Вопрос № 5. История возникновения восточных оздоровительных систем: характеристика, содержание, направленность, современные тенденции развития в России.

Вопрос № 6. Общая характеристика форм занятий, используемых в физическом воспитании оздоровительной направленности (урочные и внеурочные формы).По особенностям организации занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы — урочные и внеурочные. Урочные формы — это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним относятся: уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждениях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.); спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта. Внеурочные формы — это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся: 1) малые формы занятий (утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, физкультминутка, ), используемые для оперативного (текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера; 2) крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продолжительные, одно- и многопредметные (комплексные) по содержанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, атлетической гимнастикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера; 3) соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая подготовленность и т.п. (например, система официальных соревнований, отборочные соревнования, первенства, чемпионаты, контрольные прикидки или соревнования и др.).

 

Вопрос № 7. Двигательная рекреация: определение понятия, история возникновения, формы, виды, средства рекреационной деятельности. Проблема движения и здоровья имела достаточную актуальность еще в Древней Греции и в Древнем Риме. Так, греческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) высказывал мысль о том, что ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие. Великий врач Гиппократ не только широко использовал физические упражнения при лечении больных, но и обосновал принцип их применения. Рекреация – означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, тренировочных занятий или соревнований. Основными видами двигательной рекреации является туризм (пеший, водный, велосипедный), пешие и лыжные прогулки, купание, всевозможные массовые игры: волейбол, теннис, городки, бадминтон, рыбная ловля, охота и др.

 

Вопрос № 8. Гиподинамия: определение понятия, причины возникновения, последствия. Профилактика гиподинамии средствами оздоровительной физической культуры. Гиподинамия – недостаток двигательной активности. Причины: технический прогресс, малоподвижный образ жизни, неправильное питание. Последствия: нарушения нормальной жизнедеятельности всех органов и систем, отклонения в состоянии здоровья, снижение работоспособности и быстрая утомляемость, ускорение процессов старения и сокращение продолжительности жизни. Профилактика: достигается полноценной физической активностью, ежедневной утренней зарядкой, производственной гимнастикой, систематическими занятиями ФК и С.

 

Вопрос № 9. Здоровый образ жизни и его составляющие: определение понятий, принципы и рекомендации направленные на здоровье формирование. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - этот индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья (действия, привычки, ограничения, связанные с общим фитнесом и снижением риска развития заболеваний). Принципы ЗОЖ: активное участие в движении за сохранение как важнейшему фактору в достижении здоровья для всех и с целью запрещения и уничтожения оружия массового поражения; сознательная деятельность по организации условий труда; способность сохранять здоровье и повышать трудоспособность; индивидуальный режим дня, способность сохранять свое здоровья; целенаправленное формирование социальных отношений; способностях сохранять здоровье и развития личности; гигиенические поведение с учетом требований окружающей среды; правильное поведение в отношении мероприятий по охране здоровья при заболевании. Рекомендации: адекватная двигательная активность; отсутствие вредных привычек; рациональное, сбалансированное питание, адекватное питание; рационально оздоровительный режим труда и отдыха; повышение неспецифических устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды; культура потребления медицинских услуг; культура досуга и сна. Составляющие: уровень жизни, экономическая категория, представление степени удовлетворения материальных, духовных и культурными потребностями человека; качество жизни, степень комфорта удовлетворения человеческими потребностями; стиль жизни – отражает определенный тип поведения личности.

 

Вопрос № 10. Здоровье человека: определение, понятия, компоненты, факторы, влияющие на состояние здоровья.Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. К физическому аспекту здоровья человека следует отнести: физическое развитие, особенности телосложения, антропометрические параметры, осанка и ее отклонения, форма груди, живота, конечностей, стоп, соотношение жировой и тощей массы тела. Соматическое здоровье: отсутствие морфофункциональных отклонений внутренних органов и систем организма. Уровень функционального состояния, отражающий резервы кардио-респираторной и эндокринной системы и опорно-двигательного аппарата; Неспецифическая резистентность и иммунитет: устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды, и прежде всего – устойчивость и реактивность систем терморегуляции и иммунитета. Биологический возраст т.е соответствие календарного возраста уровню биологического развития детей и подростков или выраженности инволюционных процессов в организме лиц среднего и пожилого возраста. Факторы влияющие на состояние здоровья: объективных общественных условий, социально-экономических факторов; конкретных форм жизнедеятельности, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности:учебной,трудовой,семейно-бытовой,досуга;системы ценностных отношений, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.

 

Вопрос № 11. Основные положения федеральной и региональной программ развития ФК и С в РФ и на Кубани, стратегии развития ФК и С до 2020 года. 1. Сохранение и улучшение физического и духовного здоровья населения Краснодарского края, увеличение работоспособности взрослого населения, улучшение условий для занятий физической культурой и спортом каждого жителя Кубани, развитие материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом, улучшение качество жизни населения Краснодарского края.2. Число жителей Кубани, систематически занимающихся физической культурой и спортом, должно составить 40 процентов от численности населения Краснодарского края.3. Распределение финансовых средств по отрасли должно осуществляться в следующей пропорции: 35 процентов - на развитие массовой физической культуры, 35 процентов - на спорт высших достижений и 30 процентов - на развитие детско-юношеского спорта.4. Увеличение численности детей и подростков, занимающихся в спортивных школах, до 50 процентов от числа детей и подростков края в возрасте 6-15 лет.5. При создании оптимальных условий по подготовке спортивного резерва в СДЮШОР, ШВСМ (модернизация имеющейся спортивной базы, строительство новых спортивных сооружений, обеспечение инвентарем и оборудованием, спортивной одеждой, обувью и финансированием участия в спортивных мероприятиях в соответствии с нормативами) ожидается увеличение численности спортсменов высокой квалификации до 2,2 процента от общей численности занимающихся в спортивных школах края.6. Достижение числа квалифицированных физкультурных кадров до 90 процентов от социального норматива обеспеченности.7. Число занимающихся в спортивных клубах различной ведомственной принадлежности должно ежегодно возрастать на 30000 человек.8. В развитии спорта высших достижений в Краснодарском крае прогнозируется значительное улучшение стабильности выступления кубанских спортсменов - членов сборных команд Краснодарского края и России на соревнованиях всероссийского и международного уровней и достижение спортсменами высоких результатов на летних Играх XXIX Олимпиады 2008 года в г.Пекине (Китай), летних Играх XXX Олимпиады 2012 года в г. Лондоне (Великобритания), зимним Играм XXI Олимпиады 2010 года в г. Ванкувере (Канада), зимним Играм 2014 года в г. Сочи (Россия).9. Увеличение спортивного резерва для формирования основного состава кубанских спортсменов - кандидатов в национальные сборные команды России по видам спорта до 339 человек по 25 видам спорта к 2020 году. Рост результатов и количества победителей чемпионатов, первенств мира и Европы, международных соревнований до 261 медали к 2020 году.10. Уровень обеспеченности населения края спортивными сооружениями должен достигнуть 50 процентов от социального норматива.11. Укрепить материально-техническую базу массового спорта и развить сеть спортивных сооружений в Краснодарском крае, в течение 14 лет ввести в эксплуатацию около 394 спортивных залов, 189 плавательных бассейнов и 7378 плоскостных спортивных сооружений.12. Ввести в эксплуатацию не менее 50 многофункциональных технически оснащенных спортивных сооружений для подготовки кубанских и российских спортсменов к Олимпийским играм и крупнейшим российским и международным соревнованиям.13. За период реализации стратегии построить свыше 1000 футбольных полей и площадок, более 6000 специализированных плоскостных сооружений, в том числе по месту жительства граждан, что увеличит их общую площадь более чем на 20000 тысяч квадратных метров.14. Внедрить современные технологии и предусмотреть многофункциональность, экономичность и мобильность использования всех элементов спортсооружения, а также обеспечить максимальную их доступность для различных групп населения, в том числе инвалидов.15. Повысить профессиональный уровень персонала, призванного обеспечивать полноценное и экономически эффективное управление новыми типами спортивных сооружений.16. Создать благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья населения Краснодарского края.17. В агитации и пропаганде физической культуры и спорта: выравнивание уровней заинтересованности в спортивной информации разной тематики за счет увеличения объема в СМИ края (в три раза объема эфирного времени на ТВ), а также за счет распределения эфирного времени с учетом целевых групп аудитории (дети, молодежь, взрослые); повышение престижности профессии тренера, востребованности специалистов в муниципальных образованиях края; формирование института спортивного спонсорства, способного привлечь значительные внебюджетные средства как на развитие команд мастеров по игровым видам спорта, на проведение физкультурно-массовых мероприятий, на строительство спортсооружений, на развитие отдельных видов, так и спортивной отрасли в целом; популяризация занятий физической культурой и спортом, активного отдыха.

 

Вопрос № 12. Оздоровительный фитнес: определение понятия, история развития, классификация фитнес программ. Истоки свои фитнесс берет в США, где в 80-х годах ХХ в. Была предпринята попытка глубокого изучения состояния здоровья населения, оценки степени двигательной активности его и определения их взаимосвязей, а также возможностей реабилитации физических кондиций в повседневной бытовой и профессиональной деятельности. На основании такого исследования в 1990г. нормирующей организацией здравоохранения и физической культуры США были разработаны стандарты оптимальной физической подготовленности людей различных возрастов, определившие – физическую пригодность к американскому образу жизни. Оздоровительный фитнес – оптимальное физическое состояние, включающее достижение определенного уровня результатов выполнения двигательных тестов и низкий уровень риска развития заболеваний. Цель- оздоровление людей. Задачи: повышение функциональных возможностей организма, профилактика заболеваний, снижение утомляемости за счет активного отдыха. Виды: Калланетика основана на стретчинге, т.е растяжках и статических упражнений, которые оказывают активность глубоко расположенных мышечных групп. Поэтому начинают быстро худеть глубокие участки залежанной жировой ткани. Дает результаты, которые можно измерить или взвесить уже через несколько занятий. Укрепляет и растягивает мышцы, борется с лишним весом, развивает гибкость, улучшают осанку. Пилатес укрепляет мышцы пресса, спины, улучшается осанка, координация, увеличивается гибкость, подвижность суставов, упражнения затрагивают глубокие мышцы живота, мышцы стабилизаторы, которые практически не прорабатываются на занятиях классической и силовой аэробикой. Танец живота помогает раскрыть индивидуальность и грациозность каждой танцовщицы, независимо от роста, веса, возраста и уровня подготовки. Аэробика. Тренировка проводится в быстром темпе и длится около часа, а это означает быструю потерю веса. Большая нагрузка ложится на крупные группы мышц, особенно в нижней части тела; быстрые, ритмичные движения под музыку помогают укрепить ССС, улучшает координацию движения и осанку. Использование различных танцевальных движений под музыку, соответствующую тому или иному стилю танца помогает разнообразить тренировки, дарит бодрость и хорошее настроение. Йога это движение, прекрасная музыка, мягкий свет и стимулирующие ароматы. Она комбинируют элементы хатха йога с традиционными упражнениями классической хореографии, упражнения для растяжки мышц и поддержания тонуса мускулатуры, развивает гибкость, улучшает самочувствие и телосложение.

 

Вопрос № 13. Научно-исследовательская работа в ОФТ: характеристика педагогических, медико-биологических, социологических, психологических методов. Метод психологического исследования – это те приемы и средства, с помощью которых ученные получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. К основным методам относится наблюдение и эксперимент. Требования к проведению наблюдений: сохранение естественной психики, должен быть целенаправленным, фиксация результатов. Наблюдение – научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией факторов, а научно объясняющий причины того или иного психологического явления; это целенаправленный сбор психологических факторов поведения и деятельности личности с целью последующего их анализа. В зависимости от выбранного объекта, внешнего (поведенческие акты, действия, физиологические изменения) или внутреннего (переживание, мысли, психическое состояние и процессы) различают две основные вариации метода наблюдения: объективное наблюдение и самонаблюдение. Метод объективного наблюдения – с регистрацией внешних (поведенческих, психофизических и др.) характеристик или изменения наблюдаемого объекта. Метод самонаблюдения – стратегия получения эмпирических данных посредством наблюдения за самим собой, собственными психическими состояниями и процессами. Метод социологических исследований. Наиболее распространенный метод сбора социологической информации является опрос. Существуют несколько видов опроса: анкетирование и интервью. Анкетирование – самостоятельное заполнение анкеты респондентами. Возможно индивидуальное или групповое анкетирование, очное и заочное. Заочное анкетирование – почтовый опрос или опрос через газету. Интервьюирование – представляет собой личное общение социолога с респондентом, когда он задает вопросы и записывает ответы респондента. Существует несколько видов интервьюирования: прямое (социолог непосредственно беседует непосредственно с респондентом); опосредованное (беседа по телефону); формализованное (заранее разрабатывается вопросник); фокусированное (в центре внимания становится конкретное явление); свободное интервью (свободная беседа без заранее заданной темы). Метод педагогического исследования – организованная познавательная деятельность, направленная на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. К традиционным методам педагогических исследований относится наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы. С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводится взвешенное заключением о целесообразности их применения в новых условиях.

 

Вопрос № 14. Современные требования и направления работы бакалавра физической культуры, профиль подготовки ФОТ. (ФГОС 3)