Архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство 1917 - 1930-х гг.
Отечественный авангард 1917 - начала 1930-х гг.
Разнообразие художественных школ и направлений. Философичность авангарда. Идея преодоления земного притяжения. Участие «левых» художников в праздничном оформлении городов (Д.Д. Бурлюк, П.А. Мансуров, И.А. Пуни, В.В. Лебедев, В.И. Козлинский и др.). Влияние супрематизма на искусство революционного плаката.
Явления в культурной и художественной жизни страны, связанные с деятельностью авангардистов. В.М. Ермолаева и работа артели художников «Сегодня» в Петрограде. Объединение сил «нового искусства» в московском ВХУТЕМАСе. Преподавательская и творческая деятельность А.М. Родченко, А.А. Экстер, В.Е. Татлина. Развитие идей супрематизма и конструктивизма.
«Витебский Ренессанс». Превращение Витебска в 1918-1922 гг. в центр художественной жизни. Создание М.З. Шагалом художественной школы и Художественно-практического института. Специфика творчества Марка Шагала. Преподавание К.С. Малевича в художественных мастерских. Создание объединения «Утвердителей нового искусства» и программа Уновиса по преобразованию всех видов пластических искусств. Обращение к созданию нового орнамента производственного назначения, архитектонные разработки, супрематические варианты оформления домов, книги, плаката, журналов и т.д. Общественная деятельность авангардистов. Появление групп Уновиса в ряде городов страны. Выставочная деятельность К.С. Малевича, В.М. Ермолаевой, Л.М. Лисицкого и учащихся витебской школы.
Музей авангардного искусства в Петрограде-Ленинграде - первое в мире официальное собрание авангардного искусства. Исследовательская работа музея. Судьба его коллекций. Причины создания и значение деятельности Государственного института художественной культуры. Теория «прибавочного элемента» в живописи К.С. Малевича. Школа М.В. Матюшина - изучение цвета в живописи. Работы Марии Эндер, Николая Кострова, Евгении Магарил.
Школа К.С. Петрова-Водкина. Космологический символизм. Понятия «планетарности» и «покачнувшегося пространства». Картина К.С. Петрова-Водкина «Весна». «Бессонница» Л.Т. Чупятова.
Космические мотивы в творчестве К.Ф. Юона. «Новая планета».
П.Н. Филонов и коллектив «Мастеров аналитического искусства». Сущность системы «аналитического искусства». «Глаз видящий» и «глаз знающий» П.Н. Филонова. Выставка коллектива МАИ и постановка гоголевского «Ревизора» в сценическом оформлении филоновцев в 1927 г. Работы Андрея Сашина, Николая Евграфова, Павла Кондратьева. Графическая «Калевала» филоновцев. Софья Закликовская.
В.Н. Чекрыгин и философия Н.Ф. Федорова. Понимание В.Н. Чекрыгиным задач искусства. Графические и живописные работы мастера.
Группа «живописно-пластического реализма»: В.М. Ермолаева, Н.М. Суетин, В.В. Стерлигов и др. Супрематизм, включенный в систему предметного изображения. Работы В.М. Ермолаевой «Баренцево море. Пароход» и «Баба с ребенком».
Ленинградский Детгиз. Деятельность В.В. Лебедева, В.М. Ермолаевой, Е. Эвенбаха. Ю.А. Васнецова.
Особенности архитектурных решений после Октября 1917 года. Влияние политических и идеологических установок. Перепрофилирование дореволюционных построек. Проекты реконструкции Москвы и Петрограда.
Архитектурный авангард. Проекты городов будущего. Поиски новых путей решения проблем в архитектуре. Появление и деятельность объединений советских архитекторов: Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА) и Объединения современных архитекторов (ОСА). Использование идей Корбюзье.
Архитектурные работы братьев Весниных. Создание проектов жилых домов Л.А. Весниным и проектов промышленных сооружений - В.А. Весниным. Театральные работы А.А. Веснина. Дворец культуры Пролетарского района в Москве.
Внедрение новых конструкций и материалов. Шухов В.Г. Радиомачта в Москве на Шаболовке. Появление новых типов общественных зданий. Активное строительство городов, поселков. Формирование в 1920-е гг. нового типа четырех-, пятиэтажного многоквартирного секционного жилого дома. Коллективные проекты в духе конструктивизма: Госпром в Харькове, Здание Днепрогэса и др. Гинзбург М.Я. и Милинис И.Ф. Жилой дом на Новинском бульваре в Москве. Николаев И. Студенческий дом-коммуна в Москве. Мельников К.С. Собственный дом-мастерская, клуб фабрики «Свобода» в Москве. Барщ М.О. и Синявский М.И. Планетарий в Москве. Творчество Н.А. Ладовского, И.И. Леонидова, Л.М. Хидекеля и А.С. Никольского и других мастеров архитектурного авангарда.
Деятельность архитекторов старшего поколения: Л.Н. Бенуа, И.В. Жолтовского, А.В. Щусева, В.А. Щуко. Создание произведений в духе конструктивизма. А.В. Щусев. Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади. Использование элементов классической архитектуры. Здание гостиницы «Москва». Москворецкий мост. Градостроительные работы. И.В. Жолтовский. Здание Государственного банка на Неглинной улице и жилой дом на Моховой улице в Москве. Обращение в середине 1930-х гг. к композиционным принципам, приемам и формам классического наследия.
Создание Союза советских архитекторов. Монументальность советской архитектуры предвоенного времени. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1935 г. «О генеральном плане реконструкции города Москвы». Б.М. Иофан. Проект дворца Советов в Москве и станции метро «Бауманская». Комплексы Нефтяного и Горного институтов. Застройка крупных жилых массивов в Москве. Обновление центра города. А. Лангман. Дом Совета Народных Комиссаров СССР.
Продолжение традиций «серебряного века» в скульптуре. С.М. Волнухин - учитель плеяды молодых и талантливых скульпторов. Бюст П.М. Третьякова и памятник первопечатнику Ивану Федорову.
Декрет Совнаркома от 12 апреля 1918 г. «О памятниках республики». Реализация плана монументальной пропаганды. Переделка и использование старых, создание новых памятников. Агитационный пафос произведений первых лет советской власти. Л.В. Шервуд. Памятник А.Н. Радищеву. Скульптура «Часовой». С.М. Волнухин. Памятник Т.Г. Шевченко. Д.П. Осипов, Н.А. Андреев. Обелиск «Советская конституция». Н.А. Андреев. Памятник А.И. Герцену. С.Д. Меркуров. Памятник Тимирязеву.
Общие тенденции развития скульптурного искусства. Творческая эволюция Н.А. Андреева. Преобладание в его произведениях послереволюционных годов реалистического подхода и монументальности композиционно-пластических решений. Памятник А.Н. Островскому. Галерея портретов деятелей Советского государства и культуры. «Лениниана»: «В.И. Ленин пишущий», «Ленин - вождь». Мастер советской станковой и монументальной скульптуры И.Д. Шадр. Аллегоричность и романтически-возвышенный подход. Серия скульптур для Госзнака. «Сеятель». «Булыжник - орудие пролетариата». Портреты М. Горького. Ленинская тема. Классик реалистической скульптуры А.Т. Матвеев. Монументальная и станковая скульптура. Портреты. «Октябрь». «Заноза».
Скульптурный язык и круг сюжетов А.С. Голубкиной. Работа в области малых форм. Портрет Л.Н. Толстого. «Березка». Тяготение к монументальности и лаконизму форм в творчестве В.И. Мухиной. Композиция «Рабочий и колхозница». Станковые работы. «Крестьянка». «Хлеб». Мастер скульптурного портрета С.Д. Лебедева. Разнообразие стилистических подходов. Усиление классической ориентации. Особенности передачи движения. «Женский портрет (Цита)». «Девочка с бабочкой».
Тяготение к монументальности в 1930-е гг. Скульптурные работы М.Г. Манизера. Академические традиции. Рельеф «Рабочий». Памятники В.И. Ленину. Памятник В.И. Чапаеву и В.В. Куйбышеву в г. Куйбышеве (Самаре). Скульптуры станции метро «Площадь революции» в Москве. Героический пафос работ Н.В. Томского. Памятник С.М. Кирову в Ленинграде.
Декоративно-прикладное искусство, художественные промыслы и ремесла. Народное искусство в системе потребительской кооперации.