное помещичье землевладение. В пореформенный период нарастала нехватка земли, крестьянское малоземелье, тяжесть выкупных платежей мешала процессу вхождения крестьянского хозяйства в рыночные отношения. Наличие сельской общины консервировало патриархальный характер деревни, затрудняло появление предпринимательских хозяйств.

 

 

20. .Буржуазные реформы 60–70–х гг. 19 в. и их значение

Причинами проведения реформ 60-70-х гг. XIX в. стали необходимость привести судебную систему, органы местного самоуправления, образование, финансы, вооруженные силы в соответствие с изменившимися социально- экономическими условиями; рост общественного движения, социальных и национальных конфликтов.

Земская реформа началась в 1864 г. В ходе ее проведения создавались всесословные, выборные, представительные органы местного самоуправления в уездах и губерниях (земства). Земские учреждения ведали местными хозяйственными и социальными вопросами: строительство и эксплуатация дорог, устройство лечебных и благотворительных учреждений, народное образование, продовольственное снабжение, пожарная охрана, статистическая служба, попечение местной торговли и промышленности, а также распределение податей. Политическая деятельность земств не допускалась.

Выборы в земские органы проводились раз в 3 года по трем куриям. По первой курии крупные землевладельцы без различия сословий и владельцы крупной недвижимости в сельской местности избирали выборщиков на свой уездный съезд. По второй - избирались представители крупных городских торгово- промышленных заведений и городской недвижимости. Выборы по третьей - крестьянской курии имели еще больше ступеней: сельский сход - волостной сход - уездный съезд выборщиков по курии.

Уездные земские собрания являлись распорядительными органами и выбирали исполнительные органы - земские управы, а также гласных в губернские земские собрания, которые строились по такому же принципу, избирая губернские земские управы. Председателем земских собраний автоматически становился предводитель уездного или губернского дворянства.

Земства способствовали развитию хозяйства, активизации общественной жизни на местах. Они создавали школы и больницы, улучшали жизнь русской деревни, становились ячейками гражданского общества, некоторые из них пытались влиять и на политику правительства. Однако полномочия земств постоянно ограничивались. Губернским земствам запрещались контакты между собой.

Городская реформа, начатая в 1870 г., создала новую систему городского самоуправления. Выборы проводились на основе имущественного ценза. Избирательные права предоставлялись лишь лицам мужского пола, достигшим 25 лет и платившим городские налоги и сборы, что ограничивало число избирателей. Наиболее крупными группами избирателей стали владельцы недвижимости в черте города, содержатели торговых и промышленных заведений, обладатели купеческих и промысловых свидетельств.

Каждая курия избирала 1/3 состава гласных Городской думы, являвшейся распорядительным органом. Она, в свою очередь, избирала Городскую управу - исполнительный орган во главе с городским головой. Городское самоуправление занималось благоустройством города (освещение, водоснабжение, очистка, транспорт и пр.), образованием, здравоохранением, попечением торговли и промышленности; имело свой бюджет, часть которого шла на содержание пожарной охраны, полиции, тюрем. Компетенция городского самоуправления не выходила за рамки хозяйственных вопросов, его права были еще более ограничены, чем у земств, но, в целом, реформа способствовала становлению элементов гражданского общества и развитию городов.

Судебная реформа началась с введением в 1864 г. новых судебных уставов. Основные принципы новой судебной системы: бессословность, т.е. дела представителей всех сословий рассматривались в одних и тех же судах, что означало равенство всех перед законом; независимость суда, т.е. суд не подчинялся исполнительной власти и принимал самостоятельные решения; несменяемость судей, т.е. правительство не могло своей властью отстранить от должности судью; гласность; состязательность, т.е. участие в процессе прокурора и адвоката (присяжного и частного поверенных), первый из которых выдвигал обвинения, а второй защищал подсудимого; вводился институт выборных присяжных заседателей, определявших виновность обвиняемого.

В основе системы общего суда находился окружной суд, охватывавший одну губернию, с присяжными заседателями. Второй инстанцией стала судебная палата на несколько окружных судов. Роль высшей инстанции играл Сенат.

Параллельно действовала система мировых судов, занимавшихся разбором относительно мелких дел. Такой суд состоял из судьи, который избирался земскими собраниями и городскими думами. Мировым судом второй инстанции являлся окружной съезд мировых судей. Коронный и мировой суды рассматривали гражданские и уголовные дела, но не занимались политическими процессами и не судили высших государственных чиновников. Эти вопросы находились в ведении Высшего уголовного суда.

Судебная реформа способствовала либерализации общественной жизни, стала шагом на пути к правовому обществу. Судебная система в России приблизилась к стандартам европейской юстиции. Однако реформа осталась незавершенной. Так, для разбора конфликтов в крестьянской среде сохранялся сословный волостной суд. Новая судебная система вступала в противоречие с существующим политическим строем, вызывала постоянное стремление верхов ее ограничить.

Военная реформа началась после Крымской войны в конце 1850-х гг. и проводилась поэтапно. Содержание реформы: сокращение численности армии; создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий; усовершенствование системы военного управления, введение военных округов, создание Главного штаба; создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры; отмена телесных наказаний в армии; перевооружение армии и флота (принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т.д.), реконструкция казенных военных заводов; введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора, сокращение сроков службы до 6 лет в армии и 7 на флоте. Лица с начальным образованием служили 3 года, со средним - 1,5 года, с высшим - несколько месяцев.

 

21.Политика контрреформ Александра III

На российский трон взошел император Александр III (1881—1894). Нового царя не готовили к престолу: он стал наследником в возрасте 20 лет после смерти старшего брата Николая. Малознакомый с первыми успехами реформ своего отца, он застал уже эпоху разлада между властью и обществом и замечал лишь то, что лежало на виду — темные стороны преобразований.

 

Александр III встал на путь контрреформ. Империя вернулась, таким образом, на традиционные пути развития, которые 35 лет спустя приведут Россию к крушению монархии.

 

Сторонники продолжения реформ — министр внутренних дел М.Т. Лорис-Меликов, министр финансов А.А. Абаза, военный министр Д.А. Милютин — были удалены от дел. 29 апреля 1881 г. Александр III издал знаменитый манифест «О незыблемости самодержавия», в котором выразил веру в принцип самодержавия и твердую решимость защищать его от любых покушений. Написанный К.П. Победоносцевым и М.Н. Катковым манифест окончательно отвергал идею перехода к конституционному режиму.

 

Многие преобразования, проведенные в 1860—1870-е гг., не толь­ко не получили дальнейшего развития, но были серьезно ограничены, а некоторые и прямо отменены. С одной стороны, чинились препятствия нормальной деятельности новых учреждений, а с другой — были созданы институты, ничего общего не имевшие с духом и принципами «великих реформ». Главной фигурой политической реакции стал министр внутренних дел граф Д.А. Толстой.

 

1880-е гг. стали временем строгого полицейского надзора за обществом. Указ от 14 августа 1881 г. утвердил Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия, по которому можно было отменить и без того скромные гарантированные законом права и привлечь к суду военного трибунала виновных в политических преступлениях. Оно позволяло объявлять «частичное» или «полное» чрезвычайное положение для борьбы с революционным террором. Несменяемость судей перестала быть абсолютной; круг лиц, из которых назначались присяжные, сузился; из ведения суда был изъят ряд категорий дел. Министру юстиции разрешалось закрывать двери суда для публики. Упразднялся институт выборного мирового суда, одного из важных в судебной реформе 1864 г.

 

1 Печать и просвещение подверглись преследованиям. По Временным правилам о печати 1882 г. специальное совещание четырех министров могло закрыть любое издание. Университеты были призваны к порядку и поставлены под правительственный надзор. Новый университетский устав покончил с автономией высшей школы. Для поступления в университет теперь нужна была полицейская справка о благонадежности. Полицейские правила коснулись и внутренней университетской жизни: стали обязательными посещение лекций, ношение формы, ответ на экзамене стоя. Все студенческие организации безусловно запрещались, плата за обучение выросла вдвое. На несколько лет были закрыты высшие курсы для женщин.

 

Положение об участковых земских начальниках 1889 г. передавало крестьянское самоуправление — сельские и волостные сходы и суды — в подчинение чиновников из дворян, не имевших никакого отношения к земству и назначенных министерством внутренних дел. Влияние дворянства внутри земства очень усилилось: новый закон о земских начальниках во многом возрождал принцип вотчинной власти помещика над крепостными и наделял их полномочиями патриархального попечительства. Этим была создана отдельная местная администрация исключительно для крестьянского сословия, по видимости новая, но располагающая традиционной патриархальной властью.

 

Новое положение о земстве 1890 г. ограничило его полномочия: усилило губернаторский надзор за земством, вмешательство в назначение на должности, обеспечило значительный перевес дворян в земских органах. Городовое положение 1892 г. увеличением имущественного ценза сократило круг избирателей в три-четыре раза.

 

Но и при этом земства не стали послушным орудием в руках пра­вительства. В 1890-е гг. земское движение переживает новый подъем. Земства получили характер общегосударственной системы. Трибуной земской жизни стал журнал «Русский вестник», ведущий орган либерально-западнического направления, основанный в 1858 г. Его авторами были К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, СМ. Соловьев.

 

В создании земств в России западники видели первый шаг к правовому государству, близкому по типу к английскому. Как считал К.Д. Кавелин, «крепко и здорово устроенный суд, да свобода печати, да передача всего, что прямо не интересует государство, в управление местным жителям— вот на очереди три вопроса». Но либерализм западников не означал их приверженности идеям конституционализма. Большинство либералов довольствовались сочетанием самодержавия с местным самоуправлением.

 

Земства создавали реальную почву для проявления инициативы и самостоятельности. Популярность земской службы в обществе была высока. Сформировался целый слой земских служащих (педагоги, врачи, сельскохозяйственные техники, статистики), который имел свои общества, секции, съезды, где обсуждались экономические и политические вопросы. Объединяющим центром для земских служащих служило Вольное экономическое общество, которое давало возможность широких контактов.

 

Между тем в царствование Александра III под влиянием новых отношений в деревне поместное дворянство постепенно приходило в упадок. Помещики не пытались мыслить новыми экономическими категориями, внедрять технические усовершенствования, которые увеличили бы производительность труда: рабочая сила имелась в избытке и почти бесплатно, так как сельское население постоянно росло. В результате они разорялись, и земля переходила в руки других социальных слоев населения. Стремясь возродить былое положение дворянства, правительство Александра III в Особом совещании по делам дворянства обсуждало возможность отмены петровской Табели о рангах, открывавшей путь к получению дворянского звания служилым сословиям. Правительственные меры предусматривали также защиту поместного дворянства созданием в 1885 г., в юбилей екатерининской Жалованной грамоты, Государственного дворянского земельного бан­ка, который выдавал льготную ссуду под 4% годовых под залог родовых имений, в 1892 г. — комиссии по укреплению дворянского землевладения.

 

В крестьянском же вопросе искусственно консервировалась патриархальность: ограничивались разделы земли в крестьянских семьях, запрещались продажа и заклад крестьянских наделов, укреплялась власть общины. Закон 14 декабря 1893 г., принятый по инициативе сторонников общинного уклада, еще более усложнил выход крестьян из общин и ограничил свободу владения земельными участками. Что­бы стать полным собственником, крестьянину надо было не только полностью рассчитаться за землю, но и получить согласие не менее 2/3 членов своей общины. Эта мера резко затормозила наметившееся в 1880-е гг. освобождение крестьян от пут общинного землевладения.

 

Но попытки «остановить время» в царствование Александра III на фоне поощряемого властью индустриального прогресса не имели успеха.

 

 

22. Международные отношения и внешняя политика России во второй половине 19 в.

Задачи внешней политики Российского государства во второй половине XVI в. состояли в следующем: овладение Волжским торговым путем для развития торговли со странами Востока; продвижение в Зауралье и Сибирь; обеспечение безопасности южных рубежей; закрепление на берегах Балтийского моря.

На восточном направлении главной являлась казанская проблема, связанная с овладением Волжским торговым путем. В 1552 г. после длительной борьбы была взята Казань и присоединено Казанское ханство, а в 1556 г.- Астраханское. Волжский торговый путь оказался под контролем Москвы, в состав Московского государства вошли земли Поволжья, открылась дорога для дальнейшего продвижения на восток, были развязаны руки для активизации действий на западе.