По итогам семинарского занятия проводится викторина, посвященная Дню народного единства.

Вопросы и задания к документам

Договор 17 (27) августа 1610 г. о признании королевича Владислава русским царем

Крестоцеловальная запись В.И. Шуйского

В.И. Шуйский обещал «всякого человека, не осудя истинным судом с бояры своими, смерти не предати, не слушать ложных доводов, и сыскивати всякими сыски накрепко и ставити с очей на очи».

Королевичу Владиславу Жигимонтовичу, колико придет в царствующий град Москву, венчать на государство царским венцом по прежнему чину… церкви Божии по всем городам и селам чтити и от разоренья оберегати и святым Божиим иконам и чудотворным мощам поклонятися и почитати, костелов и иных вер молебных храмов в Московском государстве нигде не ставити… А что дано церквам Божиим и в монастыри вотчин или угодий, не отъимати. Боярам и дворянам и приказным всяким людям у всяких государственных дел быти по прежнему, а польским и литовским людям на Москве ни у каких дел и по городам в воеводах и в приказных людях не быти.

Прежних обычаев и чинов не применяти и московских княжеских и боярских родов приезжими иноземцы не понижати. А жалованье денежное и вотчины, кто не имел, тому быти по прежнему. Суду быти по прежнему обычаю и по судебнику Российского государства, … а не сыскав вины и не осудивши судом всеми бояры, никого не казнити. Доходы государские с городов, с волостей, также с кабаков и с тамог велети государю сбирати по-прежнему; не поговоря с бояры, ни в чем не прибавляти.

…А о крещеньи, чтоб государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу пожаловати креститися в нашу православную христианскую веру и быти в нашей в православной христианской греческой вере.

1. Судя по свидетельству современника событий, Лжедмитрий I и Василий Шуйский были умными, образованными людьми. Почему же ни одному из них не удалось прекратить смуту, наладить государственное управление?

2. В чем Вы видите историческое значение «Крестоцеловальной записи» и «Соглашения»? Стремление к установлению какой формы государственного строя проявляется в приведенных источниках? Свое мнение обоснуйте.

Тема 5. Россия в XVII веке: на пути к абсолютизму.

План:

1. Становление самодержавия. Соборное Уложение 1649 г.

2. Административно-государственные и военные реформы второй половины XVII в.

3. Церковная реформа 6о-х гг.XVII в. Раскол православия.

Основные понятия. Начало новой династии. Возрождение страны, укрепление государственной власти, восстановление народного хозяйства. Внешняя политика России: Столбовский мир со Швецией (1617 г.) и Деулинское перемирие с Польшей (1618 г.). Смоленская война (1632-1634 гг.). Осознание необходимости проведения военной реформы.

Соборное Уложение Алексея Михайловича Романова 1649 г. - свод социальных и административных норм. Социальная структура общества. Государственный строй. Состав и функции земских соборов. Начало бюрократизации управления. Боярская дума, ее состав, функции. Приказная система. Зарождение абсолютизма.

Экономическое развитие страны. Сельское хозяйство - главная отрасль экономики. Крестьянское и барское хозяйства. Развитие промыслов. Ростки предпринимательства в сфере производства. Появление мануфактур. Начало формирования всероссийского рынка. Принятие Торгового и Новоторгового уставов, Уставной таможенной грамоты. Финансы и доходы государства.

Церковная реформа. Раскол. Дело патриарха Никона. Народные восстания (медный, чумной, соляной бунты, восстание Степана Разина).

Внешняя политика России во второй половине ХVII в. Воссоединение Украины с Россией, Переяславская рада 1654 г. Российско-шведская война. Кардисский мирный договор. Война с Речью Посполитой. Русско-турецкие отношения. Продвижение русских в Сибирь и присоединение ее к России.

Время Федора Алексеевича Романова. Реформирование приказной системы, попытка унифицировать систему чинов Московского государства, отмена местничества, проведение налогово-финансовой реформы: переход от поземельного (посошного) к подворному обложению, замена многочисленных налогов денежным, снижение окладных налогов, прощение недоимок, проведение военной реформы.

Цели: сформировать общее представление об основных событиях XVII в. в мировой и российской истории; уяснить сущность государственного устройства и главные направления преобразовательной деятельности первых Романовых.

После изучения темы студент должен знать:

- общее и особенное в развитии западноевропейских государств и России во второй половине XVII в.;

-сущность и основные направления преобразовательной деятельности первых Романовых: М.Ф. Романова (1613-1645 гг.), А.М. Романова (1645-1676 гг.), Ф.А. Романова (l676-1682 гг.);

-эволюцию государственного устройства России в ХVП в.;

-экономическое и финансовое развитие России;

-социальную структуру российского общества;

-видных деятелей России, заложивших основы преобразований Петра I;

-главные направления внешней политики России.

Методические рекомендации:

Внимательно прочтите материал, относящийся ко времени правления царя Алексея Михайловича. Подчеркните, что политическая линия царя была направлена на стабилизацию социально-экономических и политических отношений. Определите ближайшее окружение царя Алексея Михайловича. В чем проявилась преобразовательная атмосфера этого периода? В чем сущность Соборного Уложения 1649 г.? Подчеркните, что это был первый законодательный памятник России, отпечатанный типографским способом и действовавший до 1832 г. Соборное Уложение юридически оформило крепостничество. Обоснуйте это положение, используя фрагменты документов (используя Хрестоматию или интернет - ресурсы).

Изучая реформу церкви, проведенную патриархом Никоном при активной поддержке царя Алексея Михайловича, подумайте над вопросами: Чем обусловлено явление церковного раскола? Затронуло оно только церковь или общество в целом? Ряд исследователей отмечают, что причиной раскола церкви послужило несовершенство обрядов и текстов богослужения. Если это так, то почему раньше в России из-за обряда и текста не поднималось такого шумного спора и не бывало раскола? Свое мнение обоснуйте.

Далее охарактеризуйте внутреннюю политику первых Романовых. Подчеркните, что одной из главных сфер, упорядоченных Алексеем Михайловичем, была налогово-финансовая. В 1655 г. был создан Счетный приказ, ведавший расходами и доходами государства. Вспомните, какие прямые и косвенные налоги взимались в XVII в.? В чем заключался протекционистский характер Торгового и Новоторгового уставов? Чем была обусловлена такая политика?

Изучая эпоху Федора Алексеевича Романова имейте в виду, что историки XVIII-XIX вв. невысоко оценивали личный вклад царя в дело преобразований, и только современные исследователи раскрывают реформаторские планы этого недолгого царствования. В 1682 г. было отменено местничество. Почему? Что означает этот термин? Еще ранее, в конце 70-х гг. XVII в., была проведена налогово-финансовая реформа, суть которой сводилась к переходу от поземельной формы налогообложения к подворной. Подумайте, что давала новая система налогообложения? Далее кратко раскройте суть военно-административной реформы. Подчеркните, что в годы правления Федора Алексеевича был разработан проект Славяно-греко-латинской академии; созданы все условия для будущего государственного реформирования. В заключение дайте личную оценку времени правления Федора Алексеевича.

Раскрывая сущность государственного устройства России в XVII в., покажите роль Боярской думы и Земских соборов, проанализируйте сущность приказной системы. Обратите внимание, какие изменения произошли в составе Боярской думы? Особое внимание уделите такой государственной структуре, как Земский собор - высшее сословно-представительное учреждение России. Вспомните, когда и по какому поводу начали функционировать Земские соборы в России? Различной была роль Земских соборов в ХVП в. Большинство из них носило совещательный характер. Как менялся состав Земских соборов в XVII в.? Собор 1613 г. имел учредительное значение, избрал нового царя и олицетворял верховную власть в стране. Именно в это время Земский собор служил опорой в деле восстановления государственности и поддержкой слабой царской власти. Земский собор 1648-1649 гг. носил законодательный характер и принял новый свод законов - Соборное уложение. Последний Земский собор состоялся в 165З г. и принял решение о воссоединении Украины с Россией и войне с Польшей.

Проследите эволюцию государственного устройства России в ХVП в. Почему Земские соборы прекращают собираться? Что знаменует собой переход от сословно-представительной монархии к самодержавно-абсолютистской? При этом имейте в виду, что переход к абсолютизму в значительной мере приходится на время правления царя Алексея Михайловича. Тенденции перехода к абсолютизму в государственном, политическом и правовом плане закрепило Соборное Уложение 1649 г.

В заключение подчеркните, что ХVII в. - это время расцвета приказной системы. Отметьте ее характерные черты приказной системы. Обратите внимание на функции, численный состав, характер подчинения приказов. Какую роль в истории российского государства сыграли приказы?

Выделите основные направления внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности России в ХVII в. Расскажите о внешней торговле России в XVII в. Как проявлялся протекционизм во внешней торговле?

Анализируя внешнюю политику России, подчеркните, что главными соперниками России на протяжении всего столетия оставались Швеция, Польша и Турция. Одним из важных шагов по преодолению всеобщего кризиса стало завершение войны со Швецией (Столбовский мир 1617 г.) и Польшей (Деулинское перемирие l618 г.), правда, с большими территориальными потерями для России. Это обстоятельство заставляло Россию вести подготовку к очередным войнам, проявлять заботу о ратных людях и модернизировать вооруженные силы страны. Кем, когда, в каком направлении и с использованием какого опыта проводилась модернизация армии в ХVII в.? Особое внимание уделите результатам Смоленской войны (1632-1634 гг.) и Андрусовского перемирия, а также дипломатическому таланту А.Л. Ордин-Нащокина. Подумайте над вопросом, чем было обусловлено и в чем состоит прогрессивное значение воссоединения Украины с Россией?

Проследите, как происходило укрепление южных границ России? Каковы цели и задачи движения первопроходцев «встречь солнцу»? В заключение подведите итоги внешней политики России в XVII в.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы роль и значение Земских соборов в первой половине XVII в.?

2. Как назывался и когда был принят главный юридический кодекс средневековой России?

3. В чем состоит суть эволюции государственного устройства России в ХVII в.?

4. Каковы основные направления внешней политики России в ХVII в.?

5. Как формировалась российская единая денежная система в XVII в.?

6. Расскажите о внешней торговле России в XVII в. Как проявлялся протекционизм во внешней торговле?

7. В какой мере изменения, произошедшие в политической и духовной жизни России в XVII в., способствовали подготовке реформ Петра I?

Сообщения:

1. Патриарх Никон и протопоп Аввакум: от дружбы к противостоянию.

2. Личность Алексея Михайловича.

3.Дипломатический талан А.Л. Ордин-Нащокина.

4. В.В.Голицын – государственный деятель и полководец.

Обязательная литература:

1. История государства и права России: Учебник /Под ред. Ю.П. Титова. - М.: Проспект, 2003. - С. 79 – 113.

2. История России: IX – XXI вв. От Рюрика до Путина. Учебное пособие. - М.: ИКЦ «МарТ», 2003. - С. 132 – 188.

3. История России: Учебник для вузов/Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. - М.: Высшая школа, 2001. - С. 75 – 126.

4. История России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. А.С. Орлова и др. - М.: Проспект, 2004. - С. 74 – 104.

5. Расторгуев, С.В. История России IX-XX вв.: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям: «Финансы и кредит», «Бух. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение» - 3-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2008. – С.80-100.

6. Семенникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: учебник для студентов неист. специальностей/Л.И. Семеникова. – 8-е изд. – М.:КДУ, 2006. – С.173-185.