Вопрос 15. Обзор языческой религиозной и культурной среды Новозаветной эпохи.

В первохристианском мире внешние формы правления были созданы римлянами, а культурные корни были эллинистическими. Успех политики Рима, в частности, был обусловлен единством покоренных народов. Подробнее – в вопросе номер 13.


Вопрос 16. Термин «Новый Завет». Термин «Евангелие». “Евангелие” в современном языке. Использование в Новом Завете термина "Евангелие". Одно Евангелие или несколько?

 

Греческое слово "Диафики" - это завет, некая воля, предполагающая завершение жизненного цикла завещающего. аналог этого слова в иврите - Берит(договор,завещание) намного шире по значению. Слово "завет" упоминается в нескольких ключевых моментах: А. обещание Ною, Исааку и Иоакову, Давиду особу помощь. главн. - заключили Бог с Моисеем и народом жертвоприношением. (Исх. 19:5; 24:3-8)ок. 1200 до нэ. Ок. 600г до нэ. Иеремия пишет 31:31 о скором заключении Нового завета. Можно вывести три тезиса:
1. он будет последним,
2. Закон будет записан "в сердцах"
3. Это будет исключительным Божиим действием. Следующее упоминание - Ап. Петр описывает Тайную вечерю в 1 посл. к Коринф. в 50-е годы, а в 60-ые появляются Евангелия. Позже термином "Новый Завет" стал новый корпус книг.
Евангелие - с греч. Благая, радостная весть, а также есть значение "воздаяние за радостную весть." Также назывались события из жизней обожествленных императоров. 52гл.Исаак - ("бессорат" - вестник).
Современное значение
:
1. Древние док-ты. Особый жанр христианской литературы.
2. Богословский термин - Обозначение неповторимой вести о спасении Иисуса Христа 2а. Проповедь этой благой вести в Iм веке. Марк(1:1):"Начало Евангелия Иисуса Христа." ; ап. Павел "Моё Евангелие"(1 кор 15:1), как процесс распространения"...". В след. христианском поколении, на рубеже 1-2 веков возникает сочинение Дидахе уч 12ти ап-лов(Обличайте друг друга не во гневе, но в мире, как имеете в Евангелии). Климент папа римский(♣ Iв.) неточная цитата Лк16:10 - "Неверный в малом неверен и во многом". мч. Иустин "Апология"ок150г. - ссылка на установление Тайной Вечери. Упоминание также в Апокрифах и у многих св.отцов, таких как Татиан(IIв)"Диатессарон" перев"по четырем"(стороны света) Ириней Лионский об этом же. Синопсис.1ый 1774-1776 Грисбах, изобретатель слова"синоптический". Современные - Бенуа и буамара(фр).

Вопрос 17. Термин «канон». Термин «апокриф». Классификации апокрифических евангелий. «Спорные сочинения». Аграфа.

Слово «канон» означает «камыш», «тростник» - прямая палка, в переносном смысле «правило», «образец». У александрийцев это слово также означало «сборник». Новый завет, с одной стороны, является сборником Священных книг, с другой, Писания включаются в него исходя из «содержательного принципа».

«Апокриф» - с греч. «прятать». Так гностики называли свои сочинения с тайными учениями. Церковные писатели заимствовали этот термин у гностиков и переосмыслили его значение. У Тертуллиана этот термин использовался для обозначения ложных писаний. У Августина апокриф – это книга, происхождение которой неизвестно. Таким образом, на Востоке это слово имело в первую очередь отрицательное звучание, хотя также применялось к религиозным произведениям, посвященным событиям и лицам библейской истории, не включенным Церковью в канон. Делятся на апокрифические Евангелия, деяния, послания и апокалипсисы.

Классификации апокрифических евангелий.
Общепринятого способа классификации нет, условно делятся на три группы:
1) сочинения, связанные с традициями, которые легли в основу канонических Евангелий, например, «Евангелие Петра» (фрагмент посвящен описанию суда над Христом, крестной казни и Воскресению), «Евангелие евреев» и другие,
2) гностические евангелия – имеющие некое «тайное знание» - «Евангелие Фомы»
3) третья группа – как бы стремится дополнить сведения о жизни Иисуса или людей, так или иначе связанных со Спасителем: это «евангелия детства» - «протоевангелие Иакова» и «сказание Фомы о детстве Господа». Спорные сочинения – условно некая середина между апокрифами и каноническими евангелиями, сочинения, которые в некоторых своих частях пользовались популярностью и авторитетом Церкви. Например, «Учение двенадцати апостолов» - «Дидахе», «Послание Варнавы», книга «Пастырь», «послания Климента». Именуются также «писаниями мужей апостольских». Аграфа – речения Господа, встречающиеся не в канонических Евангелиях, а в других раннехристианских сочинениях (от новозаветных канонических до апокрифических). В Евангелии сказано, что о многом «не написано в книге сей». Наиболее известное такого рода речение – отрывок из речи апостола Павла о сказанных Иисусом словах «блаженнее давать, нежели принимать» - в Евангелии конкретно эти слова отсутствуют.