Тема 1.2. Историография проблемы: основные концепции теории культуры

Методы научных исследований.

МЕТОДОЛОГИЯ наук о культуре – так же сложносоставна.

Можно выделить:

ДЕСКРИПТИВНЫЙ – описательный.

КОМПАРАТИВНЫЙ метод – сравнительный.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ (КОНТЕКСТНЫЙ И АССОЦИАТИВНЫЙ АНАЛИЗ).

СИСТЕМНЫЙ – рассмотрение всех явлений и событий в культуре с точки зрения существования их в СИСТЕМЕ культуры.

Есть, условно говоря, метод КАРТОГРАФИРОВАНИЯ. Культурологическая карта не совпадает с географической. Термин Евразия с культурологической точки зрения не имеет смысла. Как системы, цельности её нет. Так же, как нет «Азии» - она и Средняя, и Северо-Восточная, и Юго-Восточная.

Если естественные науки всё классифицируют, то гуманитарные – типологизируют. Отличием типологии от классификации является то, что в первом случае разделение производится на основе некоего идеального принципа, а во втором – на основе естественных предосылок.

Итак, ТИПОЛОГИЗАЦИЯ – один из основных методов. Признаками типологизации может являться, например, способ передачи информации. Тогда можно выделить следующие типы:

1. Дописьменные культуры (Их изучают антропологи. Это культуры, передающие знания с помощью музыки, жеста, танца, рисунка. Как правило – обезличены).

2. Письменные (Уже присутствует авторство. Алфавиты. Время создания мировых империй и мировых религий. Время формирования национальных культур. Предмет изучения текстологов – историков и филологов).

3. Этап аудиовизуальной культуры (вторая крупная революция после возникновения письменности; этап возникновения массовой культуры; этап трансляции информации через СМИ. Объект изучения социологией, культурологией).

4. Этап виртуальной, информационной культуры (отход от массовидности. К социогуманитарным наукам добавляется информатика, без которой данный этап истории культуры не понять и не описать).

Далее мы обратимся к теме типологизации более подробно.

Все типы культуры объединяются методологически именно философией, единственно могущей дать комплексное видение того, как устроена и функционирует система культуры, ЧТО она есть сама по себе и КТО этот «Я» - личность, творящая культуру.

Разберем пример. Что означает утверждение: «Я – человек русской культуры»? Ответ будет связан, прежде всего, не с кровью, не с почвой, не с генами, а с ЯЗЫКОМ. НО на испанском говорят португальцы и жители Латинской Америки, а в Израиле, наоборот, два языка – идиш и иврит. Татарин говорит на русском, но культурная идентичность – другая. То есть простые равенства в отношении культуры не работают, всегда есть частности, подчас – более важные, нежели мейнстрим.

В культуре есть причины и цель (она телеологична), но она принципиально не может завершиться, закончиться. Историки изучают прошлое, а философам доступно знание о будущем. Д.С. Лихачёв говорил, что культура – это то, что человек сохраняет в своей памяти. Важнее ли память, чем ценности и нормы актуальности? Возможно ли их независимое существование? Порассуждайте об этом.

 

ВОПРОСЫ К ТЕМЕ.

1) Что является объектом и предметом изучения в рамках теории культуры?

2) Какие из предложенных определений культуры вам запомнились? Воспроизведите и поясните.

3) Какие методы используются в теории культуры?

4) Как работает метод типологизации?

5) Какие социогуманитарные науки изучают проблемы культуры?

 


 

К культуре как универсальному объекту социально-философского анализа исследователи обратились, начиная с эпохи Просвещения. Мыслители XVII‑XVIII веков (И.Г. Гердер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, И.В. Гёте, П. Гольбах, И. Кант, В. Гумбольдт) с различных позиций изучали культуру как интегральное начало человеческого бытия, освещая онтологические, гносеологические, исторические аспекты ее бытования. XIX век усилил интерес исследователей к феномену культуры, благодаря чему ее изучение стало обособляться в отдельную научную сферу. Ф. Шиллер, Ф.В. Шеллинг, Ф. Шлегель, А. Шопенгауэр развивали романтическую трактовку культуры, неокантианцы стали разрабатывать аксиологическую проблематику, В. Гумбольдт – эстетическую.

Попытки рассмотреть культуру как целостное глобальное явление были успешно предприняты представителями эволюционизма Э.Б. Тайлором, Дж. Фрэзером, Г. Спенсером; цивилизационной школы ‑ Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби; функционализма – Б. Малиновским, Т. Парсонсом; социологического подхода – О. Контом, Э. Дюркгеймом, М. Вебером, П. Сорокиным.

Культурная динамика в различных аспектах исследовалась К. Ясперсом, А. Молем, П. Сорокиным, М.М. Бахтиным, Й. Хейзинга, представителями французской школы анналов и диффузионизма, Ф. Фукуямой, С. Хантингтоном. Проблематика культурогенеза тесно переплетается с исследованиями культурно-исторического времени. К этой теме исследователи обращались на протяжении всей истории развития философии и естественнонаучного знания. Среди них, безусловно, Аристотель, Платон, Плотин, Г.В.Ф. Гегель, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер. Из современных авторов выделим имена И. Пригожина, В. Иорданского, М.К. Мамардашвили, Э.В. Соловьёва, П.П. Гайденко, Н.В. Мотрошиловой, А.С. Ахиезера.

Проблемы морфологии культуры в целом, а также отдельных ее форм отражены в трудах Ж. де Местра, А. де Токвиля, О. Шпенглера, А. Тойнби, Г. Зиммеля, З. Фрейда, Г. Лебона, Г. Тарда, В. Парето, Р. Михельса, Р. Миллса, Н.А. Бердяева, Ж. Маритена, П.А. Сорокина, Х. Ортеги-и-Гассета, М. Хоркхаймера, Т. Адорно, Э. Фромма, В. Беньямина, Г. Маркузе, Г. Моска, Д. Рисмена, М. Фуко, М. Маклюэна, Э. Шилза, Г. Теплица, Д. Белла, Д. Макдональда, Ф. Джеймисона, Р. Барта, Ж. Батая, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, Ю. Кристевой, Ж. Бодрийяра, С. Жижека, Ж. Деррида, У. Эко, Ж.-Ф. Лиотара. Среди отечественных исследователей следует отметить Г.К. Ашина, А. Гениса, А.А. Грякалова, Н.М. Зоркую, С.И. Иконникову, В.М. Дианову, С.С. Комиссаренко, А.В. Костину, Л.К. Круглову, С.И. Левикову, Н.Б. Маньковскую, К.Э. Разлогова, В.Н. Руднева, Б.Г. Соколова, Е.Г. Соколова, Н.Н. Суворова, А.Я. Флиера, В.П. Шестакова.

Среди отечественных исследователей, обращавшихся к общим вопросам культуры в ХХ веке – А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, М.К. Мамардашвили, Э.С. Маркарян, Л.М. Баткин, А.Я. Гуревич, П.С. Гуревич, М.С. Каган, В.В. Бычков, А. С. Кармин. Культура как сложноорганизованная система рассматривается в трудах Г. Хакена, В.И. Арнолда, С.П. Курдюмова, В.С. Стёпина, Е.Н. Князева, Г.Г. Малинецкого, С. Неретиной, А. Огурцова, М.С. Кагана, А.Б. Потапова, А.А. Пелипенко, И.Г. Яковенко.

 

Различия в мировоззренческих и методологических позициях мыслителей, изучавших феномен культуры, разнородность задач тех научных дисциплин, в рамках которых они проводили свои исследования, а также сложность и многомерность самого явления культуры породило и продолжает порождать различные теоретические подходы, направления и школы в теории культуры.

В современном значении слово "культура" стало употребляться в XVII веке, появившись в трудах немецкого юриста и историографа Самуэля фон Пуфендорфа. Следует отметить, что в культурологической литературе нет единой классификации основных концептуальных направлений данной науки, исследователи относят ту или иную теорию к различным школам. Различия в мировоззренческих и методологических позициях мыслителей, изучавших феномен культуры, разнородность задач тех научных дисциплин, в рамках которых они проводили свои исследования, а также сложность и многомерность самого явления культуры породило и продолжает порождать различные теоретические подходы, направления и школы.

Мы предлагаем следующую классификацию концепций:

Эволюционизм (антропологическая школа);

Историческая типология культур и локальных цивилизаций; Концепции социальной и культурной динамики;

Функциональная школа;

"Философия жизни";

Психоаналитическое направление;

Диффузионизм;

Историко-философские концепции;

Франкфуртская школа;

Семиотическое направление;

Символическое направление;

Социологическое направление;

Структуралистская школа;

Американская школа "культурной антропологии";

Культурно-историческая школа "Анналов";

Игровая концепция культуры;

Гуманистическая концепция культуры;

Эзотерические концепции;

Футурологические концепции;