История России XIX – начала XX веков.

ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ К РАЗДЕЛУ II

ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ К РАЗДЕЛУ I

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ КО ВСЕМУ КУРСУ

Скульптура и декоративно-прикладное искусство 1960-2000-х гг.

Скульптура и декоративно-прикладное искусство 1941 - начала 1960-х гг.

Скульптура и декоративно-прикладное искусство 1917 - 1930-х гг.

Архитектура середины 1960 - начала 2000-х гг.

Архитектура 1941 - начала 1960-х гг.

Архитектура 1917-1930-х гг.

Второй русский авангард. Развитие нонконформистского искусства. Творчество художников-нонконформистов второй половины XX века.

Творчество Д.А. Налбандяна, А.М. Шилова, И.С. Глазунова, К.А. Васильева. Современная иконопись. Реставрация и сохранение произведений живописи.

Особенности и проявления культурных процессов середины 1960-х - начала 2000-х годов

Искусство графики, плаката, карикатуры в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Живопись военных лет.

Театр и кинематограф в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период (1941 - начало 1960-х гг.)

Музыкальное искусство в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период (1941 - начало 1960-х гг.)

38. Основные тематические направления в живописи второй половины 1940-х - начала 1960-х гг. Художники и их произведения. «Суровый стиль».

40. Продолжение творческого пути в середине 1960-х - начале 2000-х гг. старшего поколения советских художников: Т.А. Мавриной, В.Е. Попкова, Н.И. Андронова, П.П. Оссовского, Д.Д. Жилинского, Е.Е. Моисеенко, Б.С. Угарова.

41. Искусство художников-«семидесятников»: Т.Г. Назаренко, Н.И. Нестеровой, О.В. Булгаковой, А.Г. Ситникова и др. Художники театра.

УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И КРАТКИЕ ОЧЕРКИ

История русской культуры IX-XX вв.: учебное пособие / Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева, М.Р. Зезина, В.С. Шульгин. - М., 2006.

Галин С.А. Отечественная культура XX века: учебное пособие для вузов/ С.А. Галин. - М., 2003.

Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство: учебник/ Т.В. Ильина. - М., 2011.

Васильева-Шляпина, Г.Л. Изобразительное искусство. История зарубежной, русской и советской живописи: учебное пособие для вузов / Г.Л. Васильева-Шляпина. – М., 2007.

Львова, Е.П. Мировая художественная культура. XIX век. Изобразительное искусство, музыка и театр (+ CD) / Е.П. Львова, Д.В. Сарабьянов, Н.Н. Фомина, Е.А. Борисова, В.В. Березин, Е.П. Кабкова, Л.М. Некрасова. - СПб., 2008.

Львова, Е.П. Мировая художественная культура. XX век. Изобразительное искусство и дизайн (+ CD) / Е.П. Львова, Д.В. Сарабьянов, Е.П. Кабкова, Н.Н. Фомина, В.Д. Хан-Магомедова, Л.Г. Савенкова, Г.И. Аверьянова. - СПб., 2007.

Сарабьянов, Д.В. История русского искусства конца XIX - начала ХХ века/ Д.В. Сарабьянов. - М., 2001.

Пилявский, В.И. История русской архитектуры: учебник для вузов / В.И. Пилявский, А.А. Тиц, Ю.С. Ушаков. - СПб., 2007.

Бирюкова, Н.В. История архитектуры: учебное пособие / Н.В. Бирюкова. - М., 2007.

Сокольская, О.Б. История садово-паркового искусства: учебник для вузов / О.Б. Сокольская. - М., 2004.

Сокольникова, Н.М. История стилей в искусстве: учебное пособие / Н.М. Сокольникова, В.Н. Крейн. - М., 2006.

Рапацкая, Л.А. Русская художественная культура: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.А. Рапацкая. - М., 2002

Степанян, Н.С. Искусство России ХХ века. Взгляд из 90-х/ Н.С. Степанян. - М., 1999.

Деготь, Е. Русское искусство ХХ века/ Е. Деготь. - М., 2000.

Буткевич, Л.М. История орнамента: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Л.М. Буткевич. - М., 2003.

Кутейникова, Н.С. Иконописание России второй половины XX века: учебное пособие/ Н.С. Кутейникова. - СПб., 2005.

Бахрушин Ю.А. История русского балета: учебное пособие/ Ю.А. Бахрушин. - М., 1973.

Серебряный век русской культуры // История России. XX век: лекции и учебно-методические материалы. - М., 2002.

СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ И ОБОБЩАЮЩИЕ ТРУДЫ

Александров, В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника/ В.Н. Александров. - Минск, 2004.

Русское искусство и архитектура / авт.-сост. М.В. Адамчик. - Минск, 2009.

Адамчик, В.В. Русское искусство/ В.В. Адамчик, М.В. Адамчик. - Минск, 2005.

Русская культура / А.Д. Волков, Б.П. Голдовский, Ю.А. Дмитриев и др. – М., 2007.

Величайшие гении русского искусства. Мастера живописи, графики, скульптуры и архитектуры XVIII - XX в. - М.; СПб., 2007.

Иллюстрированный словарь по искусству и архитектуре. - СПб., 2003.

Художественно-педагогический словарь. - М., 2005.

Мировое искусство (Иллюстрированная энциклопедия: русская живопись: от иконописи до авангарда). - СПб.; М., 2007.

Мировое искусство (Иллюстрированная энциклопедия: направления и течения от импрессионизма до наших дней). - СПб., 2006.

История русской живописи. 10-е годы XX века. - М., 2007.

История русской живописи. Вторая половина XX века. - М., 2007.

Котович, Т.В. Энциклопедия русского авангарда/Т.В. Котович. - Минск, 2003.

Федоров, А.А. Введение в теорию и историю культуры: словарь / А.А. Федоров. - М., 2005.

Русское искусство: иллюстрированная энциклопедия. Архитектура. Графика. Живопись. Скульптура. Художники театра. - М., 2001.

Русская живопись: энциклопедия. - М., 2003.

Русская графика от А до Я. - М., 2002.

Современный энциклопедический словарь изобразительного искусства. - М., 2000.

Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма. - М., 2001.

Энциклопедия искусства XX века. - М., 2002.

Аполлон: изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь. - М., 1997.

Энциклопедия художника. - М., 2000.

Русские художники: энциклопедический словарь. - СПб., 2000.

Глазычев, В.Л. Архитектура. Энциклопедия/ В.Л. Глазычев. - М., 2002.

Архитектура. Краткий справочник. - Минск, 2004.

Баторевич, Н.И. Малая архитектурная энциклопедия / Н.И. Баторевич, Т.Д. Кожицева. - СПб., 2005.

Лазарев, А.Г. Справочник архитектора / А.Г. Лазарев, А.А. Лазарев, Е.О. Кудинова. - Ростов н/Д., 2005.

Лохова, Н.Н. Русские архитекторы: история русского зодчества в биографиях ее творцов / Н.Н. Лохова. - Челябинск, 2004.

Энциклопедия символизма. - М., 2003.

Северюхин, Д. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820-1932). Справочник/ Д. Северюхин, О. Лейкинд. - СПб., 1992.

АЛЬБОМЫ, ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЕ ИЗДАНИЯ, КАТАЛОГИ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Даниэль, С.М. От иконы до авангарда: шедевры русской живописи/ С.М. Даниэль - СПб., 2000.

Государственная Третьяковская галерея: альбом. - М., 2000.

Искусство ХХ века. Государственная Третьяковская галерея. Крымский вал: постоянная экспозиция: путеводитель. - М., 2000.

Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. Живопись XII - начала XX века. - М.,1993.

Скульптура. XVIII - начало XX века: Государственный Русский музей: Каталог. - Л., 1988.

Самарский художественный музей. Русская живопись XVIII - начала XX века. - Самара, 1999.

Наследие. Самарский художественный музей. 100 лет коллекции. - Самара, 1997.

От модерна до авангарда. Самарский художественный музей. - М., 1995.

Абстракция в России. XX век: Альманах. - Вып. 17.В 2 т. + СD - СПб., 2001.

Национальные традиции и постмодернизм. Живопись и скульптура в СССР (1960-1980-е годы). - М., 1993.

Крючкова, В.А. Кубизм. Орфизм. Пуризм: альбом/В.А. Крючкова. - М., 2000.

Л.С. Попова. 1889-1924. Выставка произведений к столетию со дня рождения: каталог. - М., 1990.

Бобринская, Е.А. Футуризм и кубофутуризм: альбом/Е.А. Бобринская. - М., 2000.

Русский футуризм и Давид Бурлюк, «отец русского футуризма». - СПб., 2000.

Русакова, А.А. Символизм в русской живописи/ А.А.. Русакова. - М., 1995.

Лапшина, Н. «Мир искусства». Очерки истории и творческой практики/ Н. Лапшина. - М., 1977.

Петров, В.Н. «Мир искусства»/ В.Н. Петров. - М., 1975.

Поспелов, Г.Г. Бубновый Валет/ Г.Г. Поспелов. - М., 1990.

«Бубновый валет». Путь на Запад? Путь к себе: каталог выставки. - М., 2002.

Советское декоративное искусство. 1945-1975: очерки. - М., 1989.

Голомшток И. Тоталитарное искусство/ И. Голомшток. - М., 1994.

Якимович, А.К. Реализмы двадцатого века: альбом/А.К. Якимович.- М., 2000.

Нет! - и конформисты. Образы советского искусства 50-х до 80-х годов. - Варшава, 1994.

Нонконформисты. Второй русский авангард (1955-1988). - Бонн, 1996.

Концептуализм. Новое искусство. ХХ век. - М., 1994.

Соц-арт. Новое искусство. ХХ век. - М., 1994.

Козлова, О. Фотореализм/ О. Козлова. - М., 1994.

Ильин, И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм./ И.П. Ильин. - М., 1996.

Народное искусство России. - М., 2002.

Русское декоративное искусство. Т. 3. Русское декоративное искусство XIX - начала XX вв. - М., 1965.

Богуславская, И.Я. Декоративная живопись. Жостово/ И.Я. Богуславская. - М., 1994.

Борисова, В.И. Ростовская финифть/ В.И. Борисова. - М., 1995.

Каморин, А. А. Лаковая миниатюра. Холуй/ А.А. Каморин. - М., 2001.

Крестовская, Н.О. Лаковая миниатюра. Федоскино/ Н.О. Крестовская. - М., 1995.

Сорокина, М.А. Кружева России. Вологодское кружево/ М.А. Сорокина. - М., 2001.

Постникова-Лосева, М.М. Золотое и серебряное дело XV-XX веков. Территория СССР/ М.М. Постникова-Лосева, Н.Г. Платонова, Б.Л. Ульянова. - М., 1983.

Русский фарфор. - М., 1993.

Гилодо, А.А. Русская эмаль: 19 - 20 век: Альбом/ А.А. Гилодо. - М., 1996.

Гилодо, А.А. Русское серебро: вторая половина 19 - начало 20 века: альбом/ А.А. Гилодо. - М., 1994.

Скурлов, В. Фаберже и русские придворные ювелиры/ В. Скурлов, Г. Смородинова. - М., 1992.

Фаберже. Великие ювелиры России. Сокровища Оружейной палаты.-М.,2000.

Болин в России. Придворный ювелир конца ХIХ - начала ХХ веков: каталог выставки в Музеях Московского Кремля. - М., 2001.

1000 лет русского золотого и серебряного дела: каталог. - Эспоо, 1991.

Русские ювелирные украшения XVI-XX веков. - М., 2002.

Ефимова, Л.В. Костюм в России XV-XX века/ Л.В. Ефимова, Т.С. Алешина, С.Ю. Самонин. - М., 2000.

Демиденко, Ю.Б. Интерьер в России. Традиции. Мода. Стиль: альбом/ Ю.Б. Демиденко. - СПб., 2003.

Русское градостроительное искусство. Градостроительство России середины XIX - начала XX века. - М., 2001.

Сидорина, Е.В. Русский конструктивизм: истоки, идеи, практика/ Е.В. Сидорина. - М., 1995.

Хан-Магомедов, С.О. Сто шедевров советского архитектурного авангарда: билингва/ С.О. Хан‑Ма­гоме­дов. - М., 2005.

Кравченко Т.Ю. Композиторы и музыканты/ Т.Ю. Кравченко. - М., 2004.

Асафьев Б.В. Русская музыка: XIX и начало XX века/ Б.В. Асафьев. - Л., 1979

Композиторы. Век ХХ. Краткие биографические сведения о композиторах и их высказывания о музыке. - СПб., 2001.

Соколова А.И. Сергей Васильевич Рахманинов/ А.И. Соколова. - М., 1984.

Друскин М. Игорь Стравинский. Личность, творчество, взгляды. Исследование/ М. Друскин. - Л., 1982.

Сабанеев Л.Л. Воспоминания о Танееве/ Л.Л. Сабанеев. - М., 2003.

Сабанеев Л.Л. Воспоминания о Скрябине/ Л.Л. Сабанеев. - М., 2003.

Павлюк Г.Ф. Оперы классического наследия/ Г.Ф. Павлюк. - Ростов-на-Дону, 2002.

Шаляпин Ф.И. Воспоминания/ Ф.И. Шаляпин. - М., 2000.

Парин А.В. Хождение в невидимый град: парадигмы русской классической оперы/ А.В. Парин. - М., 1999.

Красовская В.М. Русский балетный театр начала XX века/ В.М. Красовская. - Л., 1971.

140 балетных либретто. - Челябинск - Пермь, 2001.

Советские балеты. - М., 1985.

История русского драматического театра: в 7 т. Т.7. 1898-1917. - М., 1987.

Радищева О.А. Станиславский и Немирович-Данченко. История театральных отношений, 1897-1908/ О.А. Радищева. - М., 1997.

Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство. 1908-1917/ К.Л. Рудницкий. - М., 1990.

История русского советского драматического театра. - М., 1984.

Российский иллюзион. - М., 2003.

Михайлов В.П. Рассказы о кинематографе старой Москвы/ В.П. Михайлов. - М., 2003.

Прокофьева Е.В. Королева экрана. История Веры Холодной/ Е.В. Прокофьева. - М., 2001.


Абстракционизм

Авангардизм

Аналитическое искусство

Архитектоника

Дадаизм

Декаденство (декаданс)

Дивизионизм

Импрессионизм

Контррельеф

Кубизм

Кубофутуризм

Лучизм

Модерн

Модернизм

Неоклассицизм

Неоренессанс

Неоромантизм

Неорусский стиль

Орфизм

Пленэр

Постимпрессионизм

Примитивизм

Сезаннизм

Символизм

Супрематизм

Фовизм

Футуризм

Экспрессионизм



Андеграунд

Боди-арт

Видео-арт

Гипперреализм (фотореализм)

Граффити

Инсталляция

Кинетическое искусство

Китч

Коллаж

Конструктивизм

Концептуализм

Минимализм (минимальное искусство)

Нонконформизм

Перформанс

Поп-арт

Постмодернизм

Реди-мейд

Соц-арт

Социалистический реализм

Суровый стиль

Сюрреализм

Хэппенинг


Задание к сессии по этой методичке: 1. Сделать сообщение по одной из улиц в списке (семинар 1), по этому семинару будет экскурсии, т. е. вы должны подготовить доклад на несколько страничек и рассказать его на улице перед домом) 2. Подготовить вопросы к экзамену (список вопросов смотри выше) либо письменно либо устно 3. Сделать словарь с терминами, ключевыми словами (смотри выше Андеграунд-Хэппенинг) дать определения этим словам 4. Сделать второй семинар письменно

Лекция 1. Внешняя политика А1.

Наследует все проблемы внешней политики своего отца. Самая главная проблема – Франция. ВФБР в конце 18 века изменила ход истории Франции и вообще Европы в целом.

До июня 1791 года все, что происходило во Франции, мало интересовало европейцев. Тем летом Людовик 16, опасаясь ареста, предпринял попытку побега, в итоге его обнаружили и в конце лета был низложен. Это – посягательство на священную персону монарха, поворотное событие – европейские монархи начинают внимательно следить за событиями во Франции. В конце августа 1791 австрийский император и прусский король – подписание декларации, посвященную защите монархического правления во Франции. Угрожают войной Франции, ив конце лета сама Франция начинает войну с Австрией. Вторгаются в Нидерланды (Бельгия сегодня). На помощь пришли пруссаки и начинается многосторонняя война. Летом этого же года – роспуск монархии во Франции, начало первой французской республики 1791-1804. Сначала победы у Франции, и это вынуждает объединяться. 1793 – складывание первой антифранцузской коалиции (сложена после казни Людовика 16): Англия, Австрия, Пруссия, Нидерланды, Испания, Российская империя (только дипломатические заявления, боевых действий нет). Поначалу победы – у коалиции, складывается ситуация такая, что Ф должна в ближайшее время пасть. В этот момент (конец 1793) к власти приходят якобинцы, кот создают новую революционную армия, и начинаются победы народной армии Франции. В конце 1793 – битва при Тулоне (взошла звезда Наполеона). 1794 – разгром всех своих соперников, освобождение всей территории Ф, начало экспансии в другие страны. 1795 – Пруссия и Испания признают поражение. 1796-98 после завоевания Италии подписан мир между Францией и Австрией. Развал первой антифранцузской коалиции. 1798 – под командованием Наполеона армия Ф. интересы противников Ф все больше подрываются. Египетский поход Наполеона – критический момент, создание 2ой антифранцузской коалиции: Англия, Австрия, Турция, Российская империя (в тот момент – потеря Мальты). Активное участие России – Итальянский поход Суворова, Швейцарский поход Суворова. Самое значительное событие – освобождение Ионического архипелага русскими моряками. В целом – успешное развитие войны. Но в конце 1799 года Павел ссорится со своими союзниками, выходит из состава коалиции, возвращает армию в Россию. Альтернатива – сближение с Наполеоном. Вырабатывание союзного договора против Англии и Австрии. Австрийцы потерпели еще 1 поражение в 1800, весной 1801 – подписание мирного договора с Францией.

1800-1801 – процесс сближения России с Францией, осталось подписать союзный договор, и – дворцовый переворот. Есть версия о том, что именно англичане сыграли роль в судьбе Павла 1 (они подготовили переворот). Конфликт между Павлом и дворянством – главный конфликт, который привел к дворцовому перевороту. Александр сам принимал непосредственное участие в заговоре.

Какой курс политики осуществлять по отношению к Англии и Франции? А1 отказывается от внешнеполитического курса отца. Имел хорошие представления о стране, важнейшей проблемой является неуправляемость империи. Отсутствие административного механизма. Для него на первом месте – внутренние проблемы, а не внешняя политика. Надо осуществлять реформы, это и есть главная задача. Участие в войнах ему не нужно, это противоречит его пониманию задач.

«Политика свободных рук» - внешняя политика А1. Она меняется в зависимости от измения условий, в которых пребывает страна. В целом – 5 основных этапов:

1. Политика свободных рук. Подчинен задачам внутренних преобразований. Россия не участвует в войнах\обязательствах и т.д. Стремление установить добрососедских отношений со всеми европейскими странами. Не подписывает союзного договора с Наполеоном. Восстанавливает дипломатические отношения с Австрией и Англией (их порвал его отец). Одинаковые отношения со всеми странами. Добивается умиротворения европейского континента (война продолжается (Англия)). 1802 – при активной поддержке России прекращается война. Амиенский мирный договор. Смягчение ситуации = цикл внутренних преобразований.

С 1803 года – бурная политика Наполеона в германском вопросе. Единой Германии не существует. Россия тут устанавливает еще со времен Е2 доминирующее влияние (посредник между Пруссией и Австрией). Борьба 2-х проектов объединения. Это – гарантия безопасности западных российских границ. Завоевательные процессы Наполеона там – более 200 германских образований ликвидировал. 1804 – процесс создания блока германских гос-в, 1806 – Рейнский союз (16 германских гос-в). Ликвидация священной римской империи германской нации. Россия теряет свои позиции. Надо выработать адекватный ответ на этот курс французской политики. Единственный выход для А1 – военный конфликт.

2. Военное противостояние с Франции. Складывание 3-ей антифранцузской коалиции с 1804 года и до 1805 (Россия, Австрия – ведение боевых действий на суше + Англия, Швеция – ведение действий на море). Эпоха коалиционных войн. Однако коалиция была разгромлена уже в 1805. Поражение Австрии в октябре 1805 (Россия не соединяется с Австрией по времени). Декабрь 1805 – сражение под Аустерлицем, разгром России и Австрии. Австрия подписывает мирный договор с Францией (капитуляция Вены), развал коалиции. На суше остается только русская армия. Главная задача для Кутузова – уход от генерального сражения, уходит от столкновения с Наполеоном – весь 1806 год. На море – удачные действия противников Ф. 1805 – Трафальгар, адмирал Нельсон, Ф прекращает активные боевые действия на море. Союзники доминируют на море. В начале 1806 года Россия ищет новых союзников. Создание 4ой антифранцузской коалиции (Швеция, Англия, Россия, Пруссия). Существует до осени 1806 – Ф громит прусские войска, взятие Берлина. Серия сражений между французскими и русскими войсками – 1806(декабрь, отступление). Прейсиш-Элау (?) 1807, Фридланд 1807 – полное поражение русской армии. Отступление, приближение к своим границам, переправа через Нерву. Продолжать политику нельзя – армия с 1805 года устала, потери, вдали от границ, методы рекрутских наборов (на них времени нет), денег нет. Отказ от продолжения военных действий с обеих сторон (экономический и политический кризис во Франции – со стороны Наполеона). 1807 – Тильзитский мир, встреча в Тильзите и подписание договора: восстановление всех взаимоотношений, разграничение сфер влияния (Ф – Польша(отнимает у Пруссии те польские земли, которые есть у неё, создал герцогство Варшавское), Испания; Р – Финляндия (принадл.Швеции), Молдавия, Валахия (принадл.Пруссии)), Россия присоединяется к континентальной блокаде Англии. Закончился период коалиционных войн.

3. Этап «дружбы». Тильзит – союзные отношения. Активная реализация этой политики. Война со Швецией за Финляндию в 1808 году (переход по льду на территорию Швеции), Россия получает Финляндию в 1809 (Фридрихсгамский договор). Параллельно, с 1806 – война с Турцией (спровоцирована Францией, кстати), завершена только в 1812 году. Бухарестский мирный договор – получение Бессарабии и западной Грузии. 1801 – вхождение добровольно восточной Грузии в состав России (Карклия и Кахетия). Война с Ираном с 1804 (инициатива с их стороны) и тянется до 1813. Подписан Гюлистанский мирный договор, Россия получает Дагестан и северный Азербайджан.

В этот период времени формируются причины, по которым начнется война 1812 года. Причины – в условиях Тильзитского договора. Война началась из-за того, что Россия присоединилась к континентальной блокаде. Остальные конфликты и противоречия осложняли отношения, но они не могли привести к войне. Выход из этого конфликта – только военные действия. Эта блокада была введена Наполеоном только в 1806 году после захвата Берлина.

Лекция 2. Внешняя политика А1.

4. Лето 1812 – лето 1815 года. Континентальная блокада – основная причина. Основной конфликт того периода связан с двумя европейскими державами – Англия и Франция. Россия – на периферии.

Конфликт между Англией и Францией возник при Людовике, этот конфликт продолжается на протяжении 19 столетия. Смысл конфликта – конфликт двух буржуазных держав. Процесс индустриализации в Англии (очень бурное развитие в этом отношении). Большое кол-во произведенной продукции, необходимы рынки сбыта и сырья. Британия начинает создавать свою колониальную империю. К началу 19 века – первая колониальная держава мира, обладают наибольшим кол-вом колоний и полуколоний. Необходимость защиты колоний. Важный элемент – создание мощного военного флота, Британия – военно-морская держава. Следующая держава, кот идет по тому же пути развития – Франция, позже стает на путь развития. Франция к началу 19 века – вторая колониальная держава мира. В этом весь конфликт. Буржуазная экономика = ускорение буржуазного пути развития. Одно из средств Франции в борьбе с могуществом Англии – континентальная блокада. Военный способ разгрома Англии еще до прихода Наполеона к власти выходит на первое место (отсюда – Египетский поход 1798 года, изначально хотели нанести удар на Индию). Англия пытается помешать этому, пытается перехватить французский флот, но был туман, и эскадры разминулись. Дальше через Сирию Наполеон идет к Индии, но англичане в Сирии его остановили. Наполеон возвращается, поход оказывается неудачным – главная задача не достигнута. Абукирское сражение, адмирал нельсон, разгром французского флота. Идея все же не сходит с повестки дня, все еще хотят остановить всесилие Англии. Наполеон начинает вести активную политическую деятельность. Начало подготовки перехода через Ла-Манш. В Булонии концентрирует все корабли, перебраться практически нереально. 1805 – бросает эти войска против третьей антифранцузской коалиции, военные успехи. Трафальгарское сражение – разгром французского флота. Невозможность решить главную политическую задачу – разгромить Англию военными средствами. Новый инструмент – военная блокада. 1806, Берлин – введение этой самой блокады, кот является средством достижения главной политической цели. Цель – разгром Англии.

Как можно установить блокаду? Два средства: все страны, кот разгромлены Наполеоном, вступают в эту блокаду (прекращают торговые отношения с Британией); политика катерства (пиратство) – выпуск на торговые коммуникации свои корабли, кот начинают ловить торговые английские корабли, кот никогда не несут оружия. Англия терпит грандиозные убытки и ущербы. Но до конца блокаду не удалось осуществить. Россия вынуждена присоединиться, но ей это совсем не нужно и не выгодно, т.к. Россия – аграрная страна. Англия – основной поставщик всей индустриальной продукции. Государство заинтересовано в торговле с Англией. Всем жителям России невыгодна континентальная блокада. Постепенное сворачивание торговых отношений с Британией, это начинает вызывать недовольство, в первую очередь – дворян. А1 либо идет против дворянства, либо идет против наполеона. Конфликт с наполеоном – война, а конфликт с дворянством – судьба отца. В конце 1810 года Россия начинает нарушать блокаду – повышение тарифов на иностранные товары, создание благоприятных предпосылок для нейтральной торговли (фрахтовка кораблей под другими флагами и торговля с Англией). Брешь в системе континентальной блокаде. Зреет во Франции идея войны (не удается наполеону уговорить А1, значит, надо с ней воевать). Россия затянута в англо-французский конфликт. Вглубь России идти не было смысла, главная задача – приграничный разгром русской армии. Свои войска располагает на территории герцогства Варшавского и уже оттуда идет на территорию России.

Русская армия не монолитна, значит, будет легче – все эти армии разбросаны вдоль западной границы. 1-ая армия – армия Барклая-де-Толли (генерал и фельдмаршал + военный министр). Поэтому он исполняет обязанности главнокомандующего. Остальные – Багратион и Тормасов – младшие. Штаб армии – в городе Вильбо. Немного подальше – корпус Видгештейна (20 тыс.), прикрывает Петербург. В 100 км от первой армии – вторая армия Багратиона, штаб армии – в Белстоке. Фланги двух армий открыты, между второй и тертьей армии фланги тоже открыты. 3-ая армия – в 200 км от Баргатиона, штаб армии – в городе Луцк. Открытость флангов – решение наносить удары на стыках армий. 600 тысяч – Франции, 180 тысяч – Российская империя. План Наполеона – окружение армий и разгром этих армий генеральным сражением (тогда останется у русских примерно 60 тысяч). Барклай – решение отступать. Первоначально – план объединения в районе Витебска, но Багратион не доходит (чуть было 2 раза не попадает в окружение), соединиться не получилось. Только в Смоленске происходит объединение этих 2х армий, и все арвно Барклай не дает генерального сражения под Смоленском. В итоге снова отступают. Под Смоленском – только 4 дивизии (Гиляровского, Раевского, Дохтурова и к...), дальше уходят к Вязьме (только 1 дорога). 4 дивизии ведут оборону Смоленска несколько дней. Чем дальше Наполеон идет вглубь, тем хуже для него. Увеличивается недовольство русской армии (только и делают, что уходят) – А1 меняет Барклая на Кутузова (конфликт царя с ним из-за Аустерлица). Кутузов – глава армий. Приказ отступать, войска уходят дальше, и только недовольство вынуждает Кутузова дать сражение под Москвой – Бородинское сражение 26.08.1812. после сражения русская армия ушла – потери очень велики, нельзя было на следующий день продолжать бой. Сдача Москвы и Тарутинский маневр – переход с Рязанской дороги на калужскую дорогу. Смысл – в нескольких аспектах:

· Недалеко находится Тула, где есть оружейные припасы, подвезено оружие. Моментальное восстановление технической части русской армии.

· Недалеко находятся основные центры комплектования и обучения русского ополчения. То есть – пополнение армии людскими ресурсами.

· Удалось обмануть преследовавшие русской армии. Мелькающие казачьи части создали видимость армии, пока Кутузов увел армию в Тарутино.

· Ситуация французской армии бесперспективна: продовольствия и фуража в Москве нет. Вокруг Москвы – грабеж местного населения. Город начал гореть (кто поджег Москву?). Москва – сосредоточение среднего российского дворянства, грабеж со стороны французов. Награбленное вывозится обозами. Мародерство способствует разложению французской армии. Гвардия – единственная боеспособная часть. Начинает искать возможности поговорить с Александром 1 – посылает к Кутузову своего адъютанта, но надо было обращаться к Александру – посылают 2 письма по случаю (с конкретными лицами, которым даны поручения). Москвич Яковлев – дворянин, который остался в Москве из-за рождения сына Александра. Его, благодаря связям с французским офицером, отпустили из Москвы, н вместе с ним послал письмо Александру письмо о том, что надо бы говорить о мире. А1 отказался. Сын Яковлева – А.И. Герцен (незаконнорожденный сын).

Наполеон выводит армию из Москвы по первому снегу, прорывается на новую калужскую дорогу, пытается прорваться через Малоярославец и потом поставить армию на зимние квартиры. Эту задачу он не выполняет из-за сражения в Малоярославце (на 11-ый раз взяли город), но дальше Малоярославца французы пройти не смогут, потом Наполеон идет уже на смоленскую дорогу и дальше – отступление. Сражение проиграно, выиграна кампания. На пути отступления – сражение при Березине, где Наполеон потерял все, кроме гвардии, которая ушла на запад. В декабре 1812 года французы покинули территорию России, а русская армия вышла на свои границы к р. Неман и выигрывает кампанию. Продолжать ли войну? Кутузов против, А1 хочет дойти до Парижа и нанести окончательное поражение.

В апреле 1813 года Кутузов умирает. На территории Западной Европы – большие трудности, т.к., кроме Пруссии, союзников у России нет. Русско-прусские войска – поражение под Плюценом и Бауценом весной 1813 года. После этих поражений Россия и Пруссия начнут переговоры с наполеоном о перемирии и мире. В мае 1813 года в городе Плесвицы подписано это перемирие и дальше – начало переговоров о мире. Но не удалось оговориться об условиях мира, поэтому в конечном счете военные действия возобновляются. Только осенью 1813 года происходит перелом в военных действиях, когда к России и Пруссии присоединяются другие европейские страны. Складывается шестая антифранцузская коалиция. Октябрь 1813 – сражение под Лейпцигом (битва народов), генеральное сражение, которое закончилось поражением Наполеона. После этого – открыта дорога на Париж, январь 1814 – переход границы, март 1814 – взяв Монмарт, русская армия входит в Париж. Апрель 1814 – капитуляция Парижа, наполеон сослан на о. Святой Елены. Новое правительство принимает решение восстановления Бурбонов и в мае приходит к власти Людовик 18 – брат Людовика 16.

Лекция 3. Внешняя политика (продолжение).

Почему победу одержала Россия? Победу одержала русская армия и только русская армия. В начале 19 века войны ведут и выигрывают армии, потом – оружие и экономика страны. Проигравшая сторона тоже заинтересована в этом вопросе – почему Франция проиграла? 30-40-ые годы – культ Наполеона. Теория естественных фактов – согласно этой теории победу одержали естественные факторы (зима, отсутствие оружия и т.д.). не имеет под собой никакого основания. Отступление французской армии – проблемы с продовольствием, фуражом и т.д. – много тяжелых обстоятельств. Плюс русские тоже ведут борьбу против французов. Ключевой момент – переправа через Березину. В этих тяжелых условиях наступала русская армия с теми же самыми невзгодами. Зимнего обмундирования тоже не было. И русские, и французы – в равных условиях, полевых кухонь тоже нет. Русские войска тоже несут сильные потери. Никаких преференций французам нельзя дать. Победа над наполеоном должна была закреплена договором.

Необходимость юридического оформления победы. Международная конвенция (воюет вся Европа). Сентябрь 1814 – сбор Венского конгресса («Танцующий конгресс»). Все основные вопросы решались на балах, обсуждение спорных сюжетов и проведение договором. Все эти обсуждения переливались в дипломатические формы в конце конгресса. Перед сбором на конгресс союзники уже начинают обсуждать возможные аспекты победы. Появление серии договоренностей (письменных), и в этих документах отражается будущее Европы. Февраль 1814 – основные державы (Австрия\Пруссия/Россия\Англия) подписали четверной договор: совместное пожелание увидеть Францию в дореволюционных границах. Май 1814 – Франция и коалиционные державы + Испания\Португалия/Швеция подписали Парижский мир. По нему Франция остается в своих дореволюционным границам + большой комплекс территориальных проблем. Голландия получает Бельгию, Англия получает серию островов в Средиземноморье (Ионические\Мальта), Австрия получает свои территории после их отнятия в 1800-1801 (Иллирийские провинции на Балканах) и ряд итальянских провинций (Венеция\Ломбаргия), фиксирование требования восстановления династии Бурбонов (во Франции, Испании и Италии – королевство обеих Сицилий). Эти вопросы уже вызывают конфликтные ситуации между союзниками. А1 против Бурбонов, он за будущую форму политического правления.. кот будет выбирать сама себе французская нация. Договор о том, что созовут международную конференцию.

Далеко не все вопросы были решены. Польская проблема – кому достанется герцогство Варшавское? На все 100% территорий претендует Россию (военно-стратегический момент и реформы Александра 1). С этим не согласна Англия, ей не выгодно усиление России. С этим не согласна Австрия и Пруссия (тожже хотят часть территорий). Саксонский вопрос – Пруссия претендует на всю территорию. Против – Австрия и Англия. В результате конфликтов – Тайное соглашение между Австрией и Англией, к нему потом подсоединилась Франция. Антирусское соглашение. Весна 1815 – вход Наполеона в Париж. Наполеон нашел все бумаги, в том числе и копия тайного соглашения, кот он отправляет Александру 1. Тот получил и прочитал договор, но не пошел на союз с Наполеоном, а поддержал действия своих врагов. В соответствии с четверным союзом – договор о претворении в жиззнь всех решений. Лето 1815 – подписание заключительного акта Венского конгресса:

· Все территориальные приобретения. Англия получает помимо всего Цейлон и Капские колонии на юге Африки. Австрия получает еще и Восточную Галицию. Пруссия приобретает часть Саксонии и рейнскую область. Россия приобретает большую часть герцогства Варшавского за исключением Кракова. Швеция получает Норвегию. Швейцария получает территории и нейтралитет. Италия не получает ничего, только на северо-западе Италии создается Сардинского королевства (Ницца и Савойя).

· Складывание новой ситуации в международных делах. Международное дело. Новая система международных отношений. Венская система. Завершение 4 этапа внешней политики Александра 1.

5-ый этап – создание Священного Союза сразу после завершения конгресса. Пруссия и Австрия как основные союзники. Потом к нему присоединятся все европейские страны кроме Англии. Священный Союз создан для того, чтобы:

· сохранять незыблемость Венской системы. Потенциальная задача борьбы со всеми теми силами, которые будут пытаться взорвать Венскую систему.

· сохранять монархии в Европе. Принцип легитимизма – законного существования монархии в Европе.

Компромисс двух тенденций развития: индустриального начала, кот тянет Европу к новой ступени цивилизационного развития, и старого начала (старых представлений о мироустройстве), кот восходит к традиционному аграрному обществу. Союз – компромисс: они соглашаются признать перемены, но при этом сохраняют традиционное – монархию. Все это приведет к тому, что Союз будет подрываться, так как будут проходить перемены. Только Россия будет настаивать на незыблемости Союза, т.к. там нет буржуазных (индустриальных) отношений.

1818 – первый конгресс Союза. По инициативе Франции был собран. Просьба вывести оккупационного корпуса русской армии. Пересмотр одного из положений.

1820 – второй конгресс Союза. Неаполитанская революция в Европе. Свержение монарха. Тропаузсский конгресс – не надо признавать революцию, это опасно. Революцию надо подавать. Решение осуществить интервенцию. Вводят австрийские войска. 1821 – такая же ситуация в Пьемонте, то же действие.

182 - третий, Лайбогский конгресс.

Александр – категорический противник революции, даже пытается помочь Австрии с Италией. Австрийцам не нужно появление русских в Италии.

1820 – четвертый конгресс, Веронский конгресс. Ввод войск в Испанию (1823), пока там бушует революция. Консерватизм Союза. Завершение пятого этапа внешней политики Александра 1.

Внутренняя политика Александра 1.

Очень многое восходит ко внутреннему состоянию страны. Экономика – самое главное. В экономическом отношении Россия остается аграрной страной. Это – основа нашей экономики. Промышленность, конечно, есть, есть и сфера обращения (внутренний рынок), но главное завязано на сельском хозяйстве. В нем главное место занимает землепашество. Мощь империи определяется её экономическим потенциалом.

В первой половине 19 века господствует феодально-барщинное хоз-во (помещичье). Этот тип сложился не так давно, в середине 18 века. это новейший тип хоз-ва применительно к России. Чтобы сложился этот единый тип, надо иметь 1 тип собственности, которого нет до начала 18 века (была вотчина и поместье). Вотчина- собственность, поместье – условная собственность (на самом деле землей владеет гос-во). Потом происходит слияние вотчины и поместья (поместье становится собственностью). Реализация указа происходила до середины 18 века.

Единый тип хоз-ва – до середины 19 века. Тип данного хоз-ва:

1. Натуральность. Восхождение к малому совокупному прибавочному продукту, кот производит экономика страны. Он не позволяет создать необходимых излишков, чтобы на их базе двинуть отделение ремесла от земледелия. Это обстоятельство тормозит все развитие страны.

2. Экстенсивность. Восхождение к старым традициям русской экономики (малый прибавочный продукт). Чтобы увеличивать объем, надо находить новые пригодные для хоз-ва земли.

3. Наделение крестьянина землей. Главный вопрос эффективности вотчины или поместья – наличие рабочих рук и степень их работоспособности. Крестьян надо заставлять работать. Борьба между помещиком и крестьянином. Необходимость ломания сопротивления общины. Община – способ внутреннего выживания и защиты от внешней угрозы. Это можно было сделать только гос-ву, + надо приучить крестьянина понимать то, что земля принадлежит не ему, а гос-ву. В итоге это удалось, заставили общину работать на земле феодалов. Расщепленная форма собственности. Производительные силы оказываются в собственности разных собственников. Крепостное право – эффективный способ все это сделать. Это удобный механизм изъятия малого прибавочного продукта. Через крепостное право феодал обеспечивает функционирование своего хоз-ва. Крепостничество – основа экономического благосостояния империи.

4. Низкий уровень развития трудовой культуры. Примитивные орудия труда и методики обработки земли.

Борьба помещика за свое положение: распространение на новые территории и на новые категории крестьянства и передача помещикам огромных масс крестьянского населения. Определение новых границ в целом – получение большого кол-во новых земель. Укрепление и развитие вглубь крепостнических отношений (постепенная отмена прав у крепостных).

Лекция 4. Внутренняя политика Александра 1.

Во второй половине 18 века империя приобрела большое кол-во новых территорий. Это имеет большое значение для экономики страны. Все приобретения позволили быстро увеличить объем производимого прибавочного продукта – богатые черноземы. Эти территории будут окончательно освоены под конец 19 века. Ликвидация засечных линий и поэтому – возможность осваивать эти территории (были закрыты из-за угрозы Крымского ханства). Экстенсивный путь развития экономики. На базе этих приобретений резко стимулируется процесс отделения ремесла от земледелия и формирования и развития города. Этот процесс очень медленный. Эта специализация начинает резко наблюдаться в первой половине 19 века.

Получение животноводческих регионов – степи и большие пространства. Данный регион производит товарную продукцию на рынок. Появление картофелеводства на базе территорий современной Беларуси. Киев – производство сахарной свеклы. Появление таких регионов, которые ориентированы на продажу на внутренний рынок. Сахар как окончательный продукт производится в помещичьих имениях в Санкт-Петербургской губернии. Технические виды культур (Вологда, Псков, Смоленск, Новгород): лён, огородничество и садоводство. Огородами и садами начинают заниматься города, не деревни. Специализация в зерновом хоз-ве, начинают меняться удельные весы в производстве зерна. Черноземные губернии и нечерноземные губернии. Черноземы – центр зернового производства, туда постепенно переходит земледелие из северных губерний, чернозем – житница Российской империи. Черноземье будет связано с ростом барской запашки. Все время наращивается производство хлебов, т.к. часть их продается заграницу. Доминирование барщины в черноземных губерниях, растет число барщинных дней в неделю. Внечерноземье – сокращение производства зерновых, сокращение пашни. Как только уменьшается производство зерновых, помещик начинает терять доходность. Уменьшение удельного веса, доли барщины в нечерноземных губерниях. Рост денежного оброка. Крестьянин находит на стороне неземледельческую сферу деятельности, он там зарабатывает себе на денежный оброк.

Гос-во начинает заниматься строительством дорог. На базе таких специализаций неизбежно влечет за собой развитие рынка, а они влекут за собой пути сообщения, то есть дороги. Дороги постоянные и налаженные, гос-во начинает ими заниматься. Реки как пути сообщения, но надо очень много усилий, чтобы поднять урожай с юга на север (против течения). Начинают сколачивать бурлаческие отряды, ибо пароходов нет – возникает прослойка бурлаков, а также землекопов, извозчиков – это разные формы простой капиталистической кооперации. В этой сфере денежного оброка начинают зарождаться ростки капиталистических отношений.

Крестьяне начинают заниматься еще одной сферой жизни – торговля, ибо купечества не хватает. Появляется прослойка, которая зарабатывает деньги на торговле. Купеческий капитал как условие развития торговли. Начинают с розничной торговли, а затем эта прослойка, которая уже продает оптом, запускают свои капиталы в мануфактурное производство, которое существует уже давно, но на ней не было свободного труда, русская мануфактура – это крепостная мануфактура. Появление оброчных крестьян позволило нанимать работников. При этом завести мануфактуру тоже можно (капиталистому крестьянину в принципе можно, это не слишком дорого). Прообраз вольнонаемного крестьянина. В оброчной среде начинают зарождаться условия для нового вектора развития гос-ва – предпосылки для капиталистического развития страны. Землепашество начинает приобретать товарный характер. Идет наращивание товарности.

Начинает изживаться важная черта феодально-барщинного хоз-ва – натуральность. Повешение товарности и уменьшение натуральности. В связи с этим возникает еще одно направление. Означает ли повышение товарности экономики появление капитализма в России? Нет, не означает, это означат только развитие товарных отношений, но не развитие капитализма. Феодально-барщинное хоз-во характеризуется целой серией определений. Натуральность – уходит постепенно, и все же остается + все признаки такого типа хоз-ва остаются неизменными. Так что капитализма как такового нет в данный период. Кризис феодально-барщинного хозяйства не существует, оно по-прежнему обеспечивает благополучие Российской империи. Разные точки зрения на характер экономики и на крестьянский вопрос.

Индустрия. Возможности гос-ва. Из-за отсутствия кризиса нельзя было вводить отмену крепостного права. Кризис наблюдается, но связан он не с деревней, а с городом, точнее – с тем, что происходит в странах Западной Европы, Английская индустриальная революция. Существование на внутренних резервах России, эти резервы не определяют вектор исторического развития гос-ва. Медленные темпы исторического развития -невозможность простимулировать отделение ремесла от земледелия, для этого недостает объема прибавочного продукта. В городе развивается индустрия, но для полного её развития не хватает возможностей. В других странах таких возможностей хватает. Появление прообраза буржуазии там, в Европе. В России эти процессы идут медленнее. С каждым веком разрыв индустриального развития между европейскими странами и Россией будет все больше. Этот разрыв может быть очень существенен. Английская индустриальная революция – создает внутри Англии крупное капиталистическое производство. А у нас начинают только готовиться условия для осуществления того же самого в дальнейшем. На базе этого разрыва (качественное различие между экономиками). Этот разрыв и означает кризис. Россия проиграла Крымскую войну технически – вот оно, проявление кризиса. И вот тогда выходом из кризиса и становится отмена крепостного права. Своевременная и адекватная ли отмена крепостничества?

Сколько производить прибавочного продукта? Наша индустрия стоит на крепостной мануфактуре. Начало появления первых элементов капитализма. В первой половине 19 века – появление капиталистического уклада и все. Но этот уклад и проявление этого уклада не означает, что он становится главным в экономике страны. Он имеет третьестепенное значение, это один из укладов аграрной экономики. Он не определяет вектор развития страны и не покрывает все хозяйственные отношения. Второй этап развития индустрии – мануфактура, которая не есть результат нашего внутреннего развития (роль государства). Все основные типы мануфактур – крепостнические. Становление капиталистической мануфактуры, она пока не может сломить феодальную. Это состояние капиталистической мануфактуры не может стать условием для промышленного переворота.

Промышленный переворот восходит к капиталистической мануфактуре. Промышленный переворот – переход только капиталистических мануфактур в фабрику и завод. Этот процесс напрямую связан с появлением крупного машинного капиталистического производства. Переход капиталистической мануфактуры в техническом положении потянет а собой и изменения в социуме. Формирование новой формы собственности. Отмена крепостного права – создание новой индустрии гос-вом. Состояние города только подтверждало уже вышесказанное, самые развитые города – Мск и Спб (более 100 тыс. населения). Все остальные города маленькие, летом они выходят на поля пахать и убирать урожай. 99% городов – от 1 до 5 тыс человек. Очень низкая урбанизация. Развитие городов – только со второй половины 19 века.

Лекция 5. Экономика.

Опоздала на 15 минут. К концу 18 века создана новая социальная структура. Новое явление – единая форма собственности на землю и единый тип хозяйства требует структуризации населения. Жалованная грамота дворянству 1875 – сформировано феодальное сословие на основе единого типа хозяйства. В этой грамоте зафиксировано то законодательство, кот закрепляет юридически новое сословие. Как только эта грамота создана, возникает задача структурировать то население, которое не входит в дворянское сословие. Таким образом, появляется Жалованная грамота городам (1875). Это –калька с грамоты дворянству.

Второе – необходимо структурировать пашенное земледелие страны. Но создать единое крестьянское сословие не удается. Е2 принимает попытку, но она не увенчалась результатом (она пишет грамоту крестьянству, но делает это только по отношению к государственным крестьянам). Объединить 3 большие категории крестьянства в одну не удается (гос, удельные, помещичьи). Почему не удается объединить? Т.к. все они сидят на разном статусе. Завершить процесс строительства крестьянского сословия не удается. Все перечисленные явления – типичны для времени до первой половины 19 века.

Известно, что российский социум, производящий ограниченный прибавочный продукт, вырабатывает внутри себя комплекс компенсационных механизмов, которые должны обеспечить не только выживание, но и развитие этого социума. Это – община, которая появляется еще в древнейшие времена. Община – это и экономический институт (регул эк отношения), и социальный институт. Он существует на протяжении большей части истории нашей страны. Второй механизм – монархическое государство, ибо никакого другого типа государственности в таком социуме возникнуть не должно. Государство концентрирует в своих руках ресурсы и при помощи ресурсов решает все проблемы. Третий механизм – крепостное право, механизм изъятия прибавочного продукта. Силой надо отбирать этот маленький прибавочный продукт. Трудно установить границы между необходимым и прибавочным продуктом. Для решения всех задач нужен бюджет, а главный источник формирования казны – прямой налог (подушная подать на данный момент). Отнять – главная задача государства. Эти 2 процесса – формирования крепостного права и развития государства идут параллельно и вместе. Надо осуществлять процесс феодализации страны. Что является тормозом этого процесса? Община. Община тормозит развитие феодальных отношений. община имеет собственность на землю. Четвертый механизм – территория, которая обеспечивает количественный рост прибавочного продукта. Их появление является исторической необходимостью. Все 4 механизмы обеспечивают развитие аграрной страны. Эти признаки присутствуют имманентно и постоянно совершенствуются. То же самое – с крепостным правом и территориальным расширением. Чем динамичнее развиваются эти компенсационные механизмы, тем быстрее осуществляется развитие самого социума.

Государство – монархическая форма правления. Экономическую основу монархической формы гос-ва формирует аграрный строй. Аграрный строй совершенствуется и развивается, и таким образом меняет условия жизни и собственности. И потому меняются формы организации политической жизни. аграрный строй имеет форму собственности – собственность на землю. Но эта форма собственности может присутствовать в самых разных вариантах. Раньше была вотчина, затем появляется поместье. Конкретная форма управления территории – приказная система с самого начала. Закон – тоже механизм управления, отсутствие единого законодательного кодекса. Сословно-представительная монархия – в середине 16 века. Её основные характеристики: приказная система, нет единого законодательства, нет единой формы собственности, единого типа хозяйства и нет единой структуры населения. Это – начальная форма монархического государства. Компенсационный механизм надо улучшать, и это надо делать по линии централизации и укрепления, по линии придачи деспотических функция сословно-представительной монархии. В итоге самодержавие создается только в середине 18 столетия (была закреплена форма самодержавия).

Самодержавие – не абсолютизм. Абсолютизм – третья форма монархической государственности. Что произошло в развитии социума, что позволяет выделять абсолютизм как отдельную форму гос власти? Появление единого типа хозяйства. Появление новой социальной организации общества – сословный строй. Структурирование территории – создание более высокой уровень централизации управления (по сути дела – создание новой администрации). Создание единого свода законов – но он не создан к концу 18 века. генезис абсолютизма начинается примерно в середине 19 столетия и завершится тогда, когда были созданы последние условия – когда создан единый свод законов. Первая половина 19 века – эпоха становления абсолютизма (не раньше второй четверти 19 столетия).

Абсолютный монарх опирается уже на системы, не на слой общества или какой-то орган. Устойчивость данной конструкции. Высокая степень самостоятельности и степень независимости монарха. Мотивация внутренней политики А1 и внутренней политики Н1.

С какого момента следует начинать историю генезиса абсолютизма? Что происходит с петровским наследием? Надо найти точку, когда одна модель себя изживает и надо создавать другу. Сенат, коллегии, Синод, Главный магистрат, губернская реформа, регулярная армия, новая система налогов. что с этим наследием? Система начинает рушиться уже в конце правления Петра, проблемы связаны с Сенатом (надо его реформировать – он перегружен), проблемы с коллегиями (существуют разные типы коллегий). Дворцовые перевороты – развал администрации и хаос. Начинает задумываться о воссоздании только Елизавета, но в конце её правления. Так что начинает все делать Е2.

Лекция 6. Внутренняя политика А1.

12.03.1801 – вступление на престол, нет даже 24 лет. Царствует почти 25 лет. Скончался 19.11.1825 в Таганроге. 12.12.1777 – рождение, назван в честь Александра Невского. Е2 следит за воспитанием и формированием личности внука. Противопоставляет его своему сыну Павлу, хочет поставить Александра на престол, минуя Павла. Вырастает - бабушка начинает заниматься формированием его мировоззрения, выписывает педагога Лагарпа из Франции. Эксперимент в духе Руссо – из ребенка сформировать личность. Воспитание в традициях Просвещения. Но при этом он сформирован не в духе революционных традиций. Ленив от природы, не всегда хватало твердости характера и трудолюбия, но это покрывалось природными способностями, которыми он все же обладал. Хорошо воспитан и образован, но вынужден жить в дух мирах – мире Павла и мире бабушки. Царское село – Гатчина, два разных мира. Александр двуличен, неискренен. В итоге – противоречивая и впечатлительная фигура. Вместе с тем, когда Ал уже отрок и официальный наследник престола (после смерти бабушки), у него складываются представления о внутреннем состоянии Российской империи. Его приучают к политической деятельности, ему суждено стать российским императором. Во время правления отца он начинает высказывать свои мысли по поводу российской действительности, они весьма критичны. Обращает внимания на недостатки. Отец все время подразумевает в заговорах. Форма защиты от Павла – постоянно говорил о том, что хочет куда-нибудь уехать. Поэтому свои мысли может высказывать только своим сверстникам – Чарторыжскому, Новосильцеву, Лагарп. Он знал, что эти люди не донесут на него Павлу, это в основном устные беседы.

Из критических оценок начинает складываться позитивная программа. С чем же он придет на престол? Ведь недостатки он получит в наследство. Вокруг идей о либерализме крутятся беседы с Чарторыжским, те же мысли он высказывает Кочубею. Империя плохо управляется, порядок изгнан отовсюду, империя слишком быстро расширяется, а этими территориями новыми тоже нужно управлять. Наиболее полно и системно он свое отношение к недостаткам выражает в письме с оказией от 1797 Лагарпу. Позитивная программа: вместо добровольного изгнания себя все сделает лучше, задача даровать стране свободу, законная революция и конституция. С этими идеями А1 приходит к управлению. Все пишется ан французском языке. Употребление терминов не означает, что А1 понимает под ними то же самое, что понимает под ними западноевропейская правовая мысль. Он делает это потому, что по-другому невозможно, в русском нет аналогов этим терминам.

Становится императором. Разные версии заговора против Павла. А1 знал, чем закончится заговор. Заговор – форма выживания, в дальнейшем ему было неприятно, когда кто-то вспоминал о его роли в нем. Боится, что его участие отразится на его политической карьере. Приходит к власти – надо выдвинуть намеченные очертания позитивной программы. Один он не в состоянии это сделать. Но нужны не те люди, кот остались от Екатерины, а новая кровь, люди его поколения. Европа сталкивается с последствиями ВФБР. Это крах полит системы Франции, соц структуры и экономики старой государственности. С другой стороны, на этих развалинах – новые экономические отношения и новый режим. Но игнорировать павловское правление он тоже не может, а его правление – это тирания. Суть переворота – в конфликте между властью и дворянством. Самодержавие входит в русло законной деятельности. Идея законности становится широко распространенной в дворянской среде.

1801 – Негласный комитет. В него вошли Чарторыжский, Новосильцев, Кочубей, Строганов. Должны разработать реальную программу царствования, идеи должны получить реальное воплощение. До ё1804 года работает этот Комитет. Оттуда выходят 2 реформы – реформа администрации и другая посвящен социальным проблемам. Если внимательно смотреть на деятельность Негласного комитета, то она ведется без протоколов и т.д. как вырабатывали реформы – по записям П.Строганова. эти указы изданы в 1 день: министерская и сенатская реформа. Сохраняется император, создание центральных органов управления (те, кот восходили к Петру – ненадобность после губернской реформы 1775)ю в течение 1775-1785 Е2 закрыла все коллегии, кроме 3 – военную, военно-морскую и иностранных дел. Администрация – важно и самое главное управление – главный объект интереса. 1802 – создание министерств и реформирование Сената. Министерства занимаются исполнением. Министерства – самая высокая степень централизации государственного управления (дошли-таки). Но все равно – недостатки. А1 не рискнул уничтожжить все коллегии, сохраняют их, сложно соотосятся с министерствами. 1811 – еще 1 волна изменений там, это провел уже Сперанский. Завершается процесс созлания в России бюрократии. Сенат – судебные дела.

Не дописала – спала.

Лекция 7.

11.22 - время. Бюрократия и силовые структуры – основа правления Николая 1. Бюрократия создана А1 и Сперанским. Все преобразования в предыдущий период оформляют бюрократию в России. Иерархия гос учреждений, должностей и бумагопоток в этому времени. Это позволило Николаю легко управлять. Бюрократизация, тем не менее, в обязательно порядке должна подразумевать централизацию, должна быть создана жесткая пирамида власти. Вершина пирамиды – монарх, в его руках сконцентрирована вся полнота власти. Абсолютизм в окончательном виде. Чтобы достроить пирамиду власти, Николаю надо сделать немного: реформа 1837 (местного управления) и состыкует эти 2 звена администрации – центральное и местное в одно. Кроме того, Николай начнет еще 1 принцип реализовывать – принцип усиления личного начала в управлении государством. Для этого создается отделение собственного е.и.в. Канцелярии. Он проникает в стуктуру управления и через него решает все остальные задачи правления. Первое отделение – бюрократия, контроль персонального состава российской бюрократии. 2ое отделение с 1826 – кодификационное, задача кодификации закон-ва. 3е – политическая тайная полиция. 5ое – крестьянский вопрос. Второе отделение играет важную роль. Большую роль император отводит именно закону в управлении гос-вом. Закон создает юридическую конструкцию верховной власти. Таким образом он обеспечивает устойчивость верховной власти и обеспечивает её легитимность. Это инструмент держания власти и борьбы с инакомыслием. Влатсь укрепляется законом, ибо прописав закон. Власть всегда находится в правовом пространстве, а противники власти выпадают из него. Он дает легитимные возможности власти уничтожать легитимно оппозицию при этом всегда оставаясь в правовом пространстве. Это все и есть важная задача его царствования.

1. Создание новой модели администрации

2. Создать Конституцию в России – свод законов, кот и будет описывать функционирование администрации и жизнь общества.

Власть всегда права. Это и есть реализация идеи создания законной монархии. Законная монархия – создание новой системы права, на кот будет опираться власть. бюрократия –новая опора, сословный слой и правовая система – тоже опоры. 3 системы на кот встала новая власть.

Карательный механизм. Месть Николая обществу за восстание декабристов.

НОВАЯ ИДЕЯ - православие самодержавие народность.

Судьба крепостного права и сословная политика. Связанная с созданием нового сословия – сословия почетных граждан.

Кодификационный\финансовый\сословный позитив – все от программы, кот разработана Секретным комитетом 6.12.1826. 1830ые – лучшее время.

Последние десятилетия – 1848-1855, мрачное семилетье. На смену первому поколению бюрократии приходит другое поколение бюрократии. Западная европа – огонь революци мать её. Бурное развитие салонной жизни в России (Москва и Петербург), особенно – Москва. Салоны и есть механизмы общения.

Лекция 8. Общество в первой половине 19 века. общественная мысль и сознание.

До 19 века в России не существовало общетсвенного мнения. Были лишь отдельные личности, кот позволяли себе высказывать свое личное мнение и личную позицию по самым разным вопросам внутренней жизни страны. Но эти мнения не есть констатация факта, что за этими мнениями есть общетсвенная позиция. Почва возникает лишь тогда, когда Петр вннедряет в дворянскую среду культуру\образование\интерес к искусствами и тогда, когда стало форммироваться дворянское сословие со всеми личными првами и привилегиями, кот взрастили непоротое поколение, в среде которого возникнет мнение. Соединение этих процессов породили почву, на кот появляется в России общественное мнение.

Ближе к концу века внутри дворянской корпорации сложился небольшой слой образованных людей, для кот просвещение становится внутренней потребностью и кот стремяться к идейному самоопределению. Этой среде рождается общественное мнение – мнение среды о себеъстране\мире\россии и её месте в мире. Появляется интерес к истории. + размышление о месте России в историческом процессе. Образованная и малочисленна верхушка российского дворянства. К обществу не относятся другие социальные группы, они жили вне общественной среды и жизни.

Оценка российского народа этими представителями - неполитический народ, и это верное замечание. Нет времени у него для того, чтобы заниматься общественной жизнью страны. Если есть материальные ресурсы и образование со знаниями – формирование мысли и мнения. В целом – примерно 1000 человек.

Общ мнение не может развиваться вне культурной среды. Надо создать эту среду в России. Петр – не до создания широкой сети образования и воспитания. Уже преемники Петра, начиная с Анны. Начнут создавать систему образования – школы, корпуса и университеты. Через эти учебные заведения проходят все основные представители русской науки и культуры. Конец 18 века – Смольный институт благородных девиц – женское образование, потом уже – для горожанок, но не дворянок (Александр). Все эти уч заведения – отдельный заведения, система не складывается. Е2 ставит вопрос о создании системного образования. Конец 80ых – спец учебные заведения – народные училища. Главное народное училище, кот готовит педагогов. Резкое увеличение бюджетных трат на народное образование: с 0,15% бюджета до 1,25% бюджета. А1 – министерство народного образования, кот создает программу реформ, на базе этой программы создаются учебные округа (6), центром становятся университеты (создает 5). Университеты получают отдельные уставы. + создание лицеев. + институты (типа института путей сообщения). Помимо высшей школы надо создавать и нижние ступени, но реально осуществляет только высшие.

Н1 – реформа школы 1828 года. Создает систему. Высокая роль гос-ва в отечественной истории. Прямая работа гос-ва в сфере народного воспитания. Через систему школы надо было контролировать образование и воспитание. Но побочный эффект – появление образованного человека. Оттуда и появится свободная личность, кот выразит мысль.