Нормализация американо-китайских отношений.

Китайско-американские отношения.

Тайваньский кризис. Победа народной революции в Китае заметно меняла всю ситуацию в Азии. КНР стала потенциальным влиятельным союзником СССР и вместе с тем возможным конкурирующим центром притяжения для антиимпериалистических сил.

США не спешили признавать КНР, но первоначально и не планировала вмешиваться в ход событий на Тайване. Но Корейская война внесла свои коррективы. США усилили военную и экономическую поддержку гоминьдановского режима.

Попытка нормализовать отношения между КНР и США предпринималась в 1955 г. В августе в Женеве по инициативе КНР начались переговоры на уровне послов двух государств. К этому шагу китайское руководство подтолкнуло заключение 2 декабря 1954 г. Соединенными Штатами Договора о взаимной обороне с правительством Чан Кайши на Тайване. Согласно этому договору Вашингтон взял на себя обязательства оказывать помощь в защите Тайваня. Следует отметить, что гоминдановское правительство на Тайване продолжало именовать себя центральным правительством Китайской Республики, временно находящимся вне столицы Пекин. США и практически все западные страны (кроме Великобритании) не признавали правительство КНР и сохраняли дипломатические отношения с Тайванем. Более того, еще в январе 1955 г. конгресс США принял резолюцию, разрешающую президенту применять силу при необходимости защиты Тайваня.

В ходе переговоров в Женеве КНР стремилась добиться дипломатического признания КНР в обмен на декларацию не применять силу в Тайваньском проливе. Переговоры безуспешно тянулись до лета 1958 г. Но США не были готовы признать КНР.

Возможно, пытаясь оказать давление на США, Китай начал обстрелы двух островов, находящихся в Тайваньском проливе. В пролив были направлены американские авианосцы с ядерным оружием, которые сопровождали гоминдановские конвои, курсировавшие между островами и Тайванем. Руководство США заявило даже о возможности применения тактического ядерного оружия в случае разрастания конфликта.

Советский Союз дал понять Пекину, что в случае вооруженного конфликта с Соединенными Штатами, он не будет готов оказать помощь КНР. В этих условиях и сам Пекин не решился на эскалацию конфликта. Пик кризиса миновал, и в Женеве возобновились переговоры, которые ни к чему не привели.

По мере ухудшения китайско-советских отношений китайские лидеры активизировали поиск путей к налаживанию связей с США. Полагая, что США представляют для Китая меньшую угрозу, чем «гегемонистский» Советский Союз, Мао Цзэдун и Чжоу Эньлай пришли к выводу, что определенное сближение с США может сыграть роль противовеса для глобальной советской экспансии.

Начало нормализации американо-китайских отношений относится к рубежу 60-70-х гг. Стремление к сближению было обоюдным. Обе стороны считали его крайне выгодным для себя и прежде всего для скоординированного противостоянию Советскому Союзу. В КНР рассматривали сближение с Соединенными Штатами как форму борьбы с СССР. Опасались они и начинающегося сближения между СССР и США.

С другой стороны, США были заинтересованы в окончательном отрыве Китая от СССР, и тем самым иметь возможность оказывать давление на СССР.

Решение о сближении с США было принято ЦК КПК в октябре 1968 г. Спустя месяц Китай предложил США возобновить переговоры в Варшаве и заключить соглашение о нормализации отношений на принципах мирного сосуществования.

В апреле 1971 г. американская команда по пинг-понгу была приглашена на соревнования в Пекин. Это был первый визит американцев в Китай за два десятилетия. Со спортсменами встретился глава китайского правительства Чжоу Эньлай. В тот же день президент США Р. Никсон публично высказался за налаживание культурных и экономических связей с Китаем.

Роль основного посредника в деле налаживания отношений играл Г. Киссинджер, советник президента по национальной безопасности. В июле 1971 г. он тайно прибыл в Пекин с рабочим визитом, в ходе которого согласовывал с руководством КНР условия нормализации американо-китайских отношений. Одним из условий нормализации Пекин выдвинул требование вывести из ООН представителей Тайваня и передать это место КНР. Этот период истории двусторонних отношений ныне называют "дипломатией пинг-понга".

В августе 1971 г. США инициировали в ООН рассмотрение вопроса о передаче места в Совете безопасности представителям КНР. Правда, США предлагали сохранить за Тайванем статус члена ООН и право участвовать в заседаниях Генеральной ассамблеи. Но это предложение принято не было.

Осенью 1971 г. Соединенным Штатам удалось убедить Тайвань пойти на уступки. В октябре 1971 г. Тайвань «добровольно» вышел из состава ООН. Его место заняла КНР.

С точки зрения Пекина сближение с Соединенными Штатами было мерой вынужденной. Накануне визита Р.Никсона, в декабре 1971 г. на закрытом заседании премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай заявил:»Когда США увязли во Вьетнаме, советские ревизионисты воспользовались случаем, чтобы расширить свое влияние на Ближнем Востоке и в Европе. Американскому империализму ничего другого не остается, кроме как пойти на улучшение отношений с Китаем для сдерживания советского ревизионизма…Необходимо извлечь все выгоды из противоречий между СССР и США и увеличить их».

Во время своего второго рабочего визита Г.Киссинджер в знак особо доверительных отношений с КНР передал Китаю фотоснимок советских военных объектов, сделанный из космоса. Основная же цель визита была – в подготовке переговоров. Официальный визит президента Р. Никсона в Китай состоялся в феврале 1972 г. Достигнутое соглашение об условиях нормализации отношений нашли отражение в коммюнике, которое было подписано 27 февраля 1972 г. Обе стороны заявили об отказе от попыток установить свою гегемонию в Восточной Азии. Более того, отмечалось, что каждая из стран будет стремиться не допустить установления гегемонии в регионе со стороны любого другого государства. Это положение коммюнике было направлено против Советского Союза. В своих мемуарах Г. Киссинджер отмечал, что американо-китайское сотрудничество с самого начала мыслилось и в Вашингтоне, и в Пекине, как направленное против Советского Союза.

Американская сторона признала Тайвань частью Китая и заявила, что объединение двух частей страны является внутригосударственной проблемой. В процессе переговоров КНР и США договорились о невмешательстве во внутренние дела друг друга и об осуждении любого вида агрессии. США взяли на себя обязательство вывести с Тайваня свои военные объекты.

Во время визита Р. Никсона в 1972 г. дипломатические отношения между странами установлены не были. Это было связано с тем, что к этому времени США сохраняли таковые с правительством на Тайване.

Но США взяли на себя обязательства прекратить в будущем дипотношения с Тайванем, денонсировать американо-тайваньский договор о безопасности и поддержать КНР по вопросу передачи места Тайваня в Совете безопасности ООН.

Свои обещания США реализовали только в конце 70-х годов. Хотя нормальные дипломатические отношения еще не были установлены, США и КНР в 1973 обменялись дипломатическими миссиями высокого ранга («миссии связи»). Стремительно увеличился объем китайско-американской торговли, активизировался взаимный культурный обмен.

В декабре 1978 года КНР и США заключили Коммюнике об установлении дипломатических отношений. 1 января 1979 года китайско-американские отношения были официально нормализованы. США прекратили дипломатические отношения с гоминдановским правительством и заявили о намерении приостановить действие американо-тайваньского договора о взаимной обороне.

Диппредставительство США в Тайбэе было закрыто. Однако Вашингтон сохранил экономические, культурные и военные связи с Тайванем. В здании посольства США начала работать новая организация Американский Институт на Тайване, которая де-факто выполняла ряд дипломатических функций.

Нормализация китайско-американских отношений началась параллельно с проведением в КНР политики реформ и открытости, что придало мощный импульс содействию отношений с США.

В 80-х годах по мере расширения Китаем связей с внешним миром изо дня в день активизировались контакты с США в политической, экономической, научно-технической и культурной областях. Вместе с тем китайско-американские отношения развивались неспокойно. Между двумя странами постоянно возникали споры вокруг тайваньского вопроса, двусторонней торговли, прав на интеллектуальную собственность и других проблем.

В марте 1979 года конгресс США принял закон об отношениях с Тайванем, противоречивший духу китайско-американского коммюнике об установлении дипломатических отношений и вмешивавшийся во внутренние дела Китая. Согласно этому закону США в дальнейшем продолжали продажу оружия Тайваню. Только в августе 1982 года удалось достичь некоторого компромисса. Китайское правительство и американская администрация опубликовали совместное Коммюнике о поэтапном решении вопроса продажи США оружия Тайваню.

В июне 1983 г. США приняли решение о предоставлении КНР в торговле статуса “дружественной и неприсоединившейся страны”. Это позволяло Китаю импортировать из США сложные технологии и оборудование, в том числе военного назначения. В конце апреля 1984 г. состоялся визит президента США Р.Рейгана в КНР, во время которого прошли встречи и переговоры с китайскими руководителями - Председателем КНР Ли Сяньянем, Премьером Госсовета КНР Чжао Цзяном, генеральным секретарем ЦК КПК Ху Яобаном. Стороны зафиксировали общие подходы к оценке, прежде всего, положения в Индокитае, ситуации вокруг Афганистана. Вместе с тем, китайская сторона заявила о наличии “разных подходов” к некоторым вопросам международной жизни и двухсторонних отношений. Это касалось прямой поддержки антисоветского курса администрации Р. Рейгана.

Администрация США активизировала экономические связи с КНР. В 1985 г. было объявлено о значительном смягчении правил КОКОМ для Китая, которые регулировали экспорт техники и технологии “двойного назначения”.

После событий на площади Тяньаньмэнь в Пекине 3-4 июня 1989 г. США, обвинив КНР в нарушении прав человека, объявили об экономических санкциях против Китая, прервали взаимные визиты на высоком уровне, затормозили политический диалог, приостановили поставки вооружений в Китай, и предоставление КНР кредитов на сумму 1,3 млрд. долл.

Экономические реформы в Китае. Приоритеты внешней политики КНР в конце 70-х – 80-е годы.Во второй половине 70-х гг. понятие «модернизация» прочно вошло в жизнь КНР как главная стратегическая линия развития страны. Пришедшая к руководству после смерти Мао Цзэдуна политическая элита в 1978 г. приняла решение о начале модернизации экономики страны. Главным ее инициатором стал Дэн Сяопин, который после возвращения в большую политику занял посты заместителя председателя ЦК КПК, члена Постоянного комитета Политбюро ЦК , председателя Центральной комиссии советников.

Дэн Сяопин, будучи сторонником модернизации, не был ни либералом, ни демократом. Он хотел модернизировать китайскую экономику, не ослабляя политического контроля Коммунистической партии.

Модернизация проходила в четыре этапа: началась с модернизации в сельском хозяйстве, затем на очереди оказались базовые отрасли промышленности, третьей стала полная модернизация армии, а завершающим этапом – создание и развитие новых наукоемких отраслей народного хозяйства, включая банковскую сферу.

Процессу модернизации способствовало широкомасштабное создание свободных экономических зон, в которых развивались новые технологии с привлечением иностранных инвестиций. Страна становилась все более открытой для западного капитала.

С конца 1977 – начала 1978 г.г в КНР все чаще стали говорить и писать о возможности отсрочить начало мировой войны и добиться мирной передышки для осуществления планов модернизации. Причем речь шла до начала 80-х годов именно об отсрочке, а не о принципиальной возможности предотвращения возникновения мировой войны.

Внутриполитические изменения, произошедшие в Китае в середине 1970-х годов (смерть Мао Цзэдуна и Чжоу Эньлая, осуждение «банды четырех», приход к власти Хуа Гофэна и Дэн Сяопина) никак не отразились на внешнеполитических приоритетах КНР. Несмотря на установление дипотношений с США, Китай продолжал борьбу, как против американского империализма, так и против советского гегемонизма.

Все международные начинания СССР осуждались КНР. Это была борьба двух непримиримых соперников. На своей границе государства продолжали держать крупные воинские контингенты, хотя открытые конфликты были единичны.

Характерным примером столкновения китайской и советской «сфер влияния» послужили события в Камбодже, где в 1975 году к власти пришли «красные кхмеры» во главе с Пол Потом. Китай был единственным их внешнеполитическим союзником.

Помимо организации социальных экспериментов внутри государства «красные кхмеры» начали устраивать пограничные провокации против Вьетнама. В ноябре 1978 г. Вьетнам заключил долговременный договор о дружбе и сотрудничестве с СССР. Вскоре после этого вьетнамская армия начала полномасштабное вторжение в Камбоджу, результатом которого стали свержение Пол Пота и приход к власти Хенг Самрина, готового сотрудничать с Вьетнамом.

Китай был очень обеспокоен камбоджийскими событиями. Во-первых, это было свержение дружественного ему правительства. Во-вторых, подписание советско-вьетнамского договора и оккупация вьетнамской армией Камбоджи привели к росту влияния СССР в регионе, что не могло устраивать КНР. Не стоит сбрасывать со счетов и так называемую проблему китайской общины во Вьетнаме - хуацяо, численностью около 200 тысяч человек. В Ханое приняли решение выслать из своей страны этнических китайцев, традиционно занимавшихся во Вьетнаме торговлей. В результате такого шага взаимоотношения между соседними странами накалились еще сильнее. Руководство КНР официально сообщило о намерении «преподать Вьетнаму урок».

Военные действия начались 17 февраля 1979 г. и продолжались до 18 марта, хотя Китай заявил о начале планомерного вывода войск из Вьетнама уже 5 марта.

После окончания военных действий Китая против Вьетнама обе стороны объявили о собственной победе в конфликте. Понесенные ими потери точно не известны, так как оба участника не дают точных сведений. Существует предположение, что одной из целей Китая была проверка, насколько далеко Москва готова зайти в конфронтации с Пекином. Но советское руководство ограничилось лишь демонстрацией военной мощи, осуждением агрессора и военными поставками Вьетнаму.

После окончания войны отношения между Китаем и Вьетнамом ещё около десятилетия оставались напряжёнными. На границе постоянно происходили вооружённые столкновения, временами выливавшиеся в пограничные конфликты (1984, 1988 г).

Следствием китайско-вьетнамского конфликта стало и принятие китайским руководством решения об отказе продлить советско-китайского договора 1950 года, срок действия которого истекал в 1980 г.

Пребывание вьетнамских войск в Кампучии стало рассматриваться Пекином как одно из трех условий, которые СССР должен был выполнить для нормализации отношений с КНР. Два других условия - вывод советских войск из Афганистана и сокращение советского контингента на границе с Китаем до уровня начала 60-х годов.

1975, буквально накануне победы коммунистов в Южном Вьетнаме, китайские войска оккупировали несколько небольших островков в Южно-Китайском море (Парасельские о-ва). Противоречия между КНР и Вьетнамом особенно обострились в 1978, когда Вьетнам подписал с Советским Союзом договор о взаимной обороне. В том же году Китай выступил с резким протестом против будто бы совершенных Вьетнамом вооруженных нарушений китайской границы. Тем временем сведения о преследованиях китайского этнического меньшинства во Вьетнаме стали появляться во всех китайских средствах массовой информации, что еще больше усилило антивьетнамские настроения в Китае.

В декабре 1978 вооруженные силы Вьетнама вторглись на территорию Камбоджи, правительство Пол Пота было свергнуто, в стране был установлен провьетнамский режим. В ответ части китайской армии в феврале 1979 пересекли вьетнамскую границу и в течение нескольких недель удерживали в своих руках узкую полосу вьетнамской территории. Наглядно продемонстрировав уязвимость Вьетнама, Китай в марте того же года отвел свои войска. В попытке низвержения провьетнамского режима в Камбодже Китай в начале 1980 поддержал создание единого антивьетнамского фронта из различных находившихся в изгнании групп и фракций. Китай продолжал проводить наступательную внешнюю политику в регионе. После смерти Мао Цзэдуна были сделаны первые шаги к сближению двух стран, в 1977 Китай и Индия обменялись дипломатическими представителями.

Одновременно начался поиск контактов с Японией. Первой на это отреагировала Япония. Следом за Соединенными Штатами она начала переговоры с китайским правительством. Процесс ускорился с приходом к власти правительства К. Танаки. В сентябре 1972 г. он посетил Пекин. Результатом визита явилось подписание совместного коммюнике, в котором утверждалось, что для Японии КНР является единственным китайским государством и что два государства прекращают находиться в состоянии войны. Также констатировалось, что японско-тайваньское мирное соглашение с этого момента теряет легитимность. Эти межгосударственные переговоры положили начало процессу подготовки соглашения о мире и дружбе между двумя странами.

В 1978-1980 гг. между двумя странами были подписаны соглашения о торговле, содействии культурному обмену, научном и техническом сотрудничестве. Расширение сотрудничества с Японией объяснялось стремлением руководства КНР использовать открывающиеся возможности сотрудничества для реализации задач модернизации. В августе 1978 г. между КНР и Японией был подписан договор о мире и дружбе, содержащий пункт о борьбе с «гегемонизмом», направленный против возможной экспансии Советского Союза в Азиатско-Тихоокеанском регионе.. С конца 70-х гг. на регулярной основе стали проводится встречи руководителей двух стран, расширялись торговые связи. Так, за период с 977 по 1981 год объем товарооборота между странами увеличился более, чем в три раза и составил четверть всего внешнеторгового оборота КНР.

В 1984 г. удалось достигнуть договоренности с Великобританией об изменении статуса Гонконга. В 1997 г. истекал 100-летний срок аренды острова англичанами. По условиям двустороннего соглашения данная территория должна была перейти под юрисдикцию КНР на основе принципа «одна страна – два государственных строя». Два года спустя на подобных условиях «в лоно великой родины» вернулась и бывшая португальская территория Макао. Это был несомненный успех внешней политики нового Китая.

В 1984 Китай и Великобритания заключили соглашение, предусматривавшее восстановление суверенитета Китая над Гонконгом. Гонконг, вошедший 1 июля 1997 в состав КНР как Особый экономический район Сянган, сохранил высокую степень государственно-экономической автономии, в т.ч. собственные Конституцию, исполнительную, законодательную и судебную власть, политические партии, финансово-экономическую систему, валюту (привязанную к доллару США), статус открытого порта и визовый режим для иностранных граждан (в том числе граждан КНР). В 1987 китайское правительство заключило аналогичное соглашение с Португалией о возвращении Аомыня (Макао), расположенного на юге в дельте р.Чжуцзян, под суверенитет Китая в конце 1999. После 442-летнего португальского правления 20 декабря 1999 Макао стал особым административным районом Китая.