Методические рекомендации к семинарам

Примерная тематика семинаров

Тема 26. Психологические идеи в русской философии ХХ столетия

Тема 25. Д.Н.Узнадзе и теория установки

Тема 24. Санкт-Петербургская (Ленинградская) школа

В.М.Бехтерев, очерк жизни и творчества. В.М.Бехтерев как теоретик и организатор науки. Проблемы построения объективной науки. Объективная психология. Рефлексология. Коллективная рефлексология. Общие законы мироздания и психики. Педологические исследования. Идеи комплексного и лонгитюдного подходов в психологии.

А.Ф.Лазурский как последователь В.М.Бехтерева и как самостоятельный теоретик и практик психологии. Очерк жизни и творчества А.Ф.Лазурского. Основы характерологии. Введение категории «отношение». Проблемы методов исследования. Представление о естественном эксперименте. Программа исследования личности.

М.Я.Басов, очерк жизни и творчества. Человек как деятель в среде. Методологические и методические проблемы наблюдения.

В.Н.Мясищев, очерк жизни и творчества. В.Н.Мясищев как последователь А.Ф.Лазурского. Теория отношений. Отношение как новая психологическая категория. Рассмотрение общепсихологических, возрастнопсихологических и психотерапевтических проблем с позиции теории отношений.

Б.Г.Ананьев, очерк жизни и творчества. Человек как предмет познания. Проблемы построения человекознания. Разработка идей комплексного подхода. Проблема систематизации методов исследования. Основы онтопсихологии. Исследования психологических и психофизиологических функций взрослых людей. Акмеологические представления.

 

Вопросы для самостоятельной работы по теме 24.

1.Основные идеи рефлексологии В.М.Бехтерева.

2. Основные проблемы человекознания в творчестве Б.Г.Ананьева.

 

Основная литература: 2, 3, 5

Дополнительная литература: 13

 

Очерк жизни и творчества Д.Н.Узнадзе. Д.Н.Узнадзе как основатель грузинской психологии. Подход к проблеме бессознательного. Критика «постулата непосредственности». Общее представление об установке. Понятие «фиксированной установки». Представление о «целостной установке субъекта». Экспериментальные основы теории установки. Исследование установки у человека и животных. Представление об «объективации». Возрастно-психологические аспекты теории установки.

 

Вопросы для самостоятельной работы по теме 25.

1. Основные эксперименты в контексте развития теории установки.

 

Основная литература: 2, 3, 5

 

Психологические проблемы в «философии всеединства».

Н.А.Бердяев, очерк жизни и творчества. Проблема свободы. Проблема творчества. Представления о сублимации. Проблема индивидуальности. Разработка идей Н.А.Бердяева Б.П..Вышеславцевым.

П.А.Флоренский, очерк жизни и творчества. Методологические проблемы познания. проблема символа. Анализ культуры.

М.М.Бахтин как психолог. Очерк жизни и творчества М.М.Бахтина. Принцип диалогизма в психологии. М.М.Бахтин о психоанализе. Соотнесение идей М.М.Бахтина и Л.С.Выготского.

Психологические идеи С.Л.Франка. Эволюция философских и психологических идей С.Л.Франка.

Психологические проблемы в творчестве Э.В.Ильенкова. Диалектическая логика и психология. Проблема идеального.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 26.

1. Взгляды Н.А.Бердяева и Б.П.Вышеславцева в соотнесении с позициями психоанализа и аналитической психологии.

 

Основная литература: 3, 5

Дополнительная литература: 6, 7

 

Подготовка к семинарским занятиям определяется не только его темой, но и спецификой изучаемого материала, а также организационной спецификой проведения занятия. По усмотрению преподавателя семинары могут осуществляться на основе различных методических подходов, представляя различные «жанры» проведения семинаров («позиционное обучение», ролевые игры, элементы мозгового штурма, обсуждение докладов, комментированное чтение и т.д.). В зависимости от этого преподаватель должен заранее готовить группу к семинару, определяя конкретные задания группе в целом или отдельным студентам дифференцированно. Отметим также, что преподаватель может рекомендовать при подготовке к занятиям литературу, отсутствующую в представленном в данной программе перечне – при условии ее доступности студенту.

 

Семинар 1 (тема 1). История психологии как наука

1. Значение истории психологии для развития психологической науки и практики.

2. Основные принципы анализа исторического развития науки.

Методические рекомендации.

При подготовке к данному семинарскому занятию следует обратить особое внимание на методологические аспекты истории психологии и, в частности, попытки рассмотрения истории психологии с точки зрения «теории парадигм» Т.Куна (она, в частности, обсуждается М.Г.Ярошевским - ист. №5 рекомендованного списка). С темой семинара непосредственно соотносится вопрос о том, является психология парадигмальной или непарадигмальной наукой.

 

Семинар 2 (тема 4). Психологические воззрения в Новое время (ХУП-ХУШ вв)

1. Психологические воззрения Р.Декарта.

2. Психологические воззрения Д.Локка.

 

Методические рекомендации.

На данном семинарском занятии обсуждаются позиции двух авторов ХУП столетия, концепции которых в ряде отношений выступают как противоположные. Соответственно, при подготовке необходимо выявить эти позиции и соотнести их как оппозиции. Это удобно представить в виде таблицы:

 

Обсуждаемая проблема Позиция Р.Декарта Позиция Дж.Локка
1.    
2.    

 

Очевидно, что количество строк определяется количеством выделенных студентом проблем.

 

Семинар 3 (тема 8). Психоанализ и его дериваты

1. Влияние личной истории психолога на его представление о личности (на примере К.Юнга).

2. Постулаты классического психоанализа и отход от них в неофрейдизме.

 

Методические рекомендации.

При подготовке к первому вопросу следует обратиться к работе К.Г.Юнга «Воспоминания, сновидения, размышления» (№ 15 предложенного перечня). В том, как К.Г.Юнг описывает переживания детства и юности, необходимо выявить параллели с его представлениями о психологических типах, структуре души, архетипах и другими базовыми положениями его учения. В ряде случаев подспорьем будут комментарии самого К.Г.Юнга.

При подготовке ко второму вопросу целесообразно составление таблицы, аналогичной той, что мы рекомендовали к семинару 3, с той разницей, что в ней должно быть больше колонок – соответственно тому, чьи позиции – наряду с классическим психоанализом – будет исследовать студент. Мы рекомендуем, наряду с классическим психоанализом, рассмотреть позиции А.Адлера, К.Юнга, К.Хорни, Э.Фромма и Э.Эриксона. Вместе с тем, если студент захочет включить в этот перечень дополнительно других авторов, он имеет на это право.

 

Семинар 4 (тема 10). Гештальтпсихология

1. Исследование познавательных процессов в гештальтпсихологии.

2. Принцип целостности в психологии конца Х1Х – начале ХХ в.

 

Методические рекомендации.

При подготовке по первому вопросу следует в первую очередь обратить внимание на исследования зрительного восприятия и мышления. Рекомендуется, с одной стороны, выделение основных понятий, на основе которых описываются познавательные процессы, и основных принципов, на основе которых объясняется выявленная феноменология; с другой – соотнесение их с понятиями, феноменологией и принципами, рассматриваемыми в современной когнитивной психологии ( на основе материалов, изучавшихся в курсе «Общая психология».

При подготовке ко второму вопросу следует, наряду с анализом гештальтпсихологии, обратиться к идеям Грацкой школы и Лейпцигской школы целостной психологии.

 

Семинар 5 (тема 13). «Понимающая психология»

1. Гуманитарная и естественно-научная парадигмы в психологии.

2. Проблемы духовности в работах В.Дильтея и Э.Шпрангера.

Методические рекомендации.

При подготовке по первому вопросу рекомендуется соотнесение позиций В.Вундта и В.Дильтея; предполагается, что в ходе семинарского занятия проблема будет поставлена в более широком плане с проблемным обсуждением возможностей построения психологии по типу естественных наук и в соответствии с принципами гуманитарного познания.

При подготовке по второму вопросу следует обратить внимание на вопрос о том, как соотносится с психологией проблематика духовности и каким образом психология может обсуждать эти проблемы. Предполагается, что эта проблема будет поставлена на семинаре для группового обсуждения.

 

Семинар 6 (тема 15). Американская «гуманистическая психология»

1. Гуманистическая психология как «третья сила» в североамериканской психологии.

2. Философско-методологические основания теории К.Роджерса.

 

Методические рекомендации.

При подготовке к первому вопросу необходимо сопоставить позиции гуманистической психологии с позициями психоанализа и бихевиоризма. Результаты целесообразно представить в виде таблицы.

При подготовке ко второму вопросу следует уделить внимание феноменологической позиции Карла Роджерса.

 

Семинар 7 (тема 20). Л.С.Выготский и его школа

1. Развитие взглядов Л.С.Выготского.

2. Развитие теории деятельности А.Н.Леонтьева с 30-х по конец 70-х гг. ХХ в.

 

Методические рекомендации.

Данное занятие содержательно соотносится с разнообразным материалом, усвоенным студентами в ходе предшествующих учебных лет, и требует активизации знаний прежде всего по общей психологии и психологии развития. При обсуждении взглядов Л.С.Выготского и их эволюции в контексте отношений его с учениками, важно соотнести трактовку их Г.Л.Выгодской и А.А.Леонтьевым, Д.А.Леонтьевым и Е.Е.Соколовой (источники 2 и 8 из рекомендованного списка).

 

Семинар 8 (тема 26). Психологические идеи в русской философии ХХ столетия

1. Психологические идеи в философии всеединства.

2. Проблемы свободы и творчества в воззрениях русских религиозных философов.

 

Методические рекомендации.

При подготовке к данному семинару следует иметь в виду, что проблематика философии всеединства не всегда напрямую соотносится с привычными психологическими формулировками. В историческом аспекте ее нужно прежде всего соотносить с годами становления российской психологии, когда в работе Московского психологического общества активно участвовал В.С.Соловьев. Психологическая проблематика была напрямую связана с духовно-философской, и подготовка студента предполагает в данном случае обращение к курсу философии. Второй вопрос тесно связан с первым и предполагает обращение к идеям прежде всего Н.А.Бердяева и Б.П.Вышеславцева, прямо полемизировавших с идеями психоанализа (Н.А.Бердяев) и пытавшихся соединить некоторые идеи психоанализа с христианской антропологией (Б.П.Вышеславцев).