Основные понятия
План
Вопросы и задания к документам
Ф.И. Тютчев.
Вопросы для самоконтроля
1. Для чего необходимо знать историю?
2. Что означает понятие «история»? Какое краткое определение истории дали древние римляне?
3. Какими основными источниками пользуются в познании истории?
4. Каких русских историков Вы знаете? Как они трактуют значение истории?
5. Что такое цивилизация? Какие типы цивилизаций Вы знаете?
6. К какому типу цивилизаций относится Россия и почему?
7. Какова периодизация истории России?
8. Какие этапы всемирной истории совпадают с хронологическими рамками курса «Отечественная История»?
Работа с источником:
Прочитайте документы и ответьте на вопросы
Русские историки о роли истории:
1. Н.М. Карамзин. История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков к потомству, дополнение, изъяснение настоящего в пример будущего.
Правители, законодатели действуют по указаниям истории и смотрят на ея листы как мореплаватели на чертежи морей....
Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственные чувства, и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества.
2. В.О. Ключевский.Идеал исторического воспитания народа состоит в полном и стройном развитии всех элементов общежития и в таком их соотношении, при котором каждый элемент развивается и действует в меру своего нормального значения в общественном составе, не принижая себя и не угнетая других...
...Из науки о том, как строилось человеческое общество, может со временем - и это будет торжеством исторической науки - выработаться и общая социологическая часть ее - наука об общих законах строения человеческих обществ.
Об особенностях русского исторического процесса:
Умом - России не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
4. Л.В. Милов.В течение, по крайней мере, четырех столетий русский крестьянин находился в ситуации, когда худородные почвы требовали тщательной обработки, а времени на нее у него просто не хватало, как и на заготовку кормов для скота... Находясь в столь жестком цейтноте, пользуясь довольно примитивными орудиями труда, крестьянин мог лишь с минимальной интенсивностью обработать свою пашню, и его жизнь чаще всего напрямую зависела только от плодородия почвы и капризов погоды...
Крестьянину на западе Европы ни в средневековье, ни в новом времени такого напряжения сил не требовалось, ибо сезон работ был там гораздо дольше.
5. B.О. Ключевский.История России есть история страны, которая колонизуется.
6. И.В. Киреевский. Но в том-то и заключается главное обличие православного мышления, что оно ищет не отдельные понятия устроить сообразно требованиям веры, но самый разум поднять выше своего обыкновенного уровня, - стремится самый источник разумения, самый способ мышления возвысить до сочувственного согласия с верою.
1. Что такое история по Карамзину Н.М.?
2. В чем, по мнению В.О. Ключевского, состоит практическая цель изучения отечественной истории?
3. Прокомментируйте строки Ф.И. Тютчева о России. Согласны ли Вы с утверждением поэта? Означают ли слова первой строки непредсказуемость России и непроявленность ее истории?
4. О каких особенностях русского исторического процесса говорится в документах 4, 5, 6? Как Вы думаете, присущи ли эти особенности современной России? Используйте эти документы при заполнении таблицы.
Тема I. Восточные славяне в VI – VIII вв. Образование и развитие Древнерусского государства - Киевская Русь.
1. Первые политические объединения у восточных славян.
2. Образование древнерусского государства.
3. Проблема норманнского влияния и «дух центров» в образовании государства у восточных славян.
4. Древняя Русь и её соседи: Византия, Хазарский каганат, Волжская Булгария, Арабский халифат.
5. Упадок Киевской Руси и его причины.
Государство, варяги, норманнская теория, антинорманнская теория, вервь, хазары, половцы, князь, погост, дружина, печенеги, летопись, холопы.
Цели: уяснить закономерности и особенности развития европейского Средневековья и Древней Руси; выявить предпосылки создания государственности на Руси и сущность основных этапов развития Древнерусского государства.
После изучения темы студент должен знать:
1. истоки русской государственности: сущность норманнской и антинорманской теорий;
2. характерные черты становления Древнерусского государства и этапы его развития;
3. особенности социально-экономического развития Древнерусского государства;
4. сущность политического строя Киевской Руси, его структуру;
5. значение принятия христианства для судеб русского государства;
6. основные понятия и исторические термины.