Транспорт и его влияние на рост городов.

Состав и элементы селитебной зоны городов. Методы расчета.

Функциональное зонирование - отражает различие в характере использования пространств. Планировочная структура города - характер городской организации в единой взаимосвязи различных его частей. Важнейшим элементом Г является его селитебная территория -зона размещения жилой застройки, общественных центров и зон отдыха населения. Задачи град организации С. зоны исходят из понимания жилища как развитой мате­риально-пространственной системы, являющейся средой непроизводственной деятельности населения. Жилая среда организуется в град проектах на всех уровнях: в районной планировке осуществляется выбор площадок для жилищного строительства, в генплане решаются вопросы комплексной организации С зоны Г. в проектах детальной планировки и застройки разрабатываются арх-планировочные предложения по формированию жилых комплексов, определяются приемы застройки, типы жилых и общественных зданий.

С.з состоит из жилищного фонда, общественных зданий, научно-учебных заведений, коммуникаций, санитарной зоны. Планировочная структура С. зоны предусматривает рациональную организацию и взаимное размещение ее элементов. Структура зависит от величины Г, природных условий его размещения, народнохозяйственного профиля, темпов роста города, строительной базы и т.д.

Общим принципом формирования С тер
является обеспечение максимальных удобств
населению в реализации его социально-
культурных и бытовых потребностей при
рациональном использовании ресурсов и город­
ских земель. При организации селитебной зоны
учитываются факторы:
организации

функциональных процессов в жилой среде
(бытовые процессы, отдых, обслуживание,
хозяйственные функции); обеспечение удобной
транспортной и пешеходной доступности зон
труда, общественных центров, территорий
отдыха, остановок общественного транспорта;
создания среды, благоприятной по санитарно-
гигиеническим показателям; создание
эстетически полноценной среды.

Эти цели реализуются в формировании жилых комплексов разного территориального уровня. Размеры и струкгура планировочных районов зависят от величины и сгруктуры Г (компактный, расчлененный).

Основное звено в структуре селитьбы -жилые
комплексы, формируемые на основе

функционального и пространсгвенного объединения групп жилых домов по обслуживанию и совместному использованию территории В качестве единиц в настоящее время проектируют микрорайоны и жилые районы.

Жилые районы,состоящие из микрорайонов,
объединенных общественным центром,

формируются в пределах селитебной тер Г. Размеры и структура жилых районов зависят от величины города и его планировочной организации, от этажности застройки.

Микрорайонпредставляет собой структурную единицу селитьбы, связанную с повседневным обслуживанием населения. Микрорайоны размещают в пределах межмагистральных территорий.

Определяя перспективы развития структурыразвития селитебных зон городов рассматривают взаимосвязь показателей интенсивности использования и селитебной емкости. Выделяют 3 типа жилых комплексов: малой, средней и высокой селитебной емкости.Емкость характеризуется плотностью, концентрацией сетей обслуживания, минимальной площадью незастроенных участков. Площадь Брутто – 1/2отплощади селитебной; площадь нетто – 1/2 сел пл; 1/4 пл сел - 12-13% площади города. Озеленение 40-60%.


Улично-дорожная сеть Г формируется как целостная система, взаимосвязанная с сетью транспортных магистралей района расселения. Структура сети определяется общей планиро­вочной структурой и размерами Г, его частями. Улично-дорожная сеть и городской транспорт обеспечивают движение населения и грузов. В совокупности они формируют транспортную инфраструктуру Г. Состав относительно неизменен во времени, базис пространственно планировочной структуры города - каркас, который фиксирует геометрию плана и определяет тенденцию развития, фиксирует наиболее значимые зоны высоких концентраций городских функций и населения.

Задачей транспортной инфраструктуры,
являются взаимосвязь между функциональными
элементами города (жилыми районами, местами
приложения труда, центрами различных
категорий, местами отдыха и т. д.) и обеспечение
рационального функционирования этих

элементов и их пространственное развитие.

Транспортная И. формируется в неразрывном единстве путей движения, связывающих элементы города, и интенсивности перемещающихся между элементами потоков транспорта. Пути движения определяются пространственным размещением элементов в плане города, а интенсивностьпотоков - характером функциональных связей, напряженностью процессов, происходящих внутри элементов и между ними.

Основными критериями оценки

транспортной инфраструктуры являются скорость перемещения, затраты времени на передвижения. Коммуникационная система г способна либо обеспечить функциональные связи в городе, либо затруднить их. основные требования к транснортной инфраструктуре: рациональном распределении объемов движения; сочетании скорости передвижения с комфортностью; способности развития в соответствии с развитием всех элементов города; возможности выбора вида коммуникации в зависимости от дальности передвижения, характера связей и функциональной организации территории; интенсификации внутрегородских связей при сокращении затрат времени на передвижения. Все это выделяет транспортную И в одну из основных структуро-формирующих систем Г и определяет- ее важное место в ряду град исслед.

В зависимости от мощности того или иного элемента города (его емкости), уровня корреспонденции, источником которых он является, для его обслуживания необходимы различные по характеру коммуникационные связи.

по отношению к транспортной ин­фраструктуре все элементы могут быть подразделены на: тяготеющие к транспортным коммуникациям и требующие максимальных контактов с ними (промышленные, крупные деловые и торговые центры и др.); требующие внутренней изоляции от транспортного движения (зоны отдыха, детские учреждения и т.д.); требующие одновременно приближения и изоляции (жилые зоны).

Итак, транспортная инфраструктура наиболее действенная в планировочном отношении техническая система города, которая не только обеспечивает жизненные функции города, но и существенно влияет на общее град решение. Уровень развития транспортной инфраструктуры является также важным фактором организации межселенных связей населения города и пригородов.