Первые школы журналистики

Внешняя политика Республики Казахстан на современном этапе

Внешнеполитическая деятельность Республики Казахстан на современном этапе.

Культура Казахстана на современном этапе (образ, наука, музыка, тетр, кино)

После1991г определился кризис системы образования. На 1 янв 93г в Каз было закрыто 303 дет сада, на 154 тыс мест сокращено кол-во средних школ. В то же время, начался процесс возникновения негосударственных образовательных учреждений, школ, ВУЗов. Принятие закона о языках и соответствующей статтьи конституции позволили начать возрождение национального образования. Их 8610 образованных школ 3379 работало на каз. языке, 72 на узбекском, 16 на уйгурском, 3 на таджикском. Увеличилось число смешанных школ до 2299. Кол-во школ работающих на русском до2840. Для изучения каз яз вышло 78 книг общим тиражом 5 млн экземпляров. Крупным событием в культ жизни Каз стал всемирный курултай казахов в сентябре 1992г с участием известных писателей, поэтов, ученых, общественно-религиозных деятелей со всего мира. В это время в культурных процессах наблюдаются негативные элементы: проблемы финансирования учреждений культуры, науки, вследствие экономических трудностей, усиление соц незащищенности врачей, учителей. В целом процессы, происходящие в обществе, характеризуют современный период как переходный со всеми присущими ему трудностями и недостатками.

Больше открытости привело к международным соглашениям с Турцией, Китаем, Рос, США, Германией, ВеликобританиейЛето 1999г проведение в Алма-Аты международного кинофестиваля. Проводятся встречи с ведущими специалистами в области культуры разных стран.

В условиях нарастающей взаимозависимости между субъектами международных отношений в эпоху глобализации ни одна страна мира, независимо от ее ресурсного и силового потенциала или степени развития, не может не подвергаться влиянию внешних сил. С момента обретения независимости Казахстаном пройден большой путь. Многовекторная внешняя политика Казахстана, появившаяся на заре независимости, смогла поспособствовать укреплению суверенитета и государственности, вхождению страны в систему международных отношений и мирохозяйственных связей. За прошедшие годы республика стала полноправным членом международного сообщества, чьи инициативы практически всегда получали международную поддержку и осуществлялись на практике, установила стабильные и предсказуемые отношения со всеми соседями. Сложился международный имидж республики как серьезного и надежного партнера.

В сфере внешней политики Казахстана развиваются тесные связи с Россией, Китаем, США, Европейским Союзом, странами Центральной Азии и мусульманским миром. На сегодняшний день ни в Центральной Азии, ни в мировом сообществе нет государства, угрожающего безопасности и национальным интересам Казахстана. Несмотря на сложные региональные и глобальные процессы, наша республика имеет тесные партнерские отношения со своими соседями и ведущими мировыми державами. Казахстан присоединился к ключевым международным договорам, неоднократно демонстрировал свою поддержку глобальной борьбы против международного терроризма, занимает взвешенную и ответственную позицию по вопросу нераспространения оружия массового поражения.

Учитывая свое положение, Казахстан на международной арене проводит многовекторную политику. Внешнеполитический курс Казахстана развивается в русле многосторонней дипломатии, которая позволяет Республике Казахстан успешно маневрировать и отстаивать свои интересы перед лицом более сильных игроков, таких, например, как Китай, США и Россия. Многовекторность внешней политики означает развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для Казахстана практический интерес. Казахстан в силу своего геополитического положения и экономического потенциала не вправе замыкаться на узкорегиональных проблемах. Будущее Казахстана – и в Азии, и в Европе, и на Востоке, и на Западе. Именно такая политика исключает какие-либо проявления угрозы безопасности Казахстана и укрепляет благоприятные внешние условия экономическим и политическим преобразованиям в Казахстане. Концепция внешней политики дополняется и изменяется сообразно новым нюансам в мировой ситуации, но многоуровневый и многоплановый характер казахстанской дипломатии не подвергается корректировке.

Открытость экономики и интеграция достигаются в Казахстане именно за счет взвешенной, многовекторной внешней политики. Факты свидетельствуют, что «многовекторность по-казахстански» – не прихоть лидера страны, а насущная необходимость, игнорировать которую такое государство, как Казахстан, имеющее срединное материковое положение, еще не окрепшее, нуждающееся в зарубежных инвестициях и рынках сбыта, не имело и не имеет права.

Плоды многовекторности ощущаются в повышении международного статуса Казахстана и, прежде всего, в реализации важнейшей стратегической задачи, поставленной Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым – достижении председательства в ОБСЕ.

Казахстан осуществляет миролюбивую внешнюю политику, направленную на развитие взаимовыгодного, многостороннего и равноправного сотрудничества как с соседними государствами – прежде всего, с Россией и Китаем, так и со всеми заинтересованными странами, а также с международными политическими и финансовыми организациями. Казахстан, заявивший о миролюбивом характере своей внешней политики, закономерно увязывает вопрос обеспечения национальной безопасности с созданием атмосферы взаимного доверия и сотрудничества как в регионе, так и во всем мире. Сегодня Казахстан выступает с большим количеством неординарных инициатив, находящих широкий отклик в мировом сообществе. И это количество перешло в новое качество. Наша республика неизменно проводит политику отстаивания своих национально-государственных интересов, подразумевая под этим, прежде всего, территориальную целостность и суверенитет, благополучие граждан и защиту их конституционных прав.

Достижения Казахстана во внешнеполитической сфере и международный вес республики во многом зависят, и будут зависеть в дальнейшем от состояния экономики. Очевидно, что без модернизации экономической и политической жизни страны, ее технологического обновления невозможно дальнейшее успешное развитие страны и сохранение высоких темпов развития, что подтверждает опыт передовых азиатских экономик. В этом отношении предложенная Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым Стратегия по вхождению в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира, определяющая и конкретизирующая цели и направленность казахстанских реформ, имеет большое значение. Суть этой стратегии, в соответствии с президентским Посланием, состоит в продвижении Казахстана в число наиболее динамично развивающихся государств мира. При этом республика намерена выступать на международной арене в качестве государства с современной и открытой рыночной экономикой, уважающего демократические нормы и строго соблюдающего свои международные обязательства. Провозглашаемые ориентиры подчеркивают приверженность Казахстана принципам мирного сосуществования, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества государств, а также свидетельствуют о стремлении влиться в сообщество влиятельных демократических государств, развивающихся и взаимодействующих на основе рыночных принципов. Ключевое слово здесь – конкурентоспособность, что подразумевает отказ от догоняющего развития и сосредоточение на поднятии секторов и сегментов казахстанской экономики, способных выдерживать жесточайшую конкуренцию на международных рынках и функционировать в условиях глобализации.

Успехи процесса модернизации в значительной степени обусловлены перспективами регионального сотрудничества. Регионализм дает возможность таким новым субъектам международных отношений, как Казахстан, не остаться на задворках мировых процессов, а быть втянутыми в самую гущу международных событий. Через региональную интеграцию средние и малые страны получают шанс создать полюс международных отношений и иметь свой голос при решении узловых проблем современности. На современном этапе важно уделять большее внимание экономическим, социальным, экологическим и демографическим проблемам центральноазиатского региона, добившись координации действий и взаимодополняемости национальных программ развития с остальными странами региона. Только объединение ресурсов, согласованность и совместимость региональной политики, особенно в сфере торговли, энергетики и транспорта, позволят центральноазиатским странам избежать превращения в «сырьевой придаток» и пассивный объект интересов ведущих геополитических центров. Создание совместных кластеров в ключевых отраслях народного хозяйства на основе учета взаимных интересов будет способствовать укреплению деловых связей, сближению и взаимопониманию между Казахстаном и центральноазиатскими странами. Опираясь на прогресс, достигнутый в различных сферах жизнедеятельности, Казахстан мог бы стать движущей силой регионального развития и содействовать модернизации всей Центральной Азии, являющейся зоной повышенного внимания Казахстана и одним из основных направлений внешнеполитической стратегии.

В числе долгосрочных приоритетов Казахстана находится углубление регионального партнерства в сфере безопасности. Республика является активным участником ведущих региональных объединений, таких как ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС и СВМДА, выступает с инициативами, направленными на укрепление мер доверия в регионе, налаживает двустороннее сотрудничество в сфере региональной и глобальной безопасности с Россией, Китаем, США и Европейским союзом. Используя свое узловое географическое положение, Казахстан имеет все необходимые ресурсы и потенциал, чтобы занять ведущие позиции в формирующейся на евразийском пространстве многоуровневой системе безопасности, выполняя при этом важную функцию по обеспечению геополитической стабильности и безопасности в регионе.

Одним из важнейших приоритетов с момента возникновения нашего государства является развитие отношений со странами мусульманского мира. Это объясняется тем, что ислам на протяжении многих веков являлся религией казахов и многих других народов, населяющих нашу страну. Кроме того, вопрос развития ислама тесно связан с необходимостью развития казахской культуры. Ислам давно уже перерос в самостоятельный фактор в системе современных международных отношений и влияет на многие политические процессы в мировой политике и экономике. Поэтому Казахстан выступает за возрождение и развитие ислама в рамках общего развития культуры и духовности республики, а также за налаживание культурного диалога и укрепление взаимовыгодного сотрудничества с исламскими странами. Вместе с тем, Казахстан является светским государством, в котором религия отделена от политики и, следовательно, недопустимы любые попытки манипулирования вопросами религии для достижения политических целей.

Через территорию Казахстана в древности проходил легендарный Великий Шелковый путь. В связи с этим многие страны мира проявляют заинтересованность в установлении и развитии разносторонних связей с Казахстаном. Главный интерес – это природные богатства, огромные запасы полезных ископаемых.

Мировое сообщество смотрит на Казахстан как на один из основных источников энергии XXI века. Казахстан занимает ведущее место в мире по запасам нефти, газа, угля и урановых руд. Кроме того, сельское хозяйство республики производит достаточное количество зерна на экспорт. При определении основных направлений своей внешнеполитической деятельности руководство страны, в первую очередь, старается извлечь пользу из всех этих геополитических факторов.

Внешняя политика Республики Казахстан на современном этапе носит ярко выраженный экономический характер и направлена на активное содействие осуществлению курса реформ, обеспечению конкурентоспособности национальной экономики. На практике это означает создание условий для выхода страны на мировые рынки товаров, услуг и капиталов, развитие собственного экспортно-импортного потенциала, привлечение инвестиций и технологий в производственную сферу, реализацию проектов новых транспортных путей.

Геополитическое расположение Республики Казахстан на стыке Азии и Европы, экономические и военно-политические цели и интересы определили место Казахстана в системе международных отношений. В этом плане, казахстанский путь в Европу – это не отход от азиатских ценностей, а, напротив, попытка совместить два направления внешнеполитической стратегии. Казахстан добился заметных успехов в продвижении идеи о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, а также активно содействует укреплению потенциала Шанхайской Организации Сотрудничества. В то же время Казахстан взял на себя ответственность за председательствование в ОБСЕ. Следовательно, партнерство и сотрудничество с ЕС – это важное направление политики страны, которая позиционирует себя как крупное евразийское государство, играющее большую роль в обеспечении глобальной и региональной безопасности. Экономический и военно-политический факторы в стратегии Казахстана в отношении ЕС дополняют друг друга, они взаимосвязаны и взаимозависимы.

Казахстан продолжает укреплять позиции наиболее последовательного сторонника развития интеграционных процессов между постсоветскими странами региона. Вне всякого сомнения, предложенная главой государства новая инициатива о создании Союза центральноазиатских государств внесла определенный импульс оживленности в тихую внешнюю обстановку региона, и призвана сыграть ключевую роль как по своему экономическому, так и политическому потенциалу. В обозримом будущем фокусом общественной жизни станет интеграционная политика. Именно такая политика способна посеять семя взаимопонимания, взаимопомощи, согласия и доверия между народами.

Важным событием для Казахстана, подтверждающим тот факт, что Казахстан действительно занимает достойное место в международном сообществе, является его председательство в ОБСЕ в этом году. Во многом решение о председательстве является признанием достижений Казахстана в области реформирования политической системы и развития либеральной рыночной экономики. Консенсусное решение государств-участников ОБСЕ основано на признании успешности внутренней и внешней политики страны, нацеленных на политическую стабильность в стране и в регионе. Избрание республики председателем ОБСЕ свидетельствует о растущем авторитете Казахстана на международной арене. То, что Казахстан является первым постсоветским государством и первой азиатской страной в европейской международной системе безопасности, также налагает на республику сложную миссию. В этом отношении роль Казахстана как председателя этой организации может стать знаковой, так как его опыт демонстрирует взвешенную, направленную на сохранение мира, многовекторную политику. Казахстан являет собой образец гармоничного современного многонационального и поликонфессионального общества. Именно проблемы взаимодействия религий, межэтнических отношений – это и есть тот весомый козырь стабильности и безопасности Казахстана, который наша страна может предложить в качестве обмена опытом европейским государствам. В целом, статус председателя ОБСЕ будет способствовать укреплению имиджа страны, упрочению позиций Казахстана в качестве субъекта международных отношений.

Казахстан находится на стыке европейских и азиатских цивилизаций, между которыми существуют и свои конфликты в духовной (развитие менталитета) и экономической (нищета и богатство) областях. Исходя из этого, попытка республики строится не на том, что разъединяет, а на том, что объединяет. Все мы – дети единой цивилизации Земли и жить нужно в согласии и добрососедстве. Важно найти золотую середину между сочетанием базовых преимуществ демократии и рынка с устойчивыми национальными традициями. В реализации этой задачи велика роль казахстанцев.

В целом, резюмируя, можно говорить о том, что в первом десятилетии нового века геополитическая ситуация в мире существенно изменилась и таит в себе большой комплекс проблем, которые могут обернуться угрозами и рисками для безопасности и стабильности Казахстана. В связи с этим для Казахстана первостепенной задачей является реализация сбалансированной и ответственной внешней политики, учитывающей интересы Казахстана и динамику реального и мирового развития. Внешняя политика должна быть построена на понимании необходимости компромисса даже в самых острых вопросах. Казахстану предстоит и в дальнейшем, руководствуясь поручениями Президента РК, изложенными в Посланиях, прилагать усилия по укреплению обстановки безопасности, по диверсификации каналов сотрудничества с крупными региональными игроками (с США, РФ, КНР), по расширению своего влияния на региональные процессы. В этой связи весьма важными для казахстанского внешнеполитического ведомства становятся задачи поиска оптимального баланса интересов, гармонизации основных направлений внешнеполитической, внешнеэкономической, военной политики в регионе Центральной Азии, оценки реальных возможностей всех вовлеченных в сотрудничество участников с казахстанской стороны для активизации роли Казахстана в международных процессах. Добиться этого можно в рамках многовекторной дипломатии, развития интеграционных процессов на региональном и межрегиональном уровне, коллективной нейтрализации вызовов и угроз национальной и региональной безопасности. Решение и успешная реализация внешнеполитических приоритетов станут залогом дальнейшей стабильности и безопасности Казахстана.

Перспективная внешняя политика современных государств уже не может блуждать в истории повседневности. И главным ориентиром сегодня становится идея многовекторного, интеграционного и сбалансированного сотрудничества – идея разума сердца и сердца разума народа Казахстана, которую первым сформулировал Президент нашей страны.

Внешняя политика Казахстана выдержала проверку временем, и на современном этапе призвана нести в себе общечеловеческий заряд, что в будущем обеспечит народу Казахстана достойное место в мировом сообществе. Именно историческое время доказало проницательность интеграционных идей. Ведь, как изрек еще Фалес, «мудрее всего время, ибо оно объединяет все».

казахстан глобализация сотрудничество международный

98. Через кризис к обновлению и развитию». Послание Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана. Астана. 6 Марта, 2010г.

Практически два десятилетия изо дня в день мы создаем с вами новую страну.Страну открытую и процветающую.Страну, в которой из года в год улучшается благосостояние казахстанцев.Страну политически стабильную и обеспечившую безопасность своим гражданам.Страну, которая никогда и ни для кого не будет источником внешней угрозы.Стратегия развития Казахстана, которую приняли на десятилетия вперед, опыт ее воплощения в реальные успехи страны дали нам уверенность в собственных силах, мы убедились в правильности выбранного нами пути.Именно поэтому с самого начала кризиса на мировых финансовых рынках, разразившегося более двух лет тому назад, мы разработали и последовательно реализуем комплексную систему антикризисных мер.Мы внимательно отслеживаем внутреннюю и внешнюю конъюнктуру, и без промедления предпринимаем решительные меры. Именно поэтому глобальный продовольственный кризис не стал для нас национальным бедствием.Но сегодня экономический кризис, поразивший уже всю мировую экономику, продолжает испытывать нас на прочность.Кризис пришел к нам извне. Его истоки не внутри страны, а сокрыты в дисбалансах мировой экономики.Кризиса нельзя было избежать и все предусмотреть.На его преодоление ведущие экономики мира уже затратили более 10 триллионов долларов США, то есть практически 15 процентов всего мирового ВВП. Но ситуация к лучшему пока еще не меняется.Кризис последовательно вовлек в свою орбиту Американский континент, Европу и Азию.Судя по всему, он будет затяжным. Как говорят аналитики, мировая экономика в своем падении еще не достигала дна.Я, убежден, что после этого глобального кризиса изменится мировая финансовая система, а может быть, и политическое управление государствами. Многие приходят к необходимости «ручного управления» экономикой, и регулирование становится важнейшим делом выхода из этого кризиса.Поэтому глубокий и радикальный подход поможет мировому сообществу найти те пути, которые обезопасят нас в следующих зигзагах мировой рыночной экономики.

Мое предложение - это вклад в поиск решения глобальных проблем.Но сегодня реальность такова, что сжатие деловой активности в мире привело к снижению спроса на нефть и металлы. А это - основа экспорта Казахстана. За год цена на нефть упала почти в 4 раза, на металлы - почти в 2 раза.Наши основные торговые партнеры и ближайшие соседи - Россия и Украина - девальвировали свои национальные валюты на 40-45 процентов. И мы вынуждены были пойти на девальвацию тенге в интересах наших товаропроизводителей. Иначе казахстанская продукция потеряла бы свою конкурентоспособность. Мы продолжали бы сжигать золотовалютные резервы страны.

У нас имеется антикризисный план, выделены достаточные средства из государственных резервов. Правительство в целом и Премьер-Министр, руководители государственных органов, акимы несут персональную ответственность за выполнение намеченных мер по выходу из кризиса.

Сегодняшние проблемы и то, как мы с ними справляемся, - это экзамен на зрелость и устойчивость нашего общества и государства. Думаю, что мы этот экзамен выдержим. Нам предстоит войти в новый этап своего развития и преумножить наши достижения. Уверен, что мы справимся.

Для достижения намеченных целей необходимо сплочение нашего народа.

Поэтому обращаюсь ко всем казахстанцам -взяться за осуществление названных мер, проявить трудолюбие и напористость, быть бережливыми, помогать и заботиться о близких, о тех, кто нуждается в помощи.

Обращаюсь к депутатам Парламента, маслихатов, партии «Нур Отан». Избиратели, голосовавшие за нашу партию, оказали нам огромное доверие. И сейчас, в трудный кризисный период, мы должны его оправдать, стать во главе широкого антикризисного движения в обществе.

Вместе с Правительством и местными органами надо решать конкретные проблемы людей, взять на особый контроль реализацию антикризисных мер, расходование выделяемых на эти цели бюджетных средств.

Обращаюсь к Ассамблее народов Казахстана, ко всем политическим силам. Сейчас не на словах, а на деле проверяется, кто действительно думает о народе, а кто - нет.

Давайте объединимся ради преодоления жесточайшего в истории планеты кризиса!

Не будем озлоблять людей, будем помогать им словом и делом. Именно это сейчас делает государство. Важной задачей остается сохранение мира и согласия в стране.

Обращаюсь ко всем государственным служащим. Сейчас многократно увеличивается ответственность каждого управленца перед народом, которому мы все служим. Необходимо чаще выезжать на места, встречаться с трудовыми коллективами, населением. Надо разъяснять меры, предпринимаемые государством, объединять людей, поднимать их на решение проблем.

Обращаюсь к работникам правоохранительных органов. От вас зависит спокойствие на улицах наших городов и сел. Необходимо решительно и жестко бороться с преступностью, коррупцией, мошенничеством, нарушением законов. В это трудное время нужно сделать все, чтобы обеспечить безопасность наших граждан, всего общества.

Я обращаюсь к средствам массовой информации проявлять активную гражданскую позицию! Вас не случайно называют «четвертой властью»!

Сейчас СМИ должны выступить в качестве «советника» для людей в вопросе, как лучше преодолевать трудности, как выжить, как выстоять в это трудное время. Надо учить граждан на позитивном опыте других людей. Такая же роль отводится и нашей научной и творческой интеллигенции.

Надо чаще давать материалы, которые утверждают такие настроения, как уверенность, личная активность, терпение, патриотизм, любовь к Родине.

Членам партии «Нур Отан» надо больше бывать в семьях, разъяснять на какие специальности можно переучиться, как получить кредиты и микрокредиты, что надо делать в трудные годы. Важно обойти каждый дом, каждую семью, стать помощниками и советниками простых людей. Объяснять, что ничего страшного нет, страна большая, работы много.