НОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ТЕНДЕНЦИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ вв.
В конце Х1Х-начале XX вв. в градостроительстве появляются различные концепции организации городов, населенных мест, пригородных территорий, авторы которых стремились решить наиболее острые проблемы градостроительного развития эпохи промышленной революции. Основные из них, получившие отражение в трудах по истории градостроительства.
Испанский инженер Артуро Сориа-и-Мата (1844-1920 гг.), основываясь на фактах роста городов вдоль железнодорожных линий и в железнодорожных узлах, выдвинул идею, которая вошла в историю градостроительства под названием "линейный город". Сориа доказывал, что под влиянием развития транспорта города имеют тенденцию по мере роста приобретать линейную форму. Это подтверждалось развитием городских агломераций.
Автор концепции приступил к её реализации в 1892 г. Первый линейный город должен был возникнуть на окраинах Мадрида. Сориа концентрировал застройку у проектируемой им окружной магистрали длиной около 50 км. Поперечные улицы пересекали полосу застройки. Таким образом создавались микрорайоны со свободно стоящими зданиями и зеленью. Проект Сориа был воплощен в скромных масштабах. Однако принцип созданного им линейного города с окружением незастроенными территориями был нарушен. Осуществленная часть линейного города оказалась окруженной новой застройкой.
Концепция Э. Говарда отражала другие факторы. Сформировалась идея городов-садов. Он говорил, что как существующие города, так и сельская местность имеют неразрывно связанные преимущества и недостатки. Преимуществом городов были возможности, предлагаемые в виде рабочих мест и различных видов городского сервиса, недостатком - плохое влияние на естественную окружающую среду. Сельская же местность предлагает прекрасную окружающую среду, но не имеет тех преимуществ, которыми обладает город.
Идея Говарда заключается в том, что любой город по достижении определенных размеров должен остановиться в росте, а дополнительный прирост должен быть перемещен в другой - близлежащий город. Говард называл такое полицентрическое поселение "социальным городом". Основная его идея - связь преимуществ города и сельской местности.
Говард предлагал несколько принципов, позволявших улучшить условия жизни: вывести из города промышленность или, как минимум, отделить ее от внутренних районов, чтобы создать здоровую окружающую среду для работы и проживания; численность городов-садов ограничить приблизительно 30-ю тыс. человек; города-сады окружить широким поясом сельскохозяйственных территорий. Города могли развиваться, соединяясь между собой транспортом. Группа поселков должна расти вокруг более крупного города-сада.
В реальном развитии городов и населенных мест развитие промышленности, обусловленное экономическими факторами, приводило к формированию агломераций, захватывающих и поглощающих идеальные поселения, которые не могли сдержать рост городов. Это наилучшим образом проиллюстрировано опытом строительства городов-садов вблизи Лондона. Первый город-сад – Лечуорт (Рис. 5). Его строительство было начато в 1904 г. Этот город значительно отличался от схемы Говарда. Общественные парки занимали в нем незначительные территории. Полоса сельскохозяйственных угодий также была не очень широкой. Город был расположен в 35 милях от Лондона. Население его росло очень медленно.
Функциональное зонирование городских территорий, в частности на промышленные зоны, жилую застройку, включая школы, общественный центр, территории отдыха, выделено в проектах Говарда как принцип, требующий строгого соблюдения.
Принцип иерархического строения города представляет его как иерархическую систему. "Новаторским было понимание большого города как системы элементов, наделенных определенными функциями и входящих, в свою очередь, в состав более крупных структурных единиц".
Связь между местом жительства и местом работы, значимость которой для повседневной жизни людей была показана Говардом, стала одним из существенных принципов градостроительства XX в. Результатом этого стало понимание роли городов-спутников с самостоятельным промышленным производством, которые противопоставлялись районам-спальням на окраинах городов.
Озеленение свободного пространства территории города согласно концепции Говарда -также важный принцип, положенный в основу последующего развития градостроительства.
Индустриальный город - концепция, разработанная французским градостроителем Тони Гарнье (1869-1948 гг.).
Структура города, по Гарнье, должна соответствовать прежде всего социальному и техническому прогрессу (рис. 6). Подобно городу-саду Говарда город Гарнье был рассчитан на 35 тыс. человек. Этот небольшой город был связан с промышленным комплексом, включавшим железные рудники, доменные печи, кузнечные и прокатные цеха, судостроительный, автомобильный и авиационный заводы, завод по производству сельскохозяйственных машин, многие вспомогательные объекты. В проекте индустриального города была использована появившаяся в конце XIX в. идея гидроэлектростанции.
Предприятия размещались возле устья реки, что позволяло использовать водный транспорт. Другие районы города размещались на высокой террасе с хорошими условиями инсоляции и вдоль дороги, ведущей к промышленным предприятиям. Между комплексом промышленных предприятий и жилой застройкой размещался железнодорожный вокзал, а рядом с ним - гостиницы, универсальные магазины, рынок. В общегородском центре было сосредоточено большое число объектов общественного назначения - городских ведомств, а также музеи, библиотеки, выставки, оздоровительный центр, плавательные бассейны, спортивные залы, стадион и другие здания с многочисленными помещениями. По сторонам центра размещались жилые районы, состоящие из более мелких жилых комплексов, застроенных преимущественно 2-этажными свободно стоящими среди зелени жилыми домами. В каждом комплексе находилась школа. Свободное расположение зданий позволяло пересекать город в любом направлении.
Очень важны четкая дифференциация и функциональное зонированиетерритории. Группировка промышленных предприятий в несколько комплексов - принцип, который используется и в современном градостроительстве. Предприятия, которые оказывают наиболее вредное влияние на окружающую среду (доменные печи), отнесены как можно дальше от жилых районов, а менее вредные - текстильные предприятия размещены вблизи жилой застройки. На территориях промышленных предприятий Гарнье создавал озелененные территории.
Концепция Ж. Энара была связана с новыми факторами реконструкции городов. Энар сделал два основных вывода:
1) сделать центр непроницаемым для транспортного движения;
2) улучшить связи центрального района с периферией города и загородными шоссе.
Энар занимался изучением и других столичных городов, в частности Лондона, Берлина, Москвы. Сравнительный анализ движения в этих городах убедил Энара в том, что положительный эффект для исторических центров, окруженных кольцевой улицей, возникает лишь в том случае, если ее диаметр 1-3 км, а длина радиально расходящихся улиц 12-15 км. При уменьшении диаметра уменьшается необходимость проникновения на их территорию автомобильного транспорта. При диаметре 1-1,5 км (Москва, Берлин, Вена) центр города может быть полностью освобожден от движения наземного транспорта. При анализе планировки Парижа выявилось, что его ядро, ограниченное Большими бульварами на севере и Сен-Жерменским бульваром на юге, слишком велико и составляет примерно 4 км в диаметре. При этом количество радиальных улиц недостаточно для разгрузки движения. Для улучшения планировки и решения транспортной проблемы центра Энар предлагал создать четырехугольный центр со сторонами 1 км; провести широкий проспект параллельно улице Риволи, на западе расширить улицу Ришелье, на юге реконструировать Университетскую улицу, а на востоке использовать существующий Севастопольский бульвар. Этот план требовал крупных затрат, но позволял значительно разгрузить движение в центре Парижа.
Он предложил два решения, которые широко применяются в градостроительстве в настоящее время:
I) узел с пересечением улиц в разных уровнях и
2) перекресток с круговым движением и подземными переходами
Другой фактор, повлиявший на проектные предложения Энара, - это оздоровление города. Начатое Оссманом он предлагал продолжить, создав систему зеленых массивов и разместив их так, чтобы каждый житель был удален от больших парков не менее чем на 1 км и на 500 м - от садов и скверов. Создать новые большие парки позволял снос старых крепостных сооружений Парижа. Кольцевой бульвар проектировался с застройкой и озелененными дворами, обращенными в сторону улицы.