Скульптура (8 ч).
Графика (8ч).
Живопись (12 ч).
Программное содержание 3 класса
Скульптура (8 ч).
Освоение основных приемов лепки: раскатывание, сплющивание, скручивание, декорирование. «Волшебный пенек», «Домик для гнома», «Сказочные деревья», «Любимый сказочный герой» *(по мотивам белорусских народных сказок).
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся
2 класса:
К концу учебного года учащиеся должны
знать:
¾ виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура) и их особенности;
¾ возможности художественных материалов, применяемых в живописи, графике, скульптуре;
¾ некоторых художников и их произведения (живопись, графика, скульптура);
уметь:
¾ словесно и в рисунке передавать свои чувства при восприятии красоты окружающего мира и произведений искусства;
¾ использовать материалы и технические приемы работы в живописи, графике, скульптуре;
¾ композиционно правильно располагать изображение;
¾ анализировать технические приемы выполнения произведения живописи, графики, скульптуры.
Раздел 1: Эстетическое восприятие действительности и искусства (6 часов)
Восприятие красоты родной природы в произведениях искусства и окружающей действительности. Развитие наблюдательности, зрительной памяти. Наброски, зарисовки элементов пейзажа: растения, цветы, деревья. Беседы о флоре и фауне Беларуси.
Выразительные средства живописи: цвет, цветовая гамма, колорит, освещение и др. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Зависимость цвета от освещения.
Выражение эстетических чувств в произведениях графики. Белорусская книжная графика. Выразительные средства графики. Значение быстрых набросков, зарисовок.
Выразительные средства скульптуры: объем, форма, материл, фактура и др. Беседы о скульптуре. Экскурсия на выставку, в мастерскую художника-скульптора.
Раздел 2: Практическая деятельность (28 часов)
Цветовой круг (16-32 цвета): цвета и оттенки. Рисование с натуры, по памяти, воображению: цветы, овощи, фрукты.
Теплые и холодные цвета: «В царстве огня», «Золотая осень», «Зимний вечер», «Снегурочка».
Цвет и пространство. Рисование пейзажа: «Мой родны кут», «Весна пришла», «Зимний день», «На перемене».
Гармоничные сочетания цветов: «Золотые рыбки в аквариуме», рисование с натуры цветов, бабочек. Иллюстрации к белорусским народным сказкам.
Цвет и настроение: формальная композиция из цветовых пятен: «Мое настроение», «Грустный день», «Праздник».
Освоение технических приемов работы в акварели, гуаши: «по-сырому», набрызг, монотипия, на мятой бумаге, применение парафина, восковых мелков, мыла, соли.
Выразительные средства графики: линия, точка, пятно, штрих. Графические игры и упражнения. Особенности передачи формы предмета: свет, тень, полутень. Рисование с натуры 1-2 предметов быта.
Портрет: особенности строения лица человека. Сравнительные пропорции. «Портрет моего друга», «Портрет мамы», «Автопортрет», «Это папа». Освоение технических приемов работы графическими материалами. Графика с «подсветкой» (техника «гроттаж»): «Поздравительная открытка», «Валентинки», иллюстрации к сказкам.
Совершенствование навыков работы с пластилином (глиной): вытягивание из целого куска, конструктивный способ: «Лесная полянка», «Три медведя», композиции по сказкам. Передача движений животных. Коллективные композиции к белорусским народным сказкам с изображением животных, человека. Декоративная лепка: рельефные украшения, «Медальон», «Кулон», «Барашек», «Петушок», «Сказочная птица», декоративные изразцы.
Основные требования к знаниям, умениям учащихся 3 класса:
К концу 3-го класса учащиеся должны
знать:
¾ названия и особенности видов искусства (живопись, графика, скульптура);
¾ некоторых художников и их произведения (живопись, графика, скульптура);
¾ последовательность расположения цветов и оттенков в цветовом круге;
¾ особенности строения тела животных, птиц, человека;
уметь:
¾ словесно и в рисунке выражать свои чувства по результатам восприятия искусства;
¾ передавать эмоциональное состояние в цвете;
¾ пользоваться техническими приемами работы живописными, графическими, скульптурными материалами;
¾ уметь выбирать необходимый материал для передачи замысла своей работы;
¾ анализировать технику выполнения художественного произведения;
¾ участвовать в обсуждении работ одноклассников.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Лазука Б. Гiсторыя мастацтваў. - Мн., 1996.
2. Копцева Т. А. Изобразительное искусство и мир интересов человека: Пособие для учителя. - М., 1994.
3. Копцева Т.А. Природа и художник. – М., 1999.
4. Крылов Н.Б. Эстетический потенциал культуры. – М., 1990.
5. Луканский Э.П. Первый шаг в творчество. – Мн., 1985.
6. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб., 2005.
7. Полуянов Ю.А.Изобразительное искусство: Пособие для учителя. - М., 1995.
8. Сахута Я. Беларуская народная цацка.- Мн., 1991.
9. Современные концепции эстетического воспитания (Теория и практика). – М., 1998.
10. Современный мир и эстетическое развитие человека. - СПб., 1993.
11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. – М., 2005.
12. Теория и практика эстетического воспитания. - М., 1994.
13. Чернышев О.В. Формальная композиция. - Мн., 1999.
14. Эстетическое воспитание школьников: Программы кружковой и факультативной деятельности / Под ред. О.П.Котиковой. – Мн., 1998.