Из послания Патриарха Тихона к архипастырям Русской Православной Церкви, 25 сентября 1919 г.

Сообщение английского корреспондента о причинах поражения Деникина (11 февраля 1920 г.)

Год тому назад союзные державы соединенно решили покончить с большевиками. Но союзники и Деникин, сменивший Корнилова, и все мы допустили одну ошибку. Мы забыли ознакомиться с настроением русского народа. Мы ожидали взрыва добровольческого движения, но он не осуществился. Деникин преданно служил царю. Люди, окружавшие Деникина, также служили царю. Многие из них говорили о вероятном появлении нового императора. Тысячи из них по-прежнему оставались монархистами. Проводя время за кутежами, они нередко оглашали рестораны криками: “Да здравствует император!” Все это не располагало в их пользу население. Им не доверяли, и это послужило причиной падения антибольшевистского правительства. В Ростове система Деникина рухнула.

6. Из программы экономического возрождения страны, составленной «Национальным центром» (всероссийская организация, созданная представителями кадетской и других несоциалистических партий), 1919 г.

Экономическая политика России после революции должна определяться не субъективными целями отдельных групп и классов населения, не программами тех или иных политических партий, а только реальными нуждами нашей послевоенной и послереволюционной действительности. ... Единственной экономически рациональной формой организации восстановления нашего разрушенного народного хозяйства является хозяйство, основанное на частной собственности, вольной торговле и частных свободно-договорных союзах и товариществах. …Быстрое восстановление нашей хозяйственной жизни невозможно без притока к нам иностранного капитала в виде сырья, топлива, машин, транспортных средств, золота и предпринимателей, техников и квалифицированной рабочей силы. Государство должно принять все меры для организованного привлечения в страну иностранных капиталов.

7. Из воспоминаний князя Г.И. Трубецкого о встрече с Патриархом Тихоном перед отъездом на юг к Деникину, весна 1918 г.

Я не просил разрешения Патриарха передать его благословение войскам Добровольческой Армии, и Святейшему Тихону не пришлось мне в этом отказывать, но я просил разрешения Его Святейшества передать от его имени благословение лично одному из видных участников белого движения, при условии соблюдения полной тайны. Патриарх, однако, не счел и это для себя возможным.

Много уже и архипастырей, и пастырей, и просто клириков сделались жертвами кровавой политической борьбы. И все это за весьма, быть может, немногими исключениями, только потому, что мы, служители и глашатаи Христовой Истины, подпали под подозрение у носителей современной власти в скрытой контрреволюции, направленной якобы к ниспровержению Советского строя. Но мы с решительностью заявляем, что такие подозрения несправедливы; установление той или иной формы правления не дело Церкви, а самого народа. Церковь не связывает себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное историческое значение… Памятуйте, отцы и братия, и канонические правила, и завет святого Апостола: «Блюдите себя от творящих распри и раздоры, уклоняйтесь от участия в политических партиях и выступлениях, повинуйтесь «всякому человеческому начальству» в делах мирских».

9. Из резолюции собрания гарнизона Кронштадта (1 марта 1921 г.)

1. Ввиду того, что настоящие Советы не выражают волю рабочих и крестьян, немедленно сделать перевыборы Советов тайным голосованием...

2. Свободу слова и печати для рабочих и крестьян, анархистов и левых социалистических партий.

3. Свободу собраний и профессиональных союзов и крестьянских объединений…

5. Освободить всех политических заключенных социалистических партий, а также всех рабочих и крестьян, красноармейцев и матросов, заключенных в связи с рабочими и крестьянскими движениями…

7. Упразднить всякие политотделы, так как ни одна партия не может пользоваться привилегиями для пропаганды своих идей и получать от государства средства на эти цели…

11. Дать полное право действия крестьянам над всею землею так, как им желательно, а также иметь скот, который содержать должно и управлять своими силами, т.е. не пользуясь наемным трудом.

15. Разрешить свободное кустарное производство собственным трудом.