Зачем и кому нужна эта книга

Династические таблицы

Глава 10. Германские королевства

Глава 9. Династия Валентиниана

Глава 8 . Династия Констанция

Глава 7. Диоклетиан

Глава 6. Анархия

Глава 5. Династия Севера

Глава 4 . Династия Нервы

Глава 3. Династия Веспасиана

Глава 2. Династия Августинов

Глава 1. Август

СОДЕРЖАНИЕ

Таблица дат

VI. Династия Валентиниана I

V. Династия Констанция I Хлора

IV. Династия Септимия Севера

III. Династия Нервы

II. Династия Веспасиана

I. Династия Августинов

Династические таблицы

 

 

 

 

(27 до н. э. — 68)

 

(69 г. н. э. — 96 г. н. э.)

 

(96 г. н. э. — 192 г. н. э.)

 

(193–235)

 

(293–363)

 

(364–472)

 

 

 

до н. э. (AUC)

753 (1) Основание Рима

509 (244) Создание Римской республики

390 (363) Галлы оккупировали Рим

270 (483) Римляне завладели всей Италией

216(537) Римляне проигрывают Ганнибалу битву при Каннах

202 (551) Римляне берут Карфаген

133 (620) Римляне контролируют практически всё Средиземноморье

101 (652) Марий уничтожает захватчиков-германцев

70 (683) Рождение Вергилия

65 (688) Рождение Горация

63 (690) Рождение Октавиана (Августа)

59 (694) Рождение Ливия

44 (709) Убийство Юлия Цезаря

43 (710) Рождение Овидия

42 (711) Рождение Тиберия

29 (724) Октавиан становится владыкой Рима

27 (726) Октавиан принимает титул августа и превращает Римскую республику в империю

19 (734) Смерть Вергилия

9 (744) Римские войска достигли Эльбы

8 (745) Смерть Горация

4 (749) Рождение Иисуса

 

н. э. (AUC)

9 (762) Римляне проигрывают битву в Тевтобургском лесу и вынуждены отступить к Рейну. Рождение Веспасиана

14 (767) Смерть Августа. Императором становится Тиберий

17 (770) Смерть Овидия и Ливия

29 (782) Распятие Христа

35 (788) Рождение Нервы

37 (790) Смерть Тиберия. Императором становится Калигула. Обращение Петра

41 (794) Убийство Калигулы. Императором становится Клавдий

43 (796) Римская армия начинает завоевание Британии

52 (805) Рождение Траяна

54 (807) Смерть Клавдия. Императором становится Нерон

58 (811) Корбулон одерживает победу над парфянами

60 (813) Рождение Ювенала

61 (814) Восстание Боудикки в Британии

64 (817) Великий пожар Рима. Начало преследования христиан. Мученическая смерть Петра и Павла

65 (818) Смерть Сенеки и Лукиана

66 (819) Начало восстания иудеев. Нерону отказывают в позволении участвовать в Элевсинских мистериях

68 (821) Самоубийство Нерона

69 (822) Императором становится Веспасиан

70 (823) Тит берёт штурмом Иерусалим и разрушает Храм

76(829) Рождение Адриана

79 (832) Смерть Веспасиана. Императором становится Тит. Гибель Помпей

81 (834) Смерть Тита. Императором становится Домициан

83 (836) Агрикола окончательно завоевывает Уэльс и юг Шотландии. Домициан оккупирует район слияния Рейна и Дуная

86 (839) Рождение Антонина Пия

90 (843) Домициан соглашается на ежегодную выплату дани дакам

96 (849) Убийство Домициана. Императором становится Нерва

100 (853) Смерть Квинтилиана

104 (857) Смерть Марциала

107 (860) Траян полностью завоевывает Дакию

112 (865) Плиний Младший и Траян ведут переписку о возможности более терпимого отношения к христианам

114 (867) Траян достигает Персидского залива. Римская империя находится на вершине расцвета

117 (870) Смерть Траяна. Адриан становится императором и дает приказ своим войскам оставить Месопотамию и Армению

118 (871) Смерть Тацита

121 (874) В Британии строится Адрианов вал. Рождение Марка Аврелия. Смерть Светония

125 (878 Адриан приезжает в Афины. Основание Адрианополя

132 (885) Восстание иудеев против Адриана

135 (888) Иудея очищена от коренного населения

138 (891) Смерть Адриана. Императором становится Антонин Пий. Смерть Ювенала

140 (893) Смерть Эпиктета

142 (895) Шотландию пересекает стена Антонина

146 (899) Рождение Септимия Севера

160 (913) Рождение Тертуллиана

161 (914) Смерть Антонина Пия. Марк Аврелий и Луций Вер становятся соправителями Империи

166 (919) Империю опустошает чума, пришедшая с Востока

169 (922) Смерть Луция Вера. Марк Аврелий один правит государством

180 (933) Смерть Марка Аврелия. Императором становится Коммод

185 (938) Рождение Оригена

192 (945) Убийство Коммода

193 (946) Императором становится Септимий Север

197 (950) Септимий Север разграбляет Лугдунум и уничтожает последнего соперника

211 (964) Смерть Септимия Севера. Каракалла и Гета становятся соправителями Империи

212 (965) Убийство Геты. Все свободные жители Империи получают римское гражданство

217 (970) Убийство Каракаллы

218 (971) Императором становится Элагабал

222 (975) Убийство Элагабала. Императором становится Александр Север

225 (978) Смерть Тертуллиана

226 (979) Установление империи Сасанидов

235 (988) Убийство Александра Севера

238 (991) Гордиан III становится императором

243 (996) Победа над Шапуром I в Персии

244 (997) Убийство Гордиана III

245 (998) Рождение Диоклетиана

248 (1001) Празднество в честь завершения первого тысячелетия существования Рима

249 (1002) Филипп Араб гибнет в бою. Диоклетиан становится императором

250 (1003) Деций начинает преследования христиан

251 (1004) Деций гибнет в бою с готами. Императором становится Галл. Смерть Оригена

253 (1006) Галл гибнет в бою. Валериан и Галлиен становятся соправителями Империи

259 (1012) Шапур I захватывает в плен Валериана

260 (1013) В западных провинциях поднимается восстание, они становятся независимыми

267 (1020) Готы разграбляют Афины. Оденат убит после того, как ему удалось оттеснить персов

268 (1021) Убийство Галлиена. Императором становится Клавдий II. Зенобия, вдова Одената, захватывает власть над восточными провинциями

270 (1023) Клавдий одерживает победу над готами и умирает от естественных причин. Императором становится Аврелиан. Смерть Плотина

271 (1024) Аврелиан начинает строить вокруг Рима стену с укреплениями. Римские войска уходят из Дакии

272 (1025) Смерть Шапура I Персидского

273 (1026) Аврелиан уничтожает Пальмиру и возвращает себе восточные провинции

274 (1027) Аврелиан захватывает западные провинции и снова становится единственным правителем Империи

275 (1028) Убийство Аврелиана

276 (1029) Императором становится сперва Тацит, а затем Проб

280 (1033) Рождение Константина I

281 (1034) Убийство Проба. Кар становится императором без согласия сената

283 (1036) Убийство Кара. Императором становится Диоклетиан

285 (1038) Антоний создает институт монашества

286 (1039) Диоклетиан делает Максимиана своим соправителем и делит государство на Восточную и Западную империи. Максимиан сделал своей столицей Медиолан

293 (1046) Галерий и Констанций Хлор получают титулы цезарей

297 (1050) Констанций Хлор отвоевывает Британию

297 (1054) Неудачная попытка Диоклетиана установить твёрдые цены и заработную плату

301 (1056) Диоклетиан начинает преследования христиан. Армения официально становится христианской страной

305 (1058) Диоклетиан отрекается от престола. Императором становится Галерий

306 (1059) Смерть Констанция Хлора. Императором провозглашают Константина I

309 (1062) Рождение Шапура II Персидского

310 (1063) Смерть Максимиана. Соправителем Галерия становится Лициний

311 (1064) Смерть Галерия

312 (1065) Константин I побеждает в битве на Мильвийском мосту. Отношение императора к христианству меняется

313 (1066) Издание миланского эдикта, провозглашающего религиозную веротерпимость. Смерть Диоклетиана

321 (1074) Рождение Валентиниана I

324 (1077) Смерть Лициния. Константин I становится единовластным правителем Империи

325 (1078) Вселенский собор в Никее

330 (1083) Столицей Восточной империи становится Константинополь

331 (1084) Рождение Юлиана

337 (1090) Смерть Константина I. Три его сына становятся соправителями Империи

340 (1093) Рождение Амвросия и Иеронима. Смерть Константина II

345 (1098) Рождение Иоанна Златоуста

346 (1099) Рождение Феодосия I

350 (1103) Смерть Констанса

351 (1104) Констанций II становится единовластным правителем Империи

354 (1107) Рождение Августина

355 (1108) Юлиан становится цезарем. Начинается Галльская кампания

359 (1112) Шапур II захватывает Амиду. Рождение Стилихона

361 (1114) Смерть Констанция II. Юлиан становится императором и делает попытки восстановить язычество

363 (1116) Провал вторжения в Персию. Смерть Юлиана. Императором становится Иовиан. Окончательная победа христианства

364 (1117) Смерть Иовиана. Валентиниан и Валент становятся соправителями Империи

370 (1123) Рождение Алариха Остгота

374 (1127) Амвросий становится епископом Медиолана. Гунны продвигаются на Запад и атакуют готов

375 (1128) Смерть Валентиниана I. Грациан и Валентиниан II становятся соправителями Империи

376 (1129) Спасаясь от гуннов, вестготы переходят Дунай

378 (1131) Готская кавалерия наголову разбивает и уничтожает римские легионы в битве при Адрианополе. Смерть Валента. Соимператором становится Феодосий

379 (1132) Смерть Шапура II

382 (1135) Грациан слагает с себя титул верховного понтифика и убирает из сената алтарь Победы

383 (1136) Убийство Грациана

390 (1143) Амвросий вынуждает Феодосия принести покаяние за разграбление Фессалоник. Рождение Гейзериха Вандала. Рождение Льва (впоследствии папы Льва I)

392 (1145) Убийство Валентиниана II

394 (1147) Империя объединяется под властью Феодосия. Олимпийские игры прекращают своё существование. Римская империя официально становится католическим государством

395 (1148) Смерть Феодосия. Аркадий становится правителем восточной, а Гонорий — западной части Империи. Августин назначен епископом Гиппона

396 (1149) Аларих вторгается в Грецию, грабит Элевсин и уничтожает храм Коры. Рождение Аэция

397 (1150) Смерть Амвросия

398 (1151) Иоанн Златоуст становится патриархом Константинополя

400 (1153) Аларих вторгается в Северную Италию

402 (1155) Стилихон побеждает Алариха

404 (1157) Столица Западной империи переносится из Медиолана в Равенну. Иоанн Златоуст отправляется в изгнание

406 (1159) Рождение Аттилы. Германцы пересекли Рейн и навсегда остались там

407 (1160) Римляне оставляют Британию

408 (1161) Казнь Стилихона. Аларих снова вторгается в Италию. Смерть Аркадия. Повелителем Восточной империи становится Феодосий II

409 (1162) Свевы, аланы и вандалы селятся в Испании

410 (1163) Разграбление Рима Аларихом. Смерть Алариха

415 (1168) Остготы одерживают победу над другими германскими племенами в Испании

418 (1171) Теодорих II создает первое германское королевство в Тулузе

420 (1173) Смерть Иеронима

423 (1176) Смерть Гонория. Повелителем Западной империи становится Валентиниан III

426 (1181) Бонифаций приглашает в Африку Гейзериха и его вандалов

428 (1183) Смерть Августина

430 (1184) Гейзерих захватывает Гиппон

431 (1186) Аттила и Бледа вместе правят гуннами

436 (1191) Гунны вынуждают бургундов и франков пересечь Рейн и войти в Галлию

439 (1192) Гейзерих захватывает Карфаген

440 (1193) Лев I становится папой

445 (1198) Смерть Бледы. Аттила становится полновластным правителем гуннов

450 (1203) Смерть Феодосия II. Восточным императором становится Марциан

451 (1204) Аэций с помощью вестготов побеждает Аттилу. Смерть Теодориха I, короля вестготов

452 (1205) Аттила вторгается в Италию и поворачивает назад по приказу папы. Основание Венеции

453 (1206) Смерть Аттилы

454 (1207) Германцы уничтожают империю гуннов. Убийство Аэция. Рождение Теодориха Остгота

455 (1208) Убийство Валентиниана III. Разграбление Рима Гейзерихом

456 (1209) Теодорих II захватывает Испанию

457 (1210) Смерть Марциана. Лев I становится императором Востока. На Западе фактически правит Рицимер Свев. Майориан с его позволения становится императором

460 (1213) Полный провал операции Восточной империи, направленной против Гейзериха

461 (1214) Смерть Майориана. Смерть папы Льва I 466 1219 Смерть Теодориха II, короля вестготов. Рождение Кловиса

468 (1221) Полный провал операции Западной империи, направленной против Гейзериха

472 (1225) Смерть Рицимера

473 (1226) Лев I коронует Юлия Непота

474 (1227) Смерть Льва I. Зинон становится императором Востока

475 (1228) Юлий Непот вынужденно отрекается от престола. Императором становится Ромул Августул

476 (1229) Отречение Ромула Августула. Одоакр правит Италией. Падение Римской империи

477 (1230) Смерть Гейзериха

480 (1233) Убийство Юлия Непота

481 (1234) Кловис становится королем франков

484 (1237) Смерть Эриха. Аларих становится королем вестготов

486 (1239) Кловис захватывает королевство Суассон и таким образом уничтожает последние следы римского правления на Западе

488 (1241) Теодорих I с войском остготов вторгается в Италию

491 (1244) Смерть Зинона. Анастасий становится императором Востока

493 (1246) Теодорих I берет штурмом Равенну и убивает Одоакра

 

 

 

Введение … 7

Принципат … 10

Границы … 23

Германцы … 31

Век Августа … 41

Иудеи … 47

Вопрос наследования … 56

Тиберий … 61

Калигула … 69

Клавдий … 73

Нерон … 80

Философия и религия … 87

Христианство … 99

Конец Нерона … 107

Веспасиан … 110

Тит … 117

Домициан … 120

Нерва … 125

Серебряный век … 128

Траян … 138

Адриан … 146

Антонин Пий … 155

Марк Аврелий … 160

Век Антонинов … 169

Коммод … 176

Септимий Север … 180

Каракалла … 189

Александр Север … 193

Христианские писатели … 198

Персы и готы … 202

Возрождение … 213

Конец принципата … 219

Тетрархия … 224

Епископы … 231

Константин I … 237

Никейский собор … 243

Константинополь … 249

Констанций II … 255

Юлиан … 259

Валентиниан и Валент … 266

Феодосий … 273

Монашество … 280

Аркадий … 284

Аларих Вестгот … 289

Теодорих, король вестготов … 300

Гейзерих, король вандалов … 302

Аттила, вождь гуннов … 310

Гейзерих, король вандалов … 319

Рицимер, вождь свевов … 324

Одоакр, вождь герулов … 329

Теодорих, король остготов … 331

Династия Августинов … 337

Династия Веспасиана … 337

Династия Нервы … 338

Династия Септимия Севера … 338

Династия Констанция I Хлора … 339

Династия Валентиниана I … 339

Таблица дат … 340

 

 

 


[1]Азимов А.Римская республика. М.: Центрполиграф, 2003.

 

[2]Римляне начинали летосчисление с первого года «Ab Urbe Condita» (AUC), то есть со дня основания города. В своей книге я буду давать важнейшие даты как по римскому, так и по современному летосчислению.

 

[3]В букв. переводе с латинского — сапожок. (Примеч. ред. )

 

[4]Такое снижение рождаемости чаще всего объясняют либо эгоистичной роскошью высших классов, либо общей апатией, постепенно охватывавшей низшие. Недавно было замечено, что спад рождаемости в больших городах Империи совпадает с тем моментом, когда они стали достаточно богаты и развиты, чтобы создать центральное водоснабжение. Вода распространялась по свинцовым трубам, а результатом этого во многих случаях было хроническое отравление свинцом, дополнительно снижавшее способность к деторождению.

 

[5]Видимо, это неизбежный процесс. При упадке реальной власти символы могущества постоянно множатся и становятся изощрённее.

 

[6]Брандеры — небольшие суда, начиненные большим количеством воспламеняющегося материала. Их поджигают и пускают на скопление вражеских судов с целью вызвать на них пожар.

 

Такого издания на русском языке еще не было. Впервые предпри­нята попытка кратко пересказать самому широкому кругу читателей наиболее известные произведения отечественной и зарубежной худо­жественной литературы. На Западе подобная практика существует издавна. Так, к примеру, элементарное представление о сюжете «Анны Карениной» зарубежный читатель может получить за несколь­ко минут, ознакомившись с соответствующей главкой в немецком многотомном своде пересказов «Киндлерс Литератур Лексикон» или в итальянской литературной энциклопедии Бомпьяни. А вот «гордый внук славян» до сих пор такой возможности не имел, поскольку, пользуясь выражением булгаковского персонажа, «у нас не принято, а у них принято». У нас не принято было заниматься изданием ком­пактных пересказов, более того — сама идея краткого изложения ли­тературных шедевров долгое время наталкивалась на определенное сопротивление, обусловленное спецификой нашей культуры и нацио­нального менталитета. Пушкин, Лермонтов, Лев Толстой, Достоевской были для нас всегда больше, чем просто писателями, а созданное ими — больше, чем литературой. Доскональное знание классики, умение оперировать ее идеями и образами, цитировать наизусть не только поэзию, но и прозу — такова культурная норма российской интеллигенции.

Этот духовный максимализм в «самой читающей стране» распространялся и на зарубежную словесность. К примеру, для Ахматовой и Мандельштама, а также для некоторых их менее известных совре­менников было вполне естественно свободно ориентироваться не только в «Евгении Онегине», но и в «Божественной комедии», зная ее не по переводам — по оригиналу. А, скажем, роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» в шестидесятые — семидесятые годы, после выхода перевода Н. М. Любимова и монографии М. М. Бахтина о творчестве Рабле, стал неотъемлемой частью отечественной культуры. В такой ситуации знакомиться с сокровищами мировой словесности по крат­ким, сухим изложениям никому и в голову не приходило. Чрезвычай­но показателен фрагмент выступления Владимира Высоцкого на одном из концертов: «Часто пишут записки: «Расскажите кратко о себе». Вот это вопрос! Это мне напоминает, как однажды во время экзаменов в школе-студии Художественного театра я, стоя в коридо­ре, получил записку от своего товарища с просьбой прислать шпар­галку. Буквально в этой записке было: «Напиши краткое содержание «Дон-Кихота». Далее в фонограмме, естественно, следует дружный смех аудитории. Однако, отдавая должное остроумию нашего про­славленного барда, его позицию можно оспорить. Достаточно обра­титься к опыту нескольких поколений филологов, изучавших на первом курсе университета историю зарубежной литературы средне­вековья и Возрождения, куда входит и «Дон-Кихот», и еще много-много произведений, общая величина которых раз в сто превышает объем прославленного романа Сервантеса. Прочесть за один семестр этот гигантский массив физически невозможно. Что оставалось де­лать? Многие студенты, сговорившись, делили между собой шедевры, читали их порознь, а потом пересказывали друг другу. Такое изучение называлось в шутку «фольклорным методом». А для полного и осно­вательного овладения обязательными текстами у каждого оставалась впереди целая жизнь. Согласитесь, что «укороченное» и схематичное знание — ну, не «Дон-Кихота», конечно, а, скажем, «Беовульфа» или «Неистового Роланда» — все же лучше и полезнее их «честного» не­знания.

Литература — это прежде всего искусство, но вместе с тем — ин­формация, хотя и весьма специфичная. И информационный объем мировой художественной словесности непрерывно увеличивается, раз­растаясь до все более внушительных размеров. На первый взгляд, в разряд бессмертных попадает незначительное число писателей и про­изведений, большинство же подлежит забвению. Но, в отличие от науки и техники, от идеологии, в художественной литературе новая информация не отменяет и не вытесняет прежнюю. Каждая литера­турная эпоха, создавая свои шедевры, требует открытия новой ячей­ки в памяти культуры и в сознании читателя. Уважающий себя интеллигент должен сегодня знать и Набокова, и Фолкнера, и Камю, и многих других корифеев нашего столетия, что не освобождает его от необходимости читать и понимать все те произведения, которые составляли круг чтения интеллигентов чеховской поры. Среди утопи­ческих лозунгов коммунистической эпохи был и такой: «обогатить свою память знанием всех тех богатств, которые выработало челове­чество». Призыв красивый, но, увы, нереальный, поскольку у каждого человека только одна жизнь и одна память, едва ли способная вмес­тить в себя совокупность духовно-интеллектуальных сокровищ всех времен и народов.

Каков же выход из этого неизбежного, с каждым веком усугубля­ющегося противоречия? Только один — систематизация, схематиза­ция, каталогизация мировых книжных богатств. Между прочим, такую работу еще в IX столетии начал константинопольский патриарх Фотий, составивший «Мириобиблион» (переводится как «Множество книг» или как «Библиотека») — собрание кратких описаний произ­ведений греческих и византийских авторов, включая сюда литературу церковную, светскую, историческую, медицинскую. Примечательно, что идея такой универсальной, всеобъемлющей библиотеки вновь сде­лалась актуальной тысячу сто лет спустя. В произведениях Германа Гессе и в особенности в новеллистике Хорхе Луиса Борхеса возникает образ «мир как библиотека». На исходе XX века и второго тысяче­летия культура тяготеет к подведению итогов, к обобщению всего опыта мировой художественной словесности. Пора, пора единым взглядом окинуть все, что написано и прочитано человечеством, все, что предстоит унаследовать читателям нового века и тысячелетия.

Вот почему именно теперь стало и возможным, и необходимым такое издание, как «Все шедевры мировой литературы в кратком из­ложении», предназначенное как для «выборочного», так и для «сплошного» чтения, состоящее не из аннотаций, не из научных опи­саний, а из кратких пересказов важнейших произведений русской и

мировой словесности. Само слово «пересказ» несет в себе смысловой оттенок сотворчества, недаром оно соотносимо с такими понятиями, как «сказ», «рассказ». Пересказ не есть нечто чужеродное литературе, к нему часто прибегают сами писатели. «...Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку <...>, и этот человек, разуме­ется, в противуречий с обществом, его окружающим <...> Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не поверил, и все повторяют, голос общего недоброхотства и до него доходит, при­том и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков». Так излагал краткое содержание комедии «Горе от ума» в письме к П. А. Катенину сам А. С. Грибоедов. Такие «авто­пересказы» чрезвычайно ценны для культуры, для читателей: они многое помогают уяснить в авторских замыслах. Бывает наоборот: писатель сначала «пересказывает» для себя общий план произведения, а потом уже приступает к его написанию — подобных пересказов немало в записных книжках Чехова.

Когда-то пересказ был необходимым элементом литературной критики. Вспомните известные всем со школьных лет статьи Белин­ского: помимо оценки произведений и их трактовки там непременно содержится пересказ. И, излагая на свой манер, скажем, сюжет «Героя нашего времени», знаменитый критик отнюдь не лишал чита­теля удовольствия от предстоящего знакомства с лермонтовским текстом. Наоборот, эмоциональное, живое переложение только уси­ливало интерес к роману. В дальнейшем российская критика посте­пенно отошла от пересказа как приема, и в настоящее время он, по сути, не практикуется. Но выиграли ли от этого читатели — вопрос весьма спорный. Кто знает, может быть, критики еще вернутся к старинному надежному приему изложения «краткого содержания», что даст читателю возможность решать: стоит ли знакомиться с пол­ным текстом той или иной литературной новинки.

Никакой пересказ, естественно, не может заменить первоисточни­ка. Но дать о нем представление он в состоянии. В этом смысле пересказ подобен литературному переводу с языка на язык, подобен творческой вариации на тему известного образца. В какой-то мере он перекликается и с литературной пародией, которая зачастую дает хотя и субъективно-комическое, но и достаточно внятное изложение

больших повествовательных произведений. Добротный и четкий пересказ — это тоже литературный текст, это своего рода маленькая новелла, служащая моделью известного литературного произведе­ния — романа, повести, драмы, поэмы. И если пересказ сделан с глуг боким знанием и пониманием первоисточника, написан живым и доходчивым языком (а к этому стремились все участники этого боль­шого коллективного труда — литературоведы, .переводчики, проза­ики) , то он, несомненно, принесет пользу.

Теперь о составе издания. Оно включает следующие тома:

Русский фольклор. Русская литература XI — XVIII веков.

Русская литература XIX века.

Русская литература XX века.

Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрожде­ния.

Зарубежная литература XVII — XVIII веков.

Зарубежная литература XIX века.

Зарубежная литература XX века.

Каждый том является самостоятельной книгой, а все вместе они составляют своеобразный атлас мирового литературного пространства от древнейших времен до наших дней. По понятным причинам оте­чественная словесность представлена здесь с большей полнотой, чем зарубежная. Основное место занимает краткое изложение романов, повестей и драматургических произведений, а поэзия представлена пересказами сюжетных поэм и эпопей. Такова объективная закономерность развития мировой литературы — движение от поэзии к прозе, постепенное утверждение романа как главного жанра изящ­ной словесности. За пределами нашего свода остались лирическая поэзия, исторические и философские трактаты, многие мемуарные книги, обладающие качествами художественной литературы. Ограни­ченно представлена новеллистика: пересказать короткий рассказ труд­нее, чем самый большой роман, а порой и просто невозможно. Мы не сочли целесообразным также включать сюда пересказы религиоз­ных текстов: книг Ветхого и Нового Заветов, Корана. Они подлежат особому изучению и, к счастью, не нуждаются сегодня в маскировке под «художественную литературу», как в годы атеистического дикта­та, пересказ же беллетристических текстов — занятие сугубо свет­ское.

Все эти ограничения носят вынужденный характер и объясняются тем, что культура пересказа у нас только начинает развиваться. Быть может, со временем мы повторим опыт англоязычного издания «Ше­девры мировой литературы» под редакцией Фрэнка Н. Мэджилла, где в третьей серии, вышедшей в 1960 году, двенадцать лет спустя после первой серии, предприняты изложения-описания книг лирики, а также небеллетристических сочинений — трудов философов, истори­ков и даже литературных критиков. Так или иначе, мы имеем в виду выпустить со временем дополнительный том, где будут восполнены все пробелы, где будут учтены пожелания и рекомендации читатель­ской, научной и литературной общественности.

Отметим, что термин «шедевр», вынесенный в название нашего издания, не стоит понимать с излишней буквальностью. В средние века слово «шедевр» (chef-d'oeuvre) было обозначением образцового изделия, которое ремесленник представлял в цех, чтобы получить зва­ние мастера. Затем «шедеврами» стали именовать высшие достижения искусства, хотя граница между «шедевром» и просто талантливым произведением достаточно подвижна и субъективна. В наше издание включены пересказы тех произведений, которые сохраняют ту или иную актуальность для нашего времени: порой их долговечность обу­словлена стилистическими достоинствами, порой — значительностью сюжета и характеров, порой — интенсивностью воздействия на чита­тельские умы. В идеале, по-видимому, объектами кратких пересказов должны стать все литературные тексты, представляющие культурную ценность. Заглядывая в будущее предпринятого нами начинания, мы видим полные собрания пересказов произведений таких писателей, как Шекспир, Бальзак, Достоевский, Л. Толстой, — и вместе с тем обширный массив кратких изложений романов и повестей, принад­лежащих беллетристам второго и третьего ряда, то есть тексты, осво­ить которые в полном объеме может только специалист. Культура пересказа не может быть создана в одночасье, она требует многолет­ней кропотливой работы, она еще во многом экспериментальна, со­пряжена с необходимостью проб и ошибок. Сегодня мы только закладываем основу российского фонда кратких пересказов, своего рода информационного банка данных. Будем надеяться, что этот пер­воначальный капитал принесет со временем духовную прибыль!

Готовя настоящее издание, мы столкнулись с разнообразными

трудностями. Нелегок был процесс отбора представленных здесь пи­сателей, выбора произведений для пересказа. Объем, отведенный творчеству того или иного автора, зависит не только от духовно-эсте­тического масштаба писателя, но и от количественных параметров его творчества, жанрового состава и т. п. Непросто было найти, и способ размещения пересказов внутри каждого тома. В конце концов мы остановились на следующем принципе: писатели расположены по хронологии рождения, а их произведения — по хронологии написа­ния. В томах, посвященных зарубежной словесности, национальные литературы следуют в алфавитном порядке. Под каждым пересказом значится имя выполнившего его автора.

Адресат нашего издания — Читатель в самом широком и тради­ционно высоком для России значении этого слова. Среди возможных читателей мы видим тех, кто изучает литературу в школе или в вузе. Тех, кто литературу преподает. Даже тех, кто создает ее сегодня: ду­мается, профессиональные литераторы увидят в этих томах своеоб­разный каталог сюжетов и соотнесут с ним собственные творческие искания. И главное — тех, кто просто любит художественную лите­ратуру, кому свод пересказов поможет в поисках увлекательного чте­ния и в составлении личных библиотек.

Вл. И. Новиков, д. ф. н.