Венгерские рапсодии Листа

Жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа, правда это название (от древнегреческого «рапсода», исполнителя эпических песен) применялось и до него, например, чешским композитором Томашеком. Лист трактует рапсодию как виртуозную концертную фантазию в духе парафразы, где вместо оперных мелодий используются фольклорные темы. Это темы венгерских и цыганских песен и танцев, большинство которых взято из сборника записанных Листом народных венгерских мелодий.

Музыкальный язык рапсодий отличается яркой национальной характерностью благодаря опоре на городской венгерский фольклор, т.н. стиль вербункош. Его особенности:

  • горделивый, страстный, патетический характер;
  • свободная, импровизационная манера изложения;
  • острый ритм с частыми акцентами, пунктирами, синкопами, в частности, особые пунктирные кадансы («со шпорами»);
  • использование гемиольных ладов с ув.2, в том числе – венгерской (цыганской) гаммы.

Наиболее известное произведение стиля вербункош – знаменитый «Ракоци-марш» (венгерская «Марсельеза»), который Лист использовал в своей 15-й рапсодии.

Глубоко национальные по музыкальному языку, венгерские рапсодии Листа объективно ответили росту национального самосознания венгерского народа в период его борьбы за национальную независимость. В этом их демократизм и причина широчайшей популярности.

Наиболее типичная для листовских рапсодий форма строится на контрастном сопоставлении двух разделов – медленного и быстрого (лашан и фришка).

1 раздел более импровизационного склада, в духе эпического повествования либо в характере палоташа – старинного венгерского танца-шествия, напоминающего полонез, но 2хдольного;

2 раздел рисует картину народного праздника, пляски-чардаша (очень задорный, темпераментный, зажигательный 2хдольный венгерский танец).

Возможно, однако, и большее число контрастных разделов, как, например, в 6-й рапсодии.

В развитии тематического материала преобладающую роль играют приемы орнаментального варьирования, связанного с народной инструментальной практикой. Лучшими образцами листовских рапсодий являются 2,6,12,14.

Вторая рапсодия, cis-moll. Краткое эпически-повествовательное вступление вводит в мир красочных картин народной жизни, составляющих содержание рапсодии. Оно выдержано в свободно-речитативной манере, в медленном темпе. Аккорды сопровождения с форшлагами имитируют бряцанье струн, вызывая представление о древнем рапсоде, слагающем свою песню.

I-й, медленный раздел рапсодии – лашан – имеет ярко выраженный венгерский национальный характер, в особенности благодаря характерным для стиля вербункош пунктирным концовкам. Его жанровая основа – песня с элементами танцевальности (благодаря пунктирному ритму сопровождения). При втором проведении тема песни фактурно варьируется, украшается типично листовским виртуозным пассажем и переходит во вторую, танцевальную тему. Высокий регистр, форшлаги, напоминающие игру народных струнно-щипковых инструментов, создают образ очень нежный, легкий, а постоянный органный пункт подчеркивает народный колорит. После вариационного развития танцевальной темы вновь появляются первые две темы (вступления и песни), подобно репризе в 3хчастной форме.

2-й, быстрый раздел рапсодии – фришка – построен на свободном вариационном развитии танцевальной темы I-го раздела. По содержанию это картина народного праздника, во время которого пляска становится всё более темпераментной, зажигательной. Характерно всё большее ускорение темпа, усложнение фактуры, динамические волны от р до ff, передающие то затухание, то возобновление танца.

Фортепианный цикл Листа «Годы странствий»

Параллельно Р. Шуману и вслед за ним Ф. Лист опирается на приоритетную для романтиков структуру – цикл фортепианных пьес, объединенных определенным идейно-художественным замыслом. Однако в отличие от других композиторов Лист с присущей ему масштабностью в «подаче» музыкальных мыслей далеко отходит от инструментальной миниатюры, предпочитая развитые структуры, в том числе и сонатную. Так, «центром тяжести» второй тетради «Годов странствий» становится соната «По прочтении Данте». Листовское своеобразие в трактовке цикла состоит в том, что циклизация, т.е. группировка пьес, происходит на двух уровнях. На высшем «Годы странствий» включают в себя три тетради: «Швейцария», «Италия», «Рим». В свою очередь эти тетради содержат отдельные пьесы. В отличие от других романтиков Ф. Лист не стремится к интонационному единству цикла или хотя бы составляющих его тетрадей. Будучи охваченными образно-смысловой связью, в структурном отношении они предстают самодостаточными и разобщенными.

Подчеркнуто романтический смысл заложен и в самом названии листовского «суперцикла». Заметим, что сам мотив «странствий», равно как и мотив «скитаний», «паломничества», «бродяжничества» – один из фундаментальных для романтиков. Эту романтическую тему композитор трактует опять-таки в индивидуальном плане. Он отказывается от специфического «страдальческого» смыслового подтекста, сопутствующего скитаниям и сосредотачивается преимущественно на выражении своего благоговейного отношения к природе, истории, культуре стран и городов, в которых ему удалось побывать. Место «страдальца», уныло бредущего по жизненному пути, занимает у Листа просвещенный восторженный турист-путешественник.

пьесы.

История создания цикла связана с большим путешествием, которое Лист совершил вместе с Марией д'Агу по Швейцарии и Италии во 2-й половине 30-х годов. Свои впечатления от Швейцарии композитор воплотил в цикле «Альбом путешественника». Позднее многие пьесы «Альбома» были переработаны и составили первую тетрадь «Странствий» – «Первый год. Швейцария» (окончательная редакция – 1855г.)

Если пьесы Первого тома навеяны, главным образом, картинами природы, то содержание второго («Второй год. Италия») – связано с впечатлениями от итальянского искусства – поэзии, живописи, скульптуры (Данте, Петрарка, Микеланджело).

«Третий год странствий» был написан позже двух первых, он отличается от них и по образам, и по средствам выражения – более тонким и изысканным. В музыке контрастно сопоставляются возвышенно-молитвенные настроения и чувства разочарования, мрачного скепсиса. Господствует религиозная тематика.

Три «года», таким образом, становятся символами трех стадий духовного восхождения художника: Природа – Искусство – Религия.