Метафизический метод мышления
Противоположностью диалектике является метафизика как философский метод, ориентирующий исследователя на построение однозначной, статичной и умозрительной картины мира. Термин «Метафизика» первоначально обозначал группу трактатов Аристотеля (384-322г.г. до н.э.), в которых шла речь об особой сверхчувственной реальности, лежащей в основе природы. Эта сверхчувственная реальность, по мнению Аристотеля, может быть постигнута только мысленным взором – умозрительно. Соответственно, метафизикой стали называть философию, которая содержит умозрительные размышления о сверхчувственной реальности – первоначалах и причинах, первых сущностях, как их называл Аристотель.
На современном уровне развития философского знания можно выделить три основных значения понятия «метафизика»:
1) Философия как наука о всеобщем, первым прообразом которой и было учение Аристотеля о якобы высших недоступных органам чувств, лишь умозрительно постигаемых и неизменных началах всего существующего, обязательных для всех наук.
2) Особая философская наука – онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от проблем гносеологии и логики.
3) Определенный философский способ мышления (познания), противоречащий диалектическому методу как своему антиподу.
Исследованию метафизики как способа мышления и будет посвящен последующий анализ. Метафизика отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия, абсолютизирует его статичность, неизменность, а потому для метафизического метода главным является накопление предельно полной информации о познаваемом объекте, которая затем мысленно суммируется. Этот метод начинает играть важную роль в эпоху Нового времени (17-1/3 19 столетий), когда он выступает как методология исследования в естественных науках. Метафизика, как метод исследования, получила классическое выражение в системах Декарта, Спинозы и Лейбница.
Энгельс писал: «Метафизический способ мышления рассматривает вещи и процессы природы в их обособленности, вне их великой общей связи и в силу этого – не в движении, а в неподвижном состоянии, не как существенно изменчивые, а как вечно неизменные, не живыми, а мертвыми». Применение метафизики как самостоятельного философского метода исследования можно обнаружить уже у Платона. В то же время в ряде своих диалогов Платон дает описание высшего типа знания, которое формируется на основе восхождения по «иерархической лестнице» понятий от эмпирической реальности к бестелесным сущностям (идеям) и нисходящего обратно к чувственному миру.
В 18 столетии метафизика пережила кризис и уступила свою роль, как определяющего философского метода, диалектике, поскольку величайшие открытия Нового времени: закон сохранения и превращения энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина и открытие клетки как исходного кирпичика живой материи подтвердили диалектико-материалистический взгляд на мир как сложно структурированную и открытую систему, содержащую в самой себе источники и механизмы развития от низших форм к высшим.
Рассмотрим пример метафизического метода мышления на основе анализа фрагмента из трактата Т.Гоббса «К читателю. О теле».Метод мышления Гоббс уподобляет резцу скульптора, при помощи которого он, обрабатывая бесформенную материю, не творит форму, а выявляет её.Мышление, по мнению Т. Гоббса, «витает над хаотической бездной рассуждений и экспериментов и при его помощи все хаотическое должно быть разложено на составные части, которые следует различать друг от друга. И всякая часть, получив соответствующее ей обозначение, должна занять своё прочное место. Метод мышления должен соответствовать порядку творения вещей».Философское знание достигается, По-Гоббсу, посредством правильного рассуждения, объясняющего действия или явления из известных нам причин, или производящих оснований, и, наоборот, возможные производящие основания – из известных нам действий. Для Гоббса рассуждение сводится к двум умственным операциям – сложению и вычитанию.
Можно рассмотретьпример с характеристикой воспринимаемого тела, когда накопление информации о нем в конце концов позволяют дать полную его характеристику:
Ø находящийся на горизонте объект Т. Гоббс определяет как тело, поскольку он имеет протяженность и занимает определенное пространство;
Ø объект самостоятельно передвигается, значит это одушевленное тело;
Ø на близком расстоянии видно, что это человек;
Ø общение с этим человеком позволяет судить о его разумности.
Таким образом, идея данного тела раскрывается на основе суммы идей, которые в совокупности представляют идею разумного человека. Мысль человека формирует сущность вещей путем сложения различной информации об изучаемом объекте. Т.Гоббс придает огромное значение способности правильно мыслить. Он пишет: «Знание есть путь к силе». Всякое умозрение в конечном счете имеет целью какое-нибудь действие или практический успех. Те народы добились успеха в развитии цивилизации, которые умели правильно мыслить и на этой основе развивали свою науку и технику.
Формами проявления метафизического метода мышления являются софистика и эклектика.
Софистика в переводе с греческого обозначает умение хитроумно вести беседу, дискуссию. Это рассуждение (вывод, доказательство), основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употреблении должных доводов и аргументов, выдаваемых за правильное, истинное. Пример античного софизма: «То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога, следовательно ты их имеешь». Здесь заключение делается от общего правила к частному случаю, который это правило не предусматривает. Софистика, как разновидность метафизического метода мышления, коренится в абсолютизации относительности познания. Нарушая требования формальной логики, софистика способствует утрате мышлением субъекта конкретности и определенности. Она отличается «чрезмерной гибкостью», при которой утрачивается сущностное значение понятия, определяющего сущность объекта.
Эклектика в переводе с греческого способный выбирать, выбирающий соединяет разнородные взгляды, идеи, принципы, теории. Эклектика коренится в подмене одних логических оснований другими, в метафизической абсолютизации изменчивости и относительности человеческого познания. Эклектика нарушает принципы: целостности, объективности, конкретности рассмотрения и исследования объектов в процессе познания. Эклектика подделывается под диалектику, но нарушение указанных принципов приводит к извращению процесса познания.