Искусство как феномен культуры

 

Весьма важной проблемой является установление соотношения понятий культуры и искусства. В обыденной жизни они часто смешиваются. Границы обыденного понимания культуры включают в себя обычно театры, музеи, библиотеки, книги, фильмы, музыку. Нельзя не заметить, что в этом перечне есть своя внутренняя логика. На самом деле перечень этот более подходит под значение понятия «искусство». Попробуем разобраться, каким же образом сочетаются наука и искусство. Для этого обратимся к следующему примеру: проведенная в 60-е гг. ХХ в. массовая застройка городов так называемыми «хрущевскими» домами потребовала определенного уровня развития строительной культуры: технологии изготовления строительных блоков, монтажа и пр. Конструкция их отличалась стереотипностью, простотой и легкостью изготовления. Жизнь в этих домах, правда, была сопряжена со многими неудобствами, но, в целом, возможна. Любой житель «хрущевки» с удовольствием сменил бы квартиру в ней на мраморный дворец, с продуманной планировкой, богато украшенными интерьерами, с анфиладами залов, с фонтаном во дворе, дворец, который радовал бы глаз и был удобен для житья. Но для постройки такого дворца необходим уже не средний уровень развития строительной культуры, а искусство архитекторов и строителей. Таким образом, «искусство – высшая элитная часть культуры, самые сложные формы деятельности, исполнение которых не может быть произведено по шаблону».[163] Будучи элитой культуры, искусство в известном смысле может служить лицом, визитной карточкой культуры. Однако впечатление, составленное по одному только лицу и визитной карточке, будет по меньшей мере поверхностным. Для более глубокого знакомства с культурой необходимо рассмотреть все ее сферы.

По М.С.Кагану

Художественная культура – относительно самостоятельный слой культуры; это внутренне организованное сложное многомерное целое, которое имеет устойчивую и, одновременно, исторически меняющуюся структуру и определённые социальные функции; это совокупный способ и продукт художественной деятельности людей.

Художественная культура охватывает:

· все отрасли художественной деятельности (словесную, музыкальную, театральную, изобразительную и т.п.);

· все процессы, протекающие «вокруг» искусства (созидание, хранение, распространение, восприятие, оценка, изучение художественных произведений);

· все процессы, обеспечивающие функционирование художественной культуры (воспитание художников, публики, критиков, искусствоведов и др.).

Художественная культура отличается от эстетической культуры. Эстетическая культура выражает универсальность проявления эстетической активности человека. Она не имеет границ. Это не область культуры, а её аспект. Этот аспект обнаруживается и в художественной культуре, и в других областях культуры: в культуре быта, в физической культуре, политической, юридической и т.п.

Эстетическое (от греч. чувствующий, чувственный, чувственно воспринимаемый) – «замкнутая и самодовлеющая» (М.С. Каган), бинарная коммуникативная система, представленная «отправителем» эстетической информации и её «получателем» (объектом и субъектом).

Художественное – «открытая, несамодовлеющая» (М.С. Каган), сложная коммуникативная система, предполагающая наличие четырёх компонентов:

1) воспринимаемого (объекта),

2) воспринимающего (субъекта),

3) произведения искусства (нового объекта),

4) второго воспринимающего (второго субъекта) – зрителя, слушателя, читателя.

 

Эстетическое восприятие не заключает в себе внутренней необходимости реализационного импульса.

В художественном сознании реализационный импульс – внутренний.

 

Эстетическое сознание активизируется прежде всего вследствие недостаточности красоты объекта, что провоцирует вспышку эстетического чувства и создание эстетической установки. Эстетическая «достаточность» «паралитична» (М.С. Каган), это условие эстетической недееспособности.

Художественное в этом смысле – перевёрнутое эстетическое. Красота заразительна, степень эстетического совершенства прямо пропорциональна творческой энергии. В этом – диффузная зона контакта создающих и воспринимающих художественные произведения людей, единое лоно творческого, центр креативности, «рассеивающийся» не только среди творцов художественных произведений, но и в среде «вторичного» творчества (критиков, исполнителей), в среде художественно одарённых слушателей, читателей, зрителей.

 

Эстетическое и художественное – взаимосвязаны, и связь эта исторически изменчива.

 

Духовное и материальное в художественной культуре органически сливаются, взаимно отождествляются и порождают нечто новое, качественно своеобразное и особенное – духовно-материальную целостность. Это и есть художественность.

Художественность – сложный комплекс внутренних структурных характеристик, определяющих принадлежность созданного предмета к сфере искусства, особое качество произведения, отличающее его от явлений жизни и культурного творчества, степень эстетического совершенства произведения, «способность писать хорошо» (Ф.М. Достоевский).

Выявление специфических черт художественности – одна из самых сложных в искусствознании. Тем не менее, существует длинный ряд произведений, которые традиционно определяются как художественные. В современном искусствознании определение художественный часто используется как элемент сравнительной конструкции, в связи с чем появилось понятие «как-художественного текста» (имеется в виду текст в широком смысле слова: словесный, изобразительный, музыкальный и др.).

В «хорошо» (художественно) созданном тексте приёмы перерождаются в художественный эффект, в силу чего, как правило, ускользает понимание того, как это сделано, что именно производит впечатление, т.е. «поражённый» читатель (зритель, слушатель и т.п.) не всегда способен «раскрутить» образ в обратную сторону и обнаружить приёмы, которые привели к художественному эффекту. Важнейшие элементы художественности непредсказуемы.Художественность – всегда некая таинственность, загадочность, «невыразимость», «нереферентность» (Ц. Тодоров) по отношению к внешнему миру. Художественный текст отличается особой слитностью всех элементов (когерентностью), отчего он становится автотеличным, т.е. имеющим цель в самом себе. Поэтому художественное произведение не может быть описано извне, оно само себя описывает и иначе никак быть описано не может. Художественное творчество – это не простое материальное воплощение результатов работы мышления, а особое «мышление «в материале» (в цветовых, пластических, звуковых формах).

 

Художественная культура имеет трёхмерное строение:

1. информационный (духовно-содержательный) уровень. Это – специфический для искусства тип (строй) художественного сознания. Художественная культура «начинается» с выработки определённой образной картины мира и места человека в мире. В отличие от философии (которая имеет цель – быть теоретическим мировоззрением общества), художественная информация вырабатывает не воззрение на мир, а образ мира. Она воплощает в системе образов целостное представление о мире и о человеке в их взаимосвязи.

2. институциональный (организационно-функциональный) уровень. Художественное сознание – идеальное образование. Оно становится реальным феноменом культуры благодаря его опредмечиванию в процессах производства художественных ценностей и их потребления. Организация этих процессов осуществляется в различных институциональных формах (институт – от лат. – установление – совокупность норм права, регулирующих несколько отношений, связанных друг с другом, например, институт семьи, институт брака и др.). Процесс производства художественных ценностей включает в себя следующие процессы:

· художественная деятельность начинается с процесса созидания произведений искусства (деятельность писателей, композиторов, художников – «первичное» производство; деятельность исполнительская, режиссёрская и т.п. – «вторичное» производство);

· чрезвычайно показательны и важны процессы воспроизводства самих творцов (средневековая мастерская или современный художественный институт);

· организация хранения художественного наследия (кунсткамеры, библиотеки, архивы, музеи т.п.);

· художественное потребление, т.е. система восприятия художественных творений. Две стороны этого процесса – 1)акт общения человека с искусством; 2)формирование публики. Есть два типа художественного потребления: индивидуальный и коллективный. На этом уровне встаёт проблема тиражирования художественных произведений (книгопечатание, грамзаписи и пр.).

· функционирование эстетической и художественной критики, искусствознания.

3. морфологический (видовой) уровень. Художественная культура – это совокупное функционирование и развитие всех областей искусства – литературы, музыки, живописи, театра и др. Важно учитывать их динамику, место и роль в культуре (например, греческая культура, представленная, прежде всего, скульптурными произведениями; средневековый синтез искусств; особая «востребованность» живописи в Возрождении, музыки – в Романтизме, литературы – в 19 веке и т.п.).

 

Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности.Выделяются различные значения понятия «искусство», тесно связанные между собой. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с мастерством. Другими словами, речь идет об искусно исполненной профессиональной деятельности, будь то работа врача, актера, ученого или рабочего.В процессе дальнейшего разделения и усовершенствования труда под искусством стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира и человека «по законам красоты». Здесь также решающее значение имеет мастерство, но направленное на реализацию внутренних закономерностей структуры создаваемых произведений.Особым видом социальной практики является собственно художественное творчество, в процессе функционирования которого создаются произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл и отличающиеся оригинальностью и новизной. Это третий и самый «узкий» смысл в понимании искусства.Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно — реализацией исторического культурного опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.Художественный образ — это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в то же время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм и спектакль в целом.Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.Виды искусства — это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, художественно реализующие жизненное содержание и различающиеся по способам его материального воплощения:

- изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью красок, мрамора, глины и т. д. (т. е. с помощью пластических и колористических материалов);
- литература включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове;
- музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с разнообразными тембрами, созданными природными и техническими приспособлениями (речь идет о музыкальных инструментах);
- архитектура и прикладное искусство — через существующие в пространстве материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовные нужды людей, — сложно и многообразно выражают свою видовую определенность.

Каждый из видов искусства имеет свои особые роды и жанры, есть внутренние разновидности. Видовые свойства искусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному, ибо само деление искусства на виды связано прежде всего с особенностями человеческого восприятия мира. Язык красок, форм, звуков возник в силу того, что краски, звуки, формы получили выразительный смысл и определенное значение в жизни людей.В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов искусства постоянно изменялась, проявляя при этом различные, порой взаимоисключающие тенденции:— из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его видов,— в процессе исторического развит ия образовались синтетические виды искусства (театр, архитектура),— влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов искусства (кинематограф, телевидение, видео).В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились тенденции:

— сохранения суверенности каждого отдельного его вида искусства;

— тяготения к синтезу искусств.

Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусства другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе художественной культуры.
Взаимоотношение различных видов искусства — явление весьма полезное, прежде всего для самого развития искусства. Не оно имеет свои пределы, его грани исторически подвижны и изменчивы. Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую художественную карт пну мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

Искусство — явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность — художественный мир.

Искусство полифункционально. Оно познает, воспитывает, предсказывает будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей, а также имеет и другие функции. В этом и заключается общественная значимость искусства.

Многогранна и практика искусства. Но главной его целью является социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа.[164]