Возникновение темы

Онтологический статус культуры

Вопросы к теме

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Постмодернизм в философии культуры

Представители: Ж. Бодрийяр, Ж. Делёз, Ф. Гваттари, Ф.Джеймисон, Ж.-Ф. Лиотар. Постмодернизм. Возникнув вначале в сфере искусства, с середины ХХ века обнаруживает свое преломление в различных сферах культуры, включая философию. С 1979 г. (работа Ж.-Ф. Лиотара "Состояние постмодерна") постмодернизму утверждается в статусе философской теории, фиксирующей специфику современной эпохи в целом и культуры в частности. Постмодернистский подход базируется на неклассическом (постнеклассическом) типе философствования, но не отказывается от классической традиции, а задает новые горизонты ее прочтения. Основные черты постмодернистского мышления: отказ от тотальных, "сущностных" тенденций в науке предшествующего этапа, особенно марксизма с его верой в социальный прогресс и подтверждением истинности научного положения практикой; отказ от прочной культурной иерархии; коллажность; интертекстуальность; цитирование, иронизм.

1. Аверинцев С. С. Культурология Йохана Хейзинги // Вопросы философии. – 1963. – № 3. – С. 170–179.

2. Белик А. А. Культурология: антропологические теории культуры. – М., 1999.

3. Бердяев Н. А. Духовное состояние современного мира // Новый мир – 1990. – № 1. – С. 213–221.

4. Бердяев Н. А. Новое Средневековье. – М., 1990.

5. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека // Н. А. Бердяев. Царство духа и царство кесаря. – М., 1995.

6. Бердяев Н. А. Смысл истории. – М., 1990.

7. Бердяев Н. А. Философия неравенства. – М., 1990.

8. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. – М., 1994.

9. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

10. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. – М., 1991.

11. Иконникова С. Н. История культурологических теорий. – СПб., 2005.

12. История буржуазной социологии XIX-XX веков. – М., 1979.

13. Кармин А. С. Основы культурологии: морфология культуры. – СПб., 1997.

14. Культурология: Учеб. пособие для студентов вузов. – Ростов-на-Дону, 1995.

15. Культурология: Учебник // Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М., 2005.

16. Культурология: Учебник для студентов техн. вузов / Под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М., 1999.

17. Ленин В. И. Ценные признания Питирима Сорокина // Полн. собр. соч. – Т. 37. – С. 199–201.

18. Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. – М., 1995.

19. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. – Киев, 1994.

20. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Соч.: В 2 т. Т. 1. – М., 1990.

21. Ницше Ф. Шопенгауэр как воспитатель // Ф. Ницше. Странник и его тень. – Киев, 1994.

22. Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Под. ред. А. А. Радугина. М., 1998.

23. Ортега-и-Гассет. Восстание масс // Х. Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991

24. Ортега-и-Гассет Х. Этюды об Испании. – Киев, 1994.

25. Рерих Н. К. Держава света. – Нью-Йорк, 1936.

26. Рерих Н. К. Священный дозор. – Харбин, 1934.

27. Рерих Н. К. Сочинения. – М., 1980.

28. Сорокин П. Кризис нашего времени // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

29. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. – М., 1989

30. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1990.

31. Тоффлер А. Третья волна. М., 1999

32. Трифонова Г. А. Культурология. Теория культуры: Учеб. пособие. – Владивосток, 1999.

33. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. – М., 1990.

34. Хейзинга Й. Homo ludens: В тени завтрашнего дня. М.,1992.

35. Шендрик А. И. Теория культуры. – М., 2002.

36. Шпенглер О. Закат Европы. – Новосибирск, 1993.

37. Шпенглер О. Пессимизм ли это? // Новые идеи в философии: Ежегодник философского общества СССР. – 1991 г.

38. Юнг К. Г. Архетип и символ. – М., 1991.

39. Юнг К. Г. Архетип и символ. – М., 1991.

40. Юнг К. Г. Проблемы души современного человека // Проблемы души нашего времени. – М., 1994

41. Юнг К. Г. Противоречия Фрейда и Юнга // Проблемы души нашего времени. – М., 1994.

42. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.


1) Какие подходы к культуре существуют в науке?

2) Охарактеризуйте любое из изложенных направлений в теории культуры.


 

Культурфилософская рефлексия как автономная тема философии зародилась в европейском Просвещении и связана с Кантом, Шеллингом, Руссо, Дидро, Кондильяком. Хотя проблема феноменологии К. гораздо старше.

Тема возникла в период, когда европейский человек начал воспринимать свой жизненный мир не только как нечто, установленное Богом (средневековая парадигма), но в том числе и как результат своей деятельности, а, следовательно, как нечто изменяющееся.

Жизненный мир стал видеться как «место для человеческих произведений».[28] Стало формироваться критическое отношение к миру с позиции Разума. Человек осознаёт себя живущим в культуре, а не только в рамках страны, нации, сословия, семьи.

Социальными атрибутами «общества культуры» являются НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, СМИ. Они разворачивают массовое сознание от ориентации на прошлое, от слепого следования традиции к современности, к повседневной реальности.