Генеральный планвыявляет планировочный каркас территории, как
результат совмещения различных по функциональному содержанию каркасов: природно-экологического (на основе главных элементов природного ландшафта—рельефа, водоемов, зеленых насаждений и др.): культурно-исторического; функционально-планировочного; транс-портно-коммуникационного; композиционного.
Проект планировкиразрабатывается для отдельных частей территории поселений и в соответствии с установленными в генеральных планах поселений элементами планировочной структуры определяет:
— красные линии и линии регулирования застройки;
— границы земельных участков:
— размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания;
— плотность и параметры застройки;
— параметры улиц, проездов, пешеходных зон, сооружений транспортных коммуникаций, инженерного оборудования и благоустройства территории.
Проект планировки подлежит опубликованию, обсуждению с населением и после утверждения органами местного самоуправления является основанием для выдачи задания на разработку проекта застройки.
Проект застройкиразрабатывается для территорий новых или реконструируемых микрорайонов, кварталов, жилых комплексов, групп жилых домов и общественной застройки (как правило, площадью 10-35 га) на основе утвержденного проекта планировки. Проект застройки в зависимости от условий проектирования может включать две стадии — собственно проект и рабочая документация.
2. Модели центров городов разной величины.
3. Пример планировки сельского поселка.
а). удобно благодаря возможности самостоятельного подъезда к каждой из зон со стороны магистрали, что исключает транзитный проезд через селитьбу транспорта, обслуживающего производственные комплексы.
б). позволяет раскрыть поселок широкой панорамой к магистрали при необходимой степени изоляции от вредных факторов, связанных с ее соседством.
в). возникает как вынужденная, при отсутствии иных свободных территорий для производственной зоны и под влиянием условий ветрового режима.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №23
1.Состав проектной документации генерального плана.
Проект определяет композиционное решение архитектурных комплексов, типы зданий и сооружений, очередность их строительства и реконструкции, функциональное использование, инженерное обеспечение, транспортное обслуживание; предусматривает помещения и территории организаций социально-бытового обслуживания населения; решает вопросы организации рельефа, инженерной подготовки территории, использования подземного пространства, рекультивации территории, благоустройства и озеленения, организации строительства, стоимости строительства.
Рабочая документация по всем разделам проекта включает в отдельных случаях рабочие проекты строительства зданий (при применении типовых проектов жилых домов, при проектировании небольшой группы коттеджей или 2-3 зданий; выполняется преимущественно для небольших участков территории площадью до 10 га).
В состав проекта застройки территории входят:
— исходные материалы для проектирования;
— архитектурно-градостроительные решения, решения по благоустройству, озеленению, организации рельефа;
— охрана окружающей среды и санитарно-гигиенические требования;
— решения по инженерному обеспечению;
— проект организации строительства;
— инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
— сметная документация
— рабочая документация. Проект застройки состоит из графического и текстового материала.
2.Основные функции центра.
Рассчитаны на удовлетворение самых насущных потребностей населения
Ведущим признаком центра следует считать наличие структурированной общественной зоны, которая определяется наличием четырех главных функций: административными, деловыми, культурно-просветительные и торговые. Отсутствие одной из этих функций говорит о неполноценности центра. Пятая необходимая функция центра - жилая.
Элементы науки и образования - вузы, научные центры, престижные школы и техникумы.
Элементы торговли - рестораны, кафе, столовые, торговые центры, рынки, и магазины промышленных и продовольственных товаров, другие крупные элементы бытового обслуживания населения коммерческого характера.
Элементы рекреации - парки и скверы, музеи и выставки, театры и кинотеатры, дворцы и дома культуры.
3.Размещение промышленных предприятий разного типа в городе.
Городская промышленная зона - основная градостроительная структурная единица производственной территории города. В то время как в крупных городах производственная территория формируется включая все перечисленные выше звенья, в малых и средних городах она может быть представлена одним или двумя-тремя предприятиями по схеме: предприятие - производственная территория (при раздельном размещении предприятий) или предприятие - промыш-ленный узел (при смежном их размещении). Размеры городской промышленной зоны определяются в зависимости от максимально возможной степени кооперации и сближения предприятий, рационального расселения трудящихся, обеспечения транспортного обслуживания и санитарной классификации производств.
Основными градостроительными требованиями при размещении промышленных территорий являются:
- организация связи с местами расселения трудящихся, с сырьевой базой, источником энерго и водоснабжения общегородмкого значения, внешними и внутригородскими транспортными магистралями;
- обеспечение планировачной и компазиционной связи с прилигающими раонами города;
-исключение влияния производственных вредночтей.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №24
1.Задачи комплексной реконструкции в городах.
При реконструкции городов в целом выделяют пять последовательных этапов:
— проект генерального плана реконструкции города;
— проект реконструкции жилого района;
— благоустройство межмагистральных территорий;
— проект реконструкции жилой группы;
— модернизация жилых зданий.
Задачи:
- решение транспортной проблемы (движение, парковка)
- модернизация системы культурно-бытового обслуживания
- проблема озеленения
- сохранение архитектурно-исторических памятников
2Ансамбль центра города.
Архитектурный ансамбль – это система зданий, сооружений и открытых пространств, закономерно организованная в соответствии с потребностями, мировоззрением, эстетическими ценностями общества и воплощающая художественный образ. Здесь гр-во становится гр-м искусством. Комплексы не обладают художественной образностью.Система ансамблей может подчинить большую территорию своему худ. образу. (Петербург) Линейная(аллея сфинксов, новый арбат), открытая(афинский акрополь) и замкнутая(др. греческие агоры, римские форумы, площади итальянского ренессанса) схемы.
3. Виды городского транспорта.
Метрополитен представляет собой рельсовый вид городского пассажирского транспорта с обособленным путевым устройством тоннельного, наземного или эстакадного исполнения. Благодаря метрополитену решается проблема массовых скоростных перевозок пассажиров, которая не по силам уличному транспорту.
Трамвай является уличным рельсовым видом транспорта с общим или обособленным путевым полотном в основном наземного исполнения. Провозная способность трамвая находится в пределах 12-15 тыс. пассажиров в час. Трамвай экономичный по эксплуатационным затратам и экологически чистый вид городского транспорта. Однако его маневренность по сравнению с другими уличными видами транспорта низкая; неисправности вызывают пробки и заторы, он создает шум. Трамвай имеет обособленное полотно и удален от жилой застройки.
Троллейбус - безрельсовый вид транспорта с энергообеспечением от подвесной контактной сети. Провозная способность его - 8—9 тыс. пассажиров в час. Троллейбусы недороги в эксплуатации, просты и надежны, экологически чисты, обладают высокими динамическими качествами. Однако сооружение контактной сети требует определенных затрат, она загромождает улицы и ухудшает их вид, связь с контактной сетью ограничивает маневренность и не позволяет осуществлять работу подвижного состава с разными режимами движения.
Автобус - безрельсовый уличный вид транспорта с автономным энергоснабжением, обладающий высокой маневренностью и не требующий сооружения специальных путевых устройств. Автобус является единственным видом транспорта в малых городах и рабочих поселках со сравнительно небольшими пассажиропотоками и вспомогательным на подвозящих и развозящих маршрутах в крупных и крупнейших городах. Благодаря преимуществам автобусного транспорта перед другими видами и несмотря на присущие ему недостатки он получил значительное распространение.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №25
1. Иерархия градостроительных систем.
2.
3. Иерархия градостроительных объектов и видоа научно-проектных работ по градостроительству.
Территориальная единица, объект проектирования | Наименование работ | Масштаб ррафических материалов |
Страна | Тенеральная схема расселения на территории РФ | 1:5000000 |
Группа областей, крупный экономический район | Региональная схема расселения | 1:2500000…1:500000 |
Область, край, республика | Схема районной планировки | 1:300000…1:100000 |
Группа административных районов, административный район | Внутриобластных районов Административных районов | 1:100000…1:500000 1:500000…1:25000 |
Городские, сельские поселения | Генплан города, другого поселения | 1:25000…1:5000 |
Жилые, промышленные районы, центр города, другие функциональные территории. Жилые микрорайоны, градостроительные комплексы. | Проекты детальной планировки Проект застройки | 1:5000…1:2000 1:2000… и крупнее |
2.Основные принципы формирования жилой застройки сельских населенных мест.
сельские поселения необходимо проектировать на основе градостроительных прогнозов и программ, генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской федерации; схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных географических регионов и национально-государственных образований; схем и проектов районной планировки административно-территориальных образований; территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования зон интенсивного хозяйственного освоения и уникального природного значения, включающих мероприятия по предотвращению и защите от опасных природных и техногенных процессов.
Планировочную структуру городских и сельских поселений следует формировать, обеспечивая компактное размещение и взаимосвязь функциональных зон; рациональное районирование территории в увязке с системой общественных центров, инженерно-транспортной инфраструктурой; эффективное использование территории в зависимости от ее градостроительной ценности; комплексный учет архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических, ландшафтных, национально-бытовых и других местных особенностей; охрану окружающей среды, памятников истории и культуры.
. Планировочную структуру селитебной территории городских и сельских поселений следует формировать с учетом взаимоувязанного размещения зон общественных центров, жилой застройки, улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования, а также в увязке с планировочной структурой поселения в целом в зависимости от его величины и природных особенностей территории.
Для предварительного определения потребности в селитебной территории следует принимать укрупненные показатели в расчете на 1000 чел.: в городах при средней этажности жилой застройки до 3 этажей — 10 га для застройки без земельных участков и 20 га — для застройки с участками; от 4 до 8 этажей — 8 га; 9 этажей и выше — 7 га.
Для районов севернее 58° с.ш., а также климатических подрайонов IА, IБ, IГ, IД и IА указанные показатели допускается уменьшать, но не более чем на 30%.
3.Размещение и планировочная структура основных мест приложения труда.