Базилика-древнейшая форма христианской церкви, представляющая собой зальное помещение, вытянутое по оси восток-запад.

Словарь терминов

Спасская церковь, в силу целого ряда причин как объективного, так и субъективного порядка, остается одним из самых малоизученных памятников архитектуры и живописи домонгольского периода. Главной из этих причин является незавершенность реставрации стенописи и архитектуры храма, что пока делает невозможным исчерпывающую и комплексную оценку всего ансамбля. Между тем, уже сейчас, на начальном этапе комплексных исследований, становится совершенно очевидным, что церковь Евфросиньева монастыря является одним из ключевых явлений своей эпохи. Это касается и уникальной архитектуры храма, как будто давшей толчок для целого направления в древнерусском зодчестве домонгольского периода, и фресковых росписей основного объема, которые, по мере их раскрытия, все более и более поражают и полнотой своей сохранности, и тонкой продуманностью иконографической программы, и своим художественным совершенством. Не менее поразителен мини-ансамбль храма- мемориала, посвященный преподобной Евфросинии Александрийской и увековечивший память самой основательницы монастыря Евфросинии Полоцкой. Удивительные открытия еще ждут своих исследователей на внутристенной лестнице храма, где недавно также найдены росписи XII столетия. Чрезвычайно показательный материал обнаружен в сопроводительных надписях на фресках, где художники использовали как старославянский, так и греческий языки, что, вероятно, подтверждает наше предположение о смешанной артели художников, расписавших Спасскую церковь. Наконец, бесценную информацию содержат многочисленные граффити, выцарапанные на стенах храма на протяжении ХII-ХVII веков и живо рисующие нам различные этапы сложной и противоречивой истории храма. Весь этот многогранный материал, раскрытый и сохраненный реставраторами и комплексно изученный исследователями, откроет одну из главных страниц в истории Полоцкой земли и еще более прославит имя создательницы Спасской церкви - преподобной Евфросинии Полоцкой.

На фоне сказанного явно выделяется фигура Христа из Деисуса. Его одежды, в отличие от других персонажей, испещрены обильными складками, которые имеют белильную разделку. Но и здесь явно просматривается тяготение к декоративизму - разделки имеют форму ассистов, лучей или бликов, которые лишь украшают драпировку, как бы орнаментируют ее, нивелирует ее пластическое начало. Лики Христа и Богоматери, или свв. Арсения и Евфросинии, наиболее сохранные и выразительные, написаны с использованием красно-коричневых и зеленых теней и имеют измельченную и несколько дробную прорисовку всех черт, что в целом характерно для искусства раннего XIII столетия. Эти образы, обладающие весомостью и внутренней силой, в то же время лишены тонкости и многоплановой глубины, характерной для образов центрального объема, и показательны односложной выразительностью, в целом характерной для искусства маргинального, отстоящего от магистральных направлений развития художественной культуры. В живописи капеллы отчетливо проявляются новые настроения, которые будут сформулированы целым рядом памятников уже в XIII столетии. Очевидно, именно к начальному периоду этого художественного направления, к началу XIII в. и следует относить росписи капеллы Спасского храма.

Художественный язык фресок храма-мемориала, при сравнении с росписями основного объема, представляется более простым, хотя он вовсе не примитивен. Принцип декоративизма здесь явно преобладает над понятиями проработки формы, ее пластического освоения. Фигуры обладают статичными и скованными позами, и хотя в житийных сценах художник явно стремится натурально передать движение, берет верх схематичность. Мастер абсолютно уверенно и правильно располагает складки одежд («Благовещение»), точно воспроизводит рисунок драпировок и стандарт динамичной позы Иоанна Богослова, однако и здесь ощущается некоторая чрезмерность и перегруженность деталями. Примечательно, что в живописи практически отсутствуют разделки складок, а фигуры смотрятся в первую очередь цветовыми пятнами. Колорит росписей характеризуется активизацией тонов в сторону повышения декоративизма - об этом красноречиво говорит предпочтение, отдаваемое таким цветам, как бирюзовый или розовый. Палитра фресок становится односложно открытой, из нее уходят полутона, а изображение, лишенное теневой проработки, теряет пространственность и глубину. Наиболее отчетливо это видно на житийных сценах, чей белый фон предопределен не только символикой белого цвета, но и установкой на декоративное начало.

Весьма вероятно также, что именно эти совпадения церковного календаря определили выбор Евфросинии при заказе списка с чудотворной иконы Богоматери Эфесской, привезенной в Полоцк около 1155 г. Возможно, тем же календарем объясняется и присутствие в одном ряду с евангелистом преподобного Арсения Великого, который поминается Церковью 8 мая, в один день с Иоанном Богословом. В житии этого святого, прославившегося как великими подвигами аскезы, так и его ролью учителя при сыновьях императора Феодосия Аркадии и Гонории, можно увидеть некоторую параллель в жизни самой Евфросинии - не только строгой монахини, но и просветительницы, и наставницы. Не исключено, что именно это и послужило причиной включения иллюстраций жития преподобного Арсения Великого в программу росписи храма-мемориала, посвященного преподобной Евфросинии Александрийской. Возможно, патронально-мемориальный характер выбора святых распространялся и на другие образы, представленные в этом небольшом объеме. Так, расположенные на северной стене два юных мученика больше всего напоминают свв. Георгия и Димитрия Солунского, что связывает их фигуры и с крестом - реликварием Евфросинии, где хранилась капля крови св. Димитрия Солунского, и с небесным покровителем отца княжон Георгием Всеславичем. Фигуру столпника на противоположной южной стене можно истолковывать как изображение преподобного Симеона Дивногорца, в день памяти которого - 24 мая - преподобная Евфросиния Полоцкая скончалась в Иерусалиме.

Чрезвычайно интересную и еще не до конца понятую составляющую часть этих росписей представляют собой фигуры святых, поставленных в одном ряду с преподобной Евфросинией Александрийской. Изображенная рядом с ней святая мученица, очевидно, является небесной покровительницей ее родной сестры Евдокии, которая приняла на себя игуменство после смерти Евфросинии и при которой, возможно, здесь и был создан придельный храм-мемориал. Особый интерес вызывает фигура апостола и евангелиста Иоанна Богослова, расположенная слева от алтаря, что говорит о его особом почитании. Возможно, в этом сыграли свою роль календарные совпадения. Так, дни памяти преподобной Евфросинии Александрийской приходятся на 15 февраля и 25 сентября, тогда как память Иоанна Богослова отмечается 15 февраля и 26 сентября. Показательно, что память преподобномученицы Евдокии отмечается 1 марта, в один день с воспоминанием о Семи отроках Эфесских и о святых отцах Третьего Вселенского собора, имевшего место в 431 году в Эфесе. Возможно, именно с этими фактами и было связано особое почитание сестрами-княжнами апостола Иоанна Богослова, жившего и погребенного в Эфесе.

Содержание росписи кельи указывает на то, что данное помещение к этому моменту имело мемориальный характер, однозначно связанный с личностью преподобной Евфросинии. При создании храма-мемориала здесь были произведены некоторые перестройки, в частности, заложены крестовидные окна в основной объем, что увеличило площадь под роспись и придало помещению более обособленный характер. Ктиторская фреска, соответствуя традиции размещения подобных изображений при входе в храм, в его западной части, по-своему открывала этот мемориальный комплекс. Содержание фресок восточного рукава пространственного креста, который служил алтарем, однозначно указывает на то, что в этом храме-мемориале совершались поминальные заупокойные богослужения. Об этом красноречиво свидетельствует Деисус, размещенный в средней зоне алтарного пространства и наделенный, подобно целому ряду аналогичных алтарньгх программ (например, собора Мирожского монастыря во Пскове), очевидной поминальной символикой. Тему искупительной жертвы, связанной с заупокойными службами, развивает изображенное над Деисусом «Распятие», фланкированное «Введением во храм Пресвятой Богородицы» и «Сретением», которые в данном контексте понимаются как евангельские прообразы жертвы Христа. Вероятно, этот придельный храм имел посвящение во имя преподобной Евфросинии Александрийской, фигура которой изображена справа от алтарного пространства, на традиционном месте храмовой иконы. Ее житие, проиллюстрированное на стенах боковых ветвей пространственного креста, подтверждает такое предположение.

Одним из главных сокровищ росписей кельи является ктиторский портрет преподобной Евфросинии Полоцкой, подносящей Иисусу Христу, как дар своей веры, Спасский храм, миниатюрную модель которого она держит в протянутых ко Спасителю руках. К сожалению, ее лик утрачен, но само изображение является неоценимым свидетельством очень раннего формирования почитания святой, начавшего складываться уже в Домонгольский период. Преподобная Евфросиния изображена без нимба, что указывает на принадлежность фрески к тому периоду, когда она еще не была причислена к лику святых. Вероятно, фреска отражает тот этап в сложении почитания святой, когда, уже после ее смерти в Иерусалиме в 1173 г., а, вероятнее всего, и после перенесения ее мощей в Киев после 1187 г., в Полоцке составляется Житие преподобной.

Росписи кельи по своей общей схеме составляют программу декорации крестово-купольного храма, которая в целом прочитывается несмотря на то, что верхние зоны росписи еще сокрыты поздними почерневшими покрасками. В восточной ветви пространственного креста, т.е. в алтаре капеллы, роспись делится на три регистра. Нижний ярус занимает «Благовещение», расположенное по сторонам от небольшого арочного проема, ведущего в основной объем храма. «Благовещение» повторяет традиционную топографию этого сюжета, располагающегося, как, например, в основном объеме храма, по сторонам от алтарной апсиды. В одном уровне с ним, на боковых стенках, изображен святительский чин, состоящий из четырех фигур, - Василия Великого, Григория Богослова, Николая Чудотворца и Иоанна Златоуста. Этот элемент также является обязательным и всегда присутствует в росписях алтарных апсид. В среднем регистре расположен поясной семифигурный Деисус, охватывающий весь периметр алтарного пространства. Еще выше, в люнете, находится «Распятие», фланкированное на сводах «Введением во храм» и «Сретением».

В угловых ячейках на хорах Спасской церкви расположены две маленькие капеллы, которые в плане имеют ярко выраженную форму креста и как бы в миниатюре представляют собой крошечные крестово-купольные храмы, перекрытые, в одном случае, цилиндрическим сводом (северо-западная капелла), а в другом - небольшим куполом (юго-западная капелла). Юго-западная капелла издревле являлась местом особого почитания, поскольку именно здесь, в этой небольшой келье, преподобная Евфросиния, согласно ее Житию, в молитве провела свои последние годы пребывания в монастыре. Благодаря реставрационным исследованиям В.В. Ракицкого, здесь раскрыты значительные площади фресковой росписи, покрывающие все стены и своды кельи. Эти фрески представляют собой совершенно самостоятельный и самоценный ансамбль, который обладает своей собственной программой, не связанной с основным объемом собора, и, вне сомнения, отличается от него по времени создания.

Значительная часть программы росписи кельи отведена под изображения патрональных святых, так или иначе связанных с небесным покровительством самой преподобной Евфросинии или ее ближайших сродников. В боковых ветвях пространственного креста на восточных гранях расположены две пары фигур избранных святых: в северном рукаве благодаря надписям и иконографии узнаются преподобный Арсений Великий и Иоанн Богослов, а в южном рукаве представлены две святые жены, одна из которых, очевидно, преподобная Евфросиния Александрийская - небесная покровительница Евфросинии Полоцкой. Своды и купол пока остаются под записями, а на стенах рукавов пространственного креста раскрыты многочисленные житийные клейма. Судя по сюжетам и обликам действующих лиц, здесь представлены два жития. В одном из них, занимающем восточные и торцевые стены боковых рукавов пространственного креста, повествование иллюстрирует житие св. Евфросинии Александрийской, во имя которой приняла постриг Предслава - св. Евфросиния Полоцкая. Другая часть повествования, занимающая западную часть рукавов, посвящена преподобному отцу, имеющему характерный облик, - чуть вьющиеся седые волосы и длинную бороду, распадающуюся на пять вьющихся прядей. Точно такой облик присутствует у преподобного Арсения, изображенного здесь же, на восточной стене северного рукава, рядом со св. апостолом Иоанном Богословом. Очевидно, именно житие преподобного Арсения Великого и проиллюстрировано в западной части кельи.

* * *

Вима - алтарный свод и пространство под ним, где обычно располагается храмовый престол.

Внутристенная лестница - лестница, соединяющая хоры с основным пространством, согласно традиции, выложена внутри западной стены храма.

Вохрение - манера письма ликов, при которой объем и форма строятся при помощи слоев краски телесного цвета, приготовленной на основе желтой охры.

Евхаристия - символическая композиция, изображающая Христа, причащающего апостолов.

Киворий- сень над престолом.

Люнет - полукружие стены под ее примыканием к своду.

Наос- основное богослужебное пространство храма, расположенное между нартексом и алтарем.

Нартекс - западный объем храма под хорами, куда в древности во время литургии, после возгласа священника «оглашенные изыдьте», выходили оглашенные, т.е. не допускающиеся до причастия.

Неф - в крестовокупольном храме пространственный ряд ячеек, объединенный по оси восток - запад. В Спасской церкви имеется три нефа - центральный и два боковых.

Подпружные арки - арки, поддерживающие барабан церкви.

Реликварий- драгоценный ларец для хранения реликвий и мощей.

Рефть - смесь сажи и известковых белил, дающая градации цвета от темно-серого до светло-глубого.

Санкиръ - оливковая подкладка под вохрение, широко применяемая в иконописи

Этимасия - символическое изображение Святой Троицы в виде «Престола уготованного», т.е. трона, на котором лежит Евангелие и возвышается Крест с орудиями страстей