Вокальное творчество Франца Шуберта.

Вопросы к экзамену

  1. Музыкальный романтизм: основные тенденции.
  2. Вокальное творчество Франца Шуберта, циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь».
  3. Вокальное творчество Роберта Шумана. «Любовь поэта»
  4. Фортепианная музыка Роберта Шумана. «Карнавал»
  5. Польские жанры в творчестве Фридерика Шопена.
  6. Цикл прелюдий Фридерика Шопена.
  7. Крупные жанры в творчестве Фридерика Шопена на примере Баллады №1 и Сонаты №2.
  8. Новые тенденции в фортепианном творчестве Ференца Листа.
  9. Программный симфонизм в творчестве Гектора Берлиоза. «Фантастическая симфония»
  10. Программный симфонизм в творчестве Ференца Листа. Симфоническая поэма «Прелюды».
  11. Лирико-драматический симфонизм в «Неоконченной» симфонии Шуберта, Четверой симфонии Брамса и симфонии «Из Нового Света» Антонина Дворжака.
  12. Оперная реформа Рихарда Вагнера.
  13. Увертюра к опере «Тангейзер» Рихарда Вагнера.
  14. Опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин».
  15. Оперная тетралогия Вагнера «Кольцо нибелунга».
  16. Оперное творчество Джузеппе Верди: общий обзор.
  17. Опера Джузеппе Верди «Травиата»
  18. Опера Джузеппе Верди «Риголетто»
  19. Опера Джузеппе Верди «Аида»
  20. Опера Жоржа Бизе «Кармен».

Дополнительно к экзамену: знать действующих лиц и содержание опер «Травиата», «Риголетто», «Аида», «Кармен», «Лоэнгрин», «Тангейзер», названия опер, действующих лиц и основную фабулу тетралогии «Кольцо нибелунга».

Источники:

http://belcanto.ru/

http://sites.google.com/site/muzliteratura/


В истории музыки имя Шуберта связано прежде всего с жанром песни-романса (нем. Lied). Песня была стихией Шуберта, в ней он достиг небывалого. Можно сказать, что то, что совершил Бетховен в области симфонии, Шуберт совершил в области песни. В полном собрании сочинений Шуберта песенная серия представлена громадной цифрой – более 600 произведений. Но дело не только в количестве: в творчестве Шуберта совершился качественный скачок, позволивший песне занять совершенно новое место в ряду музыкальных жанров. Жанр, игравший в искусстве венских классиков явно второстепенную роль, стал равным по значению опере, симфонии, сонате. Песни Шуберта – это ключ к пониманию всего его творчества, т.к. добытое в работе над песней композитор смело использовал в инструментальных жанрах. Почти во всей своей музыке Шуберт опирался на образы и выразительные средства, заимствованные из вокальной лирики. Если о Бахе можно сказать, что он мыслил категориями фуги, Бетховен мыслил сонатно, то Шуберт мыслил «песенно».

Все компоненты шубертовской песни – мелодика, гармония, фортепианное сопровожде­ние, формообразование – отличаются подлинно новаторским характером. Наиболее выдающаяся особенность шубертовской песни – ее огромное мелодическое обаяние. Шуберт обладал исключительным мелодическим даром: его мелодии всегда легко поются, великолепно звучат. В этом песенная мелодика Шуберта обнаруживает общность с мелодикой немецкой и австрийской народной песни, а также с мелодикой композиторов венской классической школы.

Разнообразны формы шубертовских песен, от простой куплетной до сквозной, которая была новой для того времени. Во всем обилии шубертовских песен в них можно выделить несколько композиционных типов: а) песни с преобладанием фактора повторности, в куплетной форме, взятой иногда в народном, почти частушечном виде. Пример: песня №1 из цикла «Прекрасная мельничиха». б) песни с преобладанием фактора мелодической новизны, то есть со сквозным поступлением свежих мелодических идей. Каждый поворот «сюжета» влечет за собой появление новой мелодической мысли. Образуется сквозная форма, которую немцы называют «насквозь сочиненная песня». Пример: баллада «Лесной царь».