Кроссворд по теме занятия
Ситуационные задачи
1. В «Аюрведе» - памятнике древнеиндийской медицины приводится мнение одного из выдающихся врачей древней Индии Чарака о том, что врач не должен «…прописывать никакого лекарства людям, которых не любит король или народ и которые в свою очередь огорчают их, а так же лицам чрезвычайно уродливым, испорченным, опасным, диким и неукротимым, коим не нужно советовать и помогать и умирающим, равно так же и женщине в отсутствии ее господина или патрона».
- Дайте оценку нравственной позиции Чарака.
2. У «отца истории» греческого писателя Геродота (V в. До н.э.) имеется описание ряда обычаев в Древней Месопотамии. «Есть у вавилонян еще и другой весьма разумный обычай. Страдающих каким-нибудь недугом они выносят на рынок… Прохожие дают больному советы о его болезни (если кто-нибудь из них или сам страдал недугом или видел его у другого). Затем прохожие советуют больному и объясняют, как сами они исцелились от подобного недуга или видели исцеление других. Молча проходить мимо больного человека у них запрещено: каждый должен спрашивать в чем его недуг?».
- Дайте оценку такому обычаю, учитывая, что в Месопотамии были медики разных специальностей.
3. В законах вавилонского царя Хамураппи (XVIII в. До н.э.) содержится своеобразная такса за неудачные действия врача при операции. В случае смерти пациента или потери глаза лекарю могли отрубить кисть руки. Если же аналогичный исход наступал у раба, то лекарь мог возместить потерю по принципу: раба за раба.
- Дайте оценку этому законодательству с точки зрения врачебной морали данной эпохи.
4. О великом древнегреческом враче Гиппократе (460-377 гг. до н.э.) сохранилось предание, что персидский царь Артаксеркс приглашал его для лечения своих подданных, обещая за это дать золота «сколько он захочет». Гиппократ ответил, что богатством «персов» мне не приличествует наслаждаться так же как прекращать болезни варваров – врагов эллинов».
- Оцените моральную позицию Гиппократа в отношении оказания медицинской помощи противнику.
5. Римский патриций Авл Корнелий Цельс (I в. До н.э. – I в.н.э.), интересовавшийся и занимавшийся практической медициной, приводит в своих книгах «О медицине» рассказ о том, что александрийские врачи Герофил и Эразистрат, жившие на рубеже IV и III веков до н.э., «…производили вскрытия живых людей, преступников полученных из тюрем от царской власти, и пока еще оставалось дыхание, рассматривали то, что природа раньше скрывала от глаз…». Цельс приводит мнение, что это нельзя считать жестокостью, так как «…ценой мучений преступников и притом немногих, открываются лечебные средства для множества незапятнанных преступлениями людей всех веков».
- Дайте оценку этим действиям и объясните их с точки зрения морали рабовладельческого общества.
6. По свидетельству римского историка Светония император Клавдий (I в.н.э.), увидев, что иные рабовладельцы «…не желая тратится на лечение больных и истощенных рабов, выбрасывали их на Эскулапов остров, то этих выброшенных рабов он объявил свободными: если они выздоравливали, то не должны были возвращаться к хозяину, а если хозяин хотел лучше убить их чем выбросить, то он подлежал обвинению в убийстве».
- Дайте оценку врачебной морали античного общества.
По горизонтали:
1. Период формирования медицины в Древнем Риме - VIII-VI вв. до н.э. 2. Самое популярное лечебное средство у римлян. 3. Столица Восточной Империи, «Новый Рим - ...». 4. Он составил самое обширное во всей древней литературе сочинение по родовспоможению, гинекологии и болезням детского возраста. 5. Первые строители храмов на территории Италии. 6. Профессиональные борцы из числа рабов, военнопленных и наемных людей. 7. Военные учреждения для раненых больных по одному на каждые 3-4 легиона.
По вертикали:
1. Первый свободный греческий врач в Риме. 2. Служительницы христианской церкви, которые посвящали себя уходу за слабыми, немощными и больными. 3. Искаженное, одностороннее понимание учения Галена. 4. Первый «общежительный монастырь». 5. Жрецы-гадатели в Древнем Риме. 6. Первые пустынножители. 7. Автор труда «О воздухах, водах, местностях». 8. Выдающийся врач Древнего мира, грек по происхождению, родился в Пергаме.
8. Рекомендуемые темы рефератов:
1.Медицина Египта, Индии, Месопотамии.
2.Тибетская медицина в лечебном питании.
3. Народная медицина Хорезма.
4.История античной медицины.
5. Врачебная этика древней Греции
6. Хирургия Древнего мира.
9. Литература:
Обязательные для подготовки к занятию литературные источники:
1. Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2004. —560 с. (С. 38-180).
Рекомендуемые для подготовки к занятию литературные источники:
1. Белова Ю.М. Медицина в системе древнеегипетского мировоззрения: религиозно-магический и эмпирический аспекты // Материалы Летней школы для молодых ученых-историков науки и техники. — М.: ИИЕТ, 2004. — С. 19-24.
2. Лисицин Ю.П.История медицины: учебник для медицинских ВУЗов. – М.: Медицина, 2004. - 270 с.
3. Мейер-Штейнег Т. Древняя медицина. — М.: Вузовская книга, 1999. – 124 с.
Тема №4: Медицина эпохи феодализма. Средние века.