Теория культуры Х. Ортеги-и-Гассета

Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883–1955) – представитель философии жизни и философской антропологии, автор концепций «массового общества» и «массовой культуры», «теории элиты», теоретик эстетического модернизма. Основные труды: «Восстание масс» (1930), «Дегуманизация искусства» (1925).

В основу историко-культурной периодизации философ ставит связь между человеком и технологией. На основании этого он выделяет следующие три периода технологической эволюции: «технология случая», «технология мастерового», «технология техники».Первый период – примитивная технология доисторического и протоисторического «дикого» человека. Ортега называет это время «технологией случая», поскольку «инженером» здесь выступает случай, в результате которого и происходят изобретения. Сам человек пока не отдавал себе отчет в существовании технологии как таковой и, соответственно, возможности преобразовывать природу по его желанию. Технические действия человека были слиты с его природными действиями. Все члены общины находились на примерно одном уровне, различались лишь мужские и женские обязанности (но у них и природные действия различны!). Постоянные и хаотичные манипуляции природными объектами по чистой случайности приводили к полезному изобретению, это вызывало волшебный трепет перед чудом, человек не воспринимал себя как Homo Faber, а потому не чувствовал ответственности за создание новых приспособлений.

Второй период – это технология Древней Греции, доимперского Рима и Средневековья. Набор технических действий значительно возрос, однако соотношение между техническим и природным было пока не в пользу первого – человек еще слишком «природен», по крайней мере, так он себя ощущал. Люди не подозревали о существовании понятия «технологии», у них были лишь представления о неких неприродных действиях конкретных ремесленников. Однажды Сократ спорил с современниками, уверяя их в наличии абстрактной технологии, которая существует независимо от конкретных людей, владеющих ею. В этот период «технологии мастерового» на пошив обуви общество смотрело как на конкретный дар, присущий определенному человеку. Мастеровые были не творцами, а лишь продолжателями традиций, норм. Орудия расценивались как дополнение к человеку с его природными действиями.

Иная картина предстает перед исследователем третьего периода – «технологии техники». На первый план выходит машина, человек лишь обслуживает ее. Приходит осознание того факта, что технология существует независимо от человеческой природы. То, на что способен человек, обладающий даром изобретательства, в принципе не имеет границ.

Социологические идеи Ортеги-и-Гассета изложены в его труде «Дегуманизация искусства». Автор считает, что существуют две разновидности рода человеческого – «народ», или масса, являющаяся «косной материей исторического процесса», и элита – особо одаренное меньшинство, творцы подлинной культуры. Предназначение «лучших» – быть в меньшинстве и сражаться с большинством, все недуги современной Европы автор связывает со стремлением толпы к главенству в обществе. Жизнь выдающихся людей, по мнению Ортеги, сосредоточена в сфере игровой деятельности. Игра противопоставляется обыденности, утилитаризму и пошлости человеческого бытия. Игра обеспечивает установку на высокий уровень эмоций – от трагических до ликующе-праздничных.

Говоря об искусстве эпохи модернизма, автор выделяет такие его черты: 1) тенденцию к дегуманизации; 2) избегание живых форм; 3) замыкание искусства на самое себя; 4) стремление к пониманию искусства как игры и только; 5) тяготение к иронии. Центральной тенденцией автор считает дегуманизацию искусства. Художники, по его мнению, накладывают табу на любые попытки привить искусству «человеческое», поскольку озабоченность чисто человеческим несовместима с эстетическим удовольствием. Ортега приветствует подобное вытеснение «слишком человеческого» из сферы культуры, считая это велением времени.