Как наука и учебный предмет

История физической культуры

 

История – наука многогранная и увлекательная. Она исследует развитие и становление народов, государств, политических и социальных явлений. Специфическим объектом исторического исследования является также физическая культура.

Возникшее на базе великолепного альянса истории и физической культуры новое научное направление получило название история физической культуры, т.е. наука об общих закономерностях возникновения, становления и развития физической культуры на разных этапах существования человеческого общества. Следует отметить, что это одна из древнейших наук в области жизнедеятельности людей, возникшая в IV веке до н.э. в Древней Греции.

Истории физической культуры как специальной области исторического познания, присуща своя структура изучения. Основу ее составляет научная периодизация, методологическое значение которой заключается в правильном понимании этапов становления и развития физической культуры от простейших элементов далекого прошлого до сложных систем организации физического воспитания современности. В соответствии с этим, история физической культуры может быть разделена на следующие периоды:

q с IV тыс. до н.э. по 476 г. н.э. – первый период, освещающий особенности первобытнообщинного и рабовладельческого типов физической культуры, т.е. история физической культуры Древнего мира;

q с V по XVII вв. – второй период, включающий историю физической культуры Средних веков. Ее расцвет и упадок;

q с XVII по XVIII вв. – третий период, так называемый переходный от средневековья к новому времени;

q с конца XVIII в. до начала XX в. – четвертый период истории физической культуры, истории нового времени;

q с начала XX в. начинается пятый период в истории развития и совершенствования физической культуры новейшего времени.

Предложенная периодизация не является догмой. Современные истографы, как, например, профессор Суник А.В., выдвигают версии по пересмотру периодов истории физической культуры на основе уточнения ее критериев (признаков), характеризующих более точно эпоху.

Основная цель рассматриваемой науки – изучение и сохранение истоков мировой и национальной культур, органической частью которой является физическая культура. Достижение этой цели осуществляется посредством методов научного исследования, среди которых следует отметить такие как:

- метод историко-теоретического анализа и обобщения материалов;

- метод статистического анализа;

- метод опроса, беседы;

- метод обобщения практики и изучения опыта развития физической культуры;

- метод исторической аналогии и сопоставления и т.п.

Источники истории физической культуры многообразны – архивные материалы, летописи, археологические и этнографические данные, памятники изобразительного искусства, кино- и фотоматериалы, документы правительственных и неправительственных организаций.

История физической культуры – наука интересная и познавательная. Многоплановы ее направления: от эволюции ее возникновения и развития, происхождения и распространения средств, форм и систем физического воспитания до спортивной и оздоровительной деятельности людей, международных движений и Олимпийских игр.

В системе теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых на специализированных факультетах, этой науке в рамках учебного предмета «История физической культуры и спорта» отводится значительное место. Указанная дисциплина относится к профилирующим, т.к. является основой других предметов.

Цель изучаемого предмета – профессиональная подготовка высококвалифицированных специалистов. Основные задачи – расширение кругозора специалиста; повышение эрудиции; активизация творческого мышления; повышение теоретического уровня и обогащение опытом прошлого; создание основы изучения теоретико-педагогических, медико-биологических и спортивно-педагогических положений и позиций; предвидение тенденций развития и прогнозирования физкультурного движения современности.

По своей структуре предмет "История физической культуры и спорта" представлен двумя частями – всеобщей историей и отечественной историей физической культуры.