Арабский путешественник Ахмед Ибн-Фадлан о русах (первая половина Х в.)

Работа с документами

Задачи и упражнения

Аннотация статей

Эссе

Темы рефератов

Вопросы для самопроверки

1. В чем смысл византийского варианта православия? Какое влияние оказала византийская православная церковь на утверждение христианской культуры у славян? Какое значение имело принятие христианства для развития Древней Руси?

2. Каковы особенности экономического развития Древнерусского государства?

3. Что представлял собой политический строй Киевской Руси?

4. Что Вам известно об общественном устройстве Киевской Руси? Охарактеризуйте социальное положение основных категорий древнерусского населения.

5. Определите основные цели и итоги внешней политики киевских князей в IХ-ХI вв.

6. На какой территории проживали восточнославянские племена? Каков их общественный строй?

7. Когда, откуда, кем и для чего были призваны варяги?

8. Каковы точки зрения на проблему происхождения Древнерусского государства?

9. Что такое «Русская Правда» и когда она появилась? Назовите ее основные положения.

10. Каким был экономический и политический строй Древнерусского государства?

11. Как складывался сословный строй Киевской Руси?

12. Какое значение имело принятия христианства для Киевской Руси и последующей истории России?

13. Как развивалась внутренняя и внешняя торговля на Руси? Назовите различные виды денег.

14. Каковы основные направления внешней политики киевских князей в IX - XI вв.?

1. Влияние природно-климатического фактора на историю России.

2. Русь и Хазария: проблема взаимоотношений.

3. Полководцы Древней Руси.

4. Города Древней Руси

1. Какая из исторических фигур Древней Руси в наибольшей степени передает дух эпохи? Свой выбор обоснуйте.

1. Омельянчук, С. «… и долголетен будеши на земли». Отношения между родителями и детьми в домонгольской Руси//Родина. – 2008. - №9. – С.41-43.

1. Составьте сравнительную таблицу деятельности первых Рюриковичей в области экономики, политики, культуры. Какие сферы деятельности преобладали у каждого из них? Почему?

Прочитайте документы и ответьте на вопросы:

1. Византийский трактат «Стратегикон» (рубеж VI-VП вв.) об обычаях славян

Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, охраняют их.

Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там на положении свободных?

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

- Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.

- Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах.

Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл (Волга, - сост.).

И как только их корабли прибывают, выходит каждый из них (неся) с собою хлеб, мясо, лук и набиз (хмельной напиток, - сост.), чтобы подойти к длинному, воткнутому (в землю) бревну, у которого (имеется) лицо, похожее на лицо человека, а вокруг него маленькие изображения. Итак, он подходит к большому изображению и покланяется ему, потом говорит ему: «О мой господь, я приехал из отдаленной страны, и со мной девушек столько-то, и столько-то голов и соболей, и шкур», - пока не назовет всего, что прибыло с ним из его товаров. Потом оставляет то, что имел с собой, перед бревном. «Итак, я желаю, чтобы ты пожаловал мне купца, чтобы он покупал у меня и не прекословил бы мне». Потом он уходит. Если продажа будет трудна, то он снова придет со вторым и третьим подарками.

- Если (умерший) бедный человек, то делают маленький корабль, кладут его в него и сжигают его. Что же касается богатого, то собирают то, что у него имеется, и делят это на три трети, причем (одна) треть – для его семьи, (одна) треть на то, чтобы на нее скроить для него одежды, и (одна) треть, чтобы на нее приготовить набиз, который они пьют до дня, когда его девушка будет сожжена вместе со своим господином.

3. «Повесть временных лет» о призвании варягов в земли славян

В год 6367 (859, - сост.). Варяги из заморья взимали дань с чуди и со славян, и с мери, и с всех кривичей? а хозары брали с полян и с северян, и с вятичей, - брали по серебряной монете и по белке от дыма…

В год 6370 (862, - сост.). Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как другие называются свеи (шведы, - сост.), а иные норманы и англы, а еще готландцы, - вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой – Синеус – на Белоозере, а третий – Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. … Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому – Ростов, другому - Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – славяне, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.

4. «Повесть временных лет» о походе Игоря (Ингвара) «Рюриковича» в Деревскую землю (к древлянам)

В год 6453 (945, - сост.). В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда (киевского воеводы, - сост.) изоделись оружием и одеждою, а мы наги. Пойдем, князь с нами за данью, да и ты добудешь и мы». И послушал их Игорь – пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, - поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малою частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь. И древляне, выйдя из города Искоростеня против Игоря, убили Игоря и дружину его, так как было ее мало.

5. «Повесть временных лет» об обстоятельствах крещения Руси

Созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все бывшее с ними», - и обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили де к болгарам (камским, - сост.), смотрели как они молятся в храме, т.е. в мечети, стоят там без пояса… И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу… И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. … Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его баба (бабка, - сост.) твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо».

6. «Поучение Владимира Мономаха» о поведении князя

В доме своем не ленитесь, но за всем сами смотрите: не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы не осмеяли приходящие к вам дома вашего, ни обеда вашего. Выйдя на войну, не ленитесь, не полагайтесь на воевод, не предавайтесь ни еде, ни питью, ни спанью; и сторожей сами наряжайте и ночью, всюду кругом нарядив воинов, тоже ложитесь, а вставайте рано.

Оружия сразу с себя не снимайте: по небрежности внезапно человек погибает. Остерегайтесь лжи, пьянства и блуда, ибо в этом душа погибает и тело. Когда едете по своим землям, не позволяйте отрокам зла делать ни своим, ни чужим, ни в селах, ни в полях, чтобы не начали вас проклинать. Куда не пойдете, где ни остановитесь, напоите, накормите бедного; более чтите гостя, откуда к вам ни придет, простого ли, знатного ли, или посла, если не можете подарком, то пищей, питьем: они, проезжая, будут прославлять человека либо добрым, либо злым по всем землям...

Что доброго вы умеете, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь...