А.Я. Таиров и Камерный театр.

В.Э. Мейерхольд - режиссер-новатор.

Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд — русский режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска и создатель знаменитой актёрской системы, получившей название «биомеханика». Народный артист Республики (1923).

Биомеханика, раздел биофизики, изучающий механические свойства живых тканей, органов и организма в целом (см. Биомеханика). Как театральный термин введён В.Э.Мейерхольдом для описания системы упражнений, направленных на развитие физической подготовленности тела актёра к немедленному выполнению данного ему актёрского задания.

Биомеханика стремится экспериментальным путём установить законы движения актёра на сценической площадке, прорабатывая на основе норм поведения человека тренировочные упражнения для актёра.

В начале 1920-х гг. Мейерхольд со студентами ГВТМ (Государственные высшие театральные мастерские) проводит первые эксперименты, основанные на концепциях У.Джемса о первичности физической реакции по отношению к реакции эмоциональной и Ф.У.Тейлора об оптимизации труда. 12 июня 1922 г. в Малом зале Московской консерватории был представлен доклад Мейерхольда, опубликованный позже под названием «Актёр будущего и биомеханика». После доклада студенты ГВТМ продемонстрировали семь упражнений по театральной биомеханике.

Американский инженер Ф.У.Тейлор разработал метод научной организации труда, включавший, в частности, экономию физической силы за счёт изгнания лишних, непроизводительных движений, ритмичности, правильного нахождения центра тяжести и устойчивости, экономию времени. На основании этого, Мейерхольд требует от актёра для реализации определённых заданий „экономии выразительных средств, которая гарантирует точность движений, способствующих скорейшей реализации задания“. Для этого актёру требуется, чтобы его физический аппарат (тело) постоянно находилось в готовности, нужно знать центр тяжести своего тела, иметь верный глазомер, обладать хорошей координацией движения, т.е. владеть основами биомеханики.

Мейерхольд критиковал предложенный Станиславским метод переживания, когда актёр идёт к роли изнутри и настаивал на обратном пути, - от внешнего идти к внутреннему содержанию роли. Исследования Мейерхольда в области итальянского народного театра, где выразительность телодвижения, позы и жесты играют важную роль в создании спектакля, убеждают его, что интуитивному подходу к роли должен предшествовать её предварительный охват в целом, извне, проходить, соответственно, три стадии, намерение - осуществление - реакция (т.н. игровое звено).

В современном театре биомеханика является одним из неотъемлемых элементов подготовки актёра.

*Гротеск (фр. grotesque, буквально — причудливый; комичный)— вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры.

Камерный театр — драматический театр, основанный в Москве в 1914 году А. Я. Таировым. Первый спектакль — «Сакунтала» Калидасы — был показан 12 декабря 1914 года. Все основные спектакли ставил Таиров, ведущей актрисой была его жена Алиса Коонен

В своих «Записках режиссера» свободолюбивый режиссер утверждал, что Камерный театр задумывался и создавался в противовес театрам Натуралистическому (подразумевался Художественный театр) и Условному (театр Мейерхольда). Свое детище Таиров назвал «театр эмоционально-насыщенных форм» или театр неореализма.

Актер, по мнению Таирова, должен был быть подлинным творцом, не скованным ни чужими мыслями, ни чужими словами. Поэтому в спектаклях нового театра большую роль играла пластика. Другое убеждение – спектакль не должен во всем следовать за пьесой, ведь спектакль и сам «ценное произведение искусства».

Главная задача режиссера, по мнению Александра Таирова, - дать исполнителю возможность раскрепоститься, освободить актера от быта. В театре должен царить вечный праздник, неважно, праздник трагедии или комедии, лишь бы не пустить в театр обыденность.

Череда премьер и революция в каждом спектакле – такова жизнь Камерного театра в его первое десятилетие. «Принцесса Брамбилла», «Король-Арлекин», «Ящик с игрушками» «Благовещенье», «Ромео и Джульетта», «Федра», «Жирофле-Жирофля». Спектакли музыкальные, опереточно неправдоподобные и эксцентричные, «решительные и бескомпромиссные».