Западноевропейская культура XVII-XVIII вв.

Культура западноевропейского Возрождения

Понятие Возрождения (Ренессанса). Предпосылки Возрождения. Переход от феодальных отношений к капиталистическим. Повышение роли третьего сословия. Возрождение внимания к античному пониманию человека (Дж. Вазари). Антропоцентризм. Гуманизм как мировоззренческая основа. Приоритет личных качеств. Секуляризация культуры. Отказ от подражания. Поиск «нового стиля». Человек как «демиург». Стремление к божественному совершенству. Интерес к естествознанию. Развитие науки и техники, великие географические открытия, опора на практический опыт. От средневекового аскетизма к духовной свободе, радости бытия и свободе творчества. Противоречия Возрождения (войны, «охота на ведьм»). Раскол христианской церкви (Реформация, XVI в.). Идеи протестантизма (М. Лютер). Протестантизм как предпосылка капитализма (по М. Веберу). Перевод Библии на национальные языки, пробуждение национального самосознания. Отказ от латыни. Контрреформация. Войны между католиками и протестантами (Варфоломеевская ночь, гуситы). Ужесточение инквизиции (орден иезуитов). Кодекс запрещенных книг. Казнь Дж. Бруно (1600 г.) – окончание эпохи.

Две ветви развития культуры: Южное и Северное Возрождение. Южное (итальянское) Возрождение (XIV-XVI вв.). Рост итальянских городов. Приток передовых идей (крестовые походы). Внимание к античной культуре. Установление первых республик (Флоренция). Этапы развития культуры. Проторенессанс (XIII в.). Соединение античной и христианской литературных традиций (Данте). Живописные идеи Джотто. Раннее Возрождение (Треченто, XIV в.). Триумф Ф. Петрарки (1341 г.). Создание жанра сонета. Дж. Боккаччо как биограф. Создание жанра новеллы.

Трансформация любовной темы. Расцвет флорентийского искусства (Т. Мазаччо, А. Мантенья, П. делла Франческа, Донателло). Синтез традиций в творчестве С. Боттичелли. Архитектурные идеи Ф. Брунеллески. Высокое Возрождение (Кватроченто, XV в.). Время «титанов». Художественные поиски Л. да Винчи, Рафаэля, Микеланджело (Флоренция), Джорджоне, Тициана (Венеция). Позднее Возрождение (Чинквеченто, XVI в.). Стиль А. Палладио. Монументальность и детальность изображения (П. Веронезе, Тинторетто). Маньеризм (Пармиджанино).

Северное Возрождение (XV-XVI вв.). Влияние Италии. Французское Возрождение. Смеховая традиция (Ф. Рабле). Развитие французского сонета («Плеяда», П. Ронсар). Придворное искусство (Ж. Фуке, школа Фонтенбло). Немецкое Возрождение. Деятельность М. Лютера. Художественные поиски А. Дюрера, Г. Гольбейна Младшего, Л. Кранаха Старшего. Нидерландское Возрождение. Гуманистические идеи Э. Роттердамского. Освоение новых материалов, техник и тем (Я. Ван Эйк, И. Босх, П. Брейгель Старший). Английское Возрождение. «Утопия» Т. Мора: рождение жанра. Кризис гуманизма в творчестве У. Шекспира. Испанское Возрождение. Кризис гуманизма в творчестве М. Сервантеса.

Эпоха Нового времени. Централизация власти. Абсолютизм. Институт королевских монополий. Роялистская психология. Придворный церемониал. «Декоративность» жизни. Публичность и интимность. Галантность как «характер эпохи» (Б. Яворский). Отношение к женщине. «Эстетика будуара». Культ наслаждения. Феномен пикантности. Отношение к телу. Буржуазные революции в Нидерландах, Англии, Франции. Тридцатилетняя война в Германии. Становление республик. Капиталистический уклад. «Одворянивание» буржуазии и «обуржуазивание» дворянства. Мезальянс. Обезземеливание крестьян. Рождение пролетариата. Борьба с бродяжничеством.

Культура XVII в. Барокко как первый общекультурный стиль (1600-1650 гг.). Происхождение термина. Отражение кризиса сознания при переходе к Новому времени. Мир и жизнь человека как череда антиномий. Иллюзорность бытия. Фрагментарность, таинственность. Жизнь как сон (П. Кальдерон). Темы времени и смерти. Мир как театр (У. Шекспир). Влияние Контрреформации на барокко («иезуитский стиль»). Сочетание развлечения и дидактизма. «Избыточность» стиля (обилие выразительных средств, громоздкая композиция). Архитектура (разломы, членения, декор). Скульптура (движение, эффекты света и тени). «Золотой век» испанской культуры. Реформа драматургии (Л. де Вега). Живописные идеи Эль-Греко, Х. Риберы, Д. Веласкеса. Итальянское барокко (Л. Бернини, Караваджо). Особенности нидерландского искусства. Фламандское барокко (П. Рубенс, А. ван Дейк). Голландское барокко (Ф. Халс, Рембрандт, Я. Вермеер).

Классицизм как общекультурный стиль (XVII-XVIII вв.). Происхождение термина. Ориентация на античное искусство (И. Винкельман). Воплощение абсолютистской идеологии. Ясность и точность выражения. Подчиненность «объективным нормам». Влияние рационализма и математики. Вера в разум. Трактаты (Н. Буало). Стройность композиции, классификация тем, персонажей. Система жанров. Победа долга над чувством. Приоритет театра и драматургии. Категория «хорошего вкуса». Расцвет классицизма во Франции. Версальский дворцово-парковый комплекс (Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансар, А. Ленотр). Творчество Н. Пуссена. Пути французской драматургии (П. Корнель, Ж. Расин, Мольер).

Место культуры XVII-XVIII вв. в истории культуры.