Формирование экономической мысли периода капиталистического способа производства. Меркантилизм.

Аннотация

Содержание дисциплины

Перечень дисциплины, усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины. Междисциплинарные связи с последующими дисциплинами

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Место дисциплины в структуре общеобразовательной программы (ООП)

 

Дисциплина Б.З.Б.7 «История экономических учений» является дисциплиной, входящей в базовую часть профессионального цикла, она позволит обучающимся расширить и углубить знания, умения и навыки, определённые содержанием базовых дисциплин данного учебного цикла ООП, для успешной профессиональной деятельности.

 

 

В соответствии с определенными в ФГОС ВПО профессиональными задачами, стоящими перед бакалавром по направлению подготовки 080100 «Экономика», а также структурой ООП данная дисциплина участвует в формировании определённого набора компетенций, знаний, умений и навыков.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

· процессы возникновения и развития основных экономических направлений и школ;

· фундаментальные экономические идеи и теории, выдвинутые различными учеными;

· динамику эволюции и тенденции истории современной экономики и экономической мысли;

· причинно-следственные связи событий, происходивших в об­щественно-экономических системах хозяйствова­ния;

· факторы развития экономики, общие и особенные формы их проявления во времени и в пространстве.

 

уметь:

· анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

· анализировать развитие экономической науки во взаимосвязи её различных направлений;

· самостоятельно сопоставлять концепции, существовавшие в прошлом и современные взгляды;

· показывать многообразие подходов к решению одних и тех же проблем экономической науки;

· давать интерпретацию реальным экономическим действиям государственных институтов;

· проанализировать институциональные изменения в российской экономике в контексте различных экономических школ;

· показать влияние глобализации на формирование экономических идей и взглядов.

 

владеть:

· способностью к экономическому мышлению;

· навыками исследования проблемы кризисного функционирования социально-экономических систем;

· способностью выявлять перспективы общественного развития на основе изученных теоретических концепций и фактического состояния современного мирового хозяйства;

· навыками самостоятельного изучения современной учебной и научной литературы и проведения исследовательской работы, в том числе для экономического обоснования выполняемых студентом научно-исследовательских и бакалаврских работ.

 

 

 

Для успешного изучения дисциплины студенту необходимы знания в объёме учебных программ бакалавра по направлению 080100 «Экономика» и, прежде всего, таких дисциплин как: история, микроэкономика, макроэкономика, институциональная экономика, философия, культурология, политология и социология.

 

 

Дисциплина охватывает исторические этапы становления и развития экономической мысли от древневосточных цивилизаций до современности. В курсе изучается экономическая мысль с древнейших времен до появления политической экономии, процесс становления классической политэкономии и альтернативных экономических школ, основные течения мировой экономической мысли второй половины XIX – начала XX вв., рассматривается эволюция основных направлений экономической мысли в XX веке, исследуется российская и советская экономическая мысль, ключевые проблемы экономической теории и их отражение в работах нобелевских лауреатов конца ХХ – начала XXI века.

Содержание дисциплины раскрывается в лекциях, на практических занятиях, при написании контрольных работ, реферата.

 

 

1.2.2. Наименование тем, их содержание, объём в часах лекционных занятий

 

1. Предмет, метод и задачи курса. Особенности традиционного хозяйства и экономических воззрений в традиционных обществах.

Предмет и метод истории экономических учений. Цель и задачи курса. Основные функции истории экономических учений как составной части экономической науки. Значение курса в современных условиях. Проблемы периодизации экономической истории: формационный и цивилизационный подход. Основные этапы развития экономической теории. Периодизация истории экономических учений. Методология курса. Особенности античного и азиатского способов производства и их отражение в экономической мысли. Экономические учения рабовладельческого общества. Экономические идеи античной Греции (Ксенофонт, Платон, Аристотель). Экономические учения эпохи феодализма (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту). ...………………………………………………… 4 часа.

Меркантилизм: сущность, этапы развития, основные представители. Особенности меркантилизма в отдельных странах. Обоснование протекционизма. Меркантилистские взгляды российских авторов.И.Т.Посошков:«Книга о скудостии и богатстве»………..….. 2 часа.

3. Возникновение и развитие классической школы политической экономии.

Условия и причины возникновения, общая характеристика, особенности предмета и методологии классической школы политической экономии. «Политическая арифметика» У.Петти. Экономическая школа физиократов. П.Буагильбер об условиях экономического равновесия. Анализ воспроизводства в «Экономической таблице» Ф.Кенэ. Развитие теории физиократии А.- Р.Ж.Тюрго.

Экономическое учение А.Смита. Книга А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Экономические взгляды Д.Рикардо. Книга Д.Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения». Современное значение идей классической школы. Последователи и оппоненты классической школы. Теория трех факторов производства и «закон реализации» Ж.-Б.Сэя. «Закон народонаселения» Т.Мальтуса. Дж.С.Милль – завершитель классической школы политической экономии. ………………………………………….….. 8 часов.