Ассамблея народа Казахстана. Доктрина национального единства Казахстана

Экономическое развитие Казахстана в период независимости.

Переходный период от одной общественно-экономической системы, основанной на диктате центра всегда труден для всех государств во все времена. Для государств СНГ вдвойне, т.к. приходиться учитывать менталитет и воспитание народа в течении всех лет советской власти. В ХХ веке было много альтернатив: колониальные владения или новые формы отношений метрополий и колоний; фашизм или демократия. И перед государствами СНГ тоже встал выбор: социализма или капитализма, авторитаризм или демократия, светское или государство на религиозной основе, модернизация. В данной главе Назарбаев раскрывает понятие «модернизация». В связи с необходимостью на пороге 20 века выбора для постколониальных стран пути развития – светский или западный. Модернизация – осовременивание, приведение чего-либо в соответствие с современными нормами. Западный вариант модернизации рассматривает мировое развитие как лестницу, на ступенях которой слаборазвитые, среднеразвитые, высокоразвитые страны. Все страны должны пройти эти ступени. К сожалению, этот вариант ориентировался на высокий уровень развития метрополии и использование колоний. Назарбаев перечисляет ключевые положения модернизационных установок в чистом виде: экономически – формирование разветвлённой рыночной системы; урбанизация; зависимая от государства регулирование финансово-денежной системы; изменение технологической базы производства и машинных форм труда; развития сектора услуг; в политической сфере – формирование гражданского общества и социальных институтов государственной независимости.

Что же из этого взял Казахстан, который в начале 90–х годов тоже встал перед необходимостью выбора. Стратегия развития должна определяться не зарубежными экспериментами, а собственными силами с учётом национально-государственной спецификой, политической историей, культуры, постсоветских стереотипов, этнических традиций; в чистом виде модернизация в Казахстане не пройдет, т.к. имеется урбанизованное общество с индустриальным комплексом, грамотным населением, современной системой образования, науки, культуры, здравоохранения.

 

 

Подобной организации нет ни в одной из стран СНГ. В самые трудные периоды она была органом подлинно народного представительства многонационального К-на. Решение о создании Ассамблеи народов К-на – общественного органа консолидации граждан всех национальностей на пути модернизации политической, экономической и социальной сфер республики – было принято на форуме народов К-на в декабре 1992 г. Было принято решение о придании Ассамблее статуса консультативно-совещательного органа при главе гос-ва. С 1995 г. в вузах страны учатся представители малочисленных народов, поступившие по квоте Ассамблеи. По предложению архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексея под эгидой Ассамблеи отмечено 1100-летие славянской письменности. Сделан значительный вклад в возрождение и развитие культуры народов республики, заметно активизировалась работа национально-культурных центров. Всенародными стали Наурыз, мейрамы, фестивали корейской, немецкой культур, татарский сабантуй, впервые на республиканском уровне прошли праздники дунган и курдов. Был проведен 1-ый всемирный фестиваль уйгурской молодежи в конце октября 1996 г. в Алмате, республиканский фестиваль немецкого детского творчества в Акмоле. Культурная жизнь этноса стала насыщеннее, инициативы национально-культурных центров практически повсеместно получают поддержку государственных структур. Ассамблея стала центром организационной работы с диаспорами. Благодаря усилиям Ассамблеи увеличилось количество студентов-казахстанцев в России и Белоруссии. С помощью Ассамблеи национальная диаспора восстанавливает свои связи с исторической родиной. Ассамблея стала соучредителем республиканских журналов «Аникат» и «Мысль».