Государство каракитаев (1128-1213). Государство кереитов и найманов.
Образование Огузской конфедерации (10-11 вв.).
Длительная борьба с печенегами способствовала политической консолидации и оформлению в 9-10 вв. огузского союза племён. В состав огузов вошел как древний этнический компонент долины Сырдарьи и аралокаспийских степей, индоевропейского и финно-угорского происхождения, так и полукочевые и кочевые роды и племена Жетысу и Сибири: халаджи, джагра, чаруки, карлуки, имуры, баюндуры и др. \\В конце 9 – начале 11 вв. огузские племена обитали на обширной территории от среднего течения Сырдарьи до низовьев Волги. Кочевья огузов были разбросаны по Иргизу, Уралу, Эмбе, Уилу, в предгорьях Сырдарьинских Каратау, до пределов Исфиджаба. Наиболее компактно они жили в среднем и нижнем течениях Сырдарьи, в Приаралье и восточном Прикаспии. Границы огузских становищ и крепостей достигали Южного Урала и Нижнего Поволжья. \\В 10 в. столицей огузского гос-ва стал г. Янгикент, лежавший на стыке важных караванных путей, ведших в Ср. Азию, Вост. Европу, и Центр. Азию. Главой огузского гос-ва был верховный правитель, носивший титул «джабгу». Огузские джагбу имели заместителей – кюль-эркинов. Власть верх. правителей передавалась по наследству. Выборы огузских ханов производились на советах. Важную роль в державе джагбу играл главный предводитель огузского войска, носивший титул «сюбаши». \\Основным их занятием становилось земледелие и ремесло. Огузская кочевая степь имела тесные контакты с оазисами Мавераннахра., Хорезма и Семиречья. \\На рубеже 10-11 вв. огузское гос-во испытало кризис вследствие восстания среди огузских племён, недовольных хищническим сбором налогов. Согласно огузским историческим преданиям, эти восстания падают на правление Али-хана, который пришёл к власти около середины или в начале второй половины 10в. Сельджукские вожди стали во главе восстания против огузских правителей Янгикента и захватили Дженд, но не надолго. В это время усилился Шахмалик, наследник Али-хана. При нём гос-во настолько усилилось, что огузы в 1041 г. захватили Хорезм. Однако спустя 2 года, Шахмалик был казнён сельджуками.
Между 766 и 840 гг. кимеки заняли территорию зап. Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины, дойдя до северных пределов токузогузов, обитавших в Вост. Туркестане. Граница между ними проходила по Джунгарскому хребту. В состав кимекской федерации входили: эймур, имек, кыпчак, макак, татар, баяндур, ланиказ и аджлар. Глава кимекских племён носил титул байгу (ябгу), который носила правящая верхушка тюркоязычных народов – карлуков, огузов, уйгуров и др. Могущество кимекского правителя было значительным. Со времён сложения у кимеков каганата в конце 9 нач. 10 вв. их царь стал носить высший титул кагана. Каган кимеков обладал реальной властью: в пределах своего гос-ва он назначал правителей, которые были представителями племенной знати. Институт наследственной передачи власти имел место не только внутри каганской семьи и ханского рода, но и у племенной знати. \\В 9 - нач. 11 в. у кимеков бытовали древние тюркские религиозные верования, значительное место среди которых занимал культ Тенгри и культ предков. Отдельные группы поклонялись огню, солнцу, звёздам, реке и горам. Распространенной формой религии был шаманизм, но некоторые группы кимеков исповедовали манихейство – религию христианского толка. Возможно, ислам получил определённое распространение среди кимакской знати. \\В начале 11в. рухнул Кимекский каганат. Его падение было вызвано двумя причинами: центробежными тенденциями кыпчакских ханов, стремившихся к самоопределению и миграцией кочевых племён Центральной Азии, переселение которых относится к началу 11в.
12. Караханидское государство – первое мусульманское тюркское государство Центральной Азии
Происхождение самой династии неясно, принятые в литературе её названия (Караханиды, реже Илеки) совершенно условны и сконструированы историками XIX века из двух распространённых титулов: кара-каган и илек. После разгрома Уйгурского каганата в 740 году, выходец из знатного рода Эдгиш, который составлял часть племени чигилей, карлукский йабгу и правитель Исфиджаба Бильге-Кюль, который имел прозвище "Кара" ("Чёрный" - А.Б.), открыто заявил о своих правах на верховную власть и принял титул "каган"[8][9][10]. Возможно, с этого момента берёт своё начало род Караханидов. [11]
При сыновьях Бильге-Кюля "Кара" Кадыра Арслан-хана (1040 - 1093) ("Арслан" - лев - тотем чигилей) - Базире Арслан-хане (893 - 920) и Огулчаке Арслан-кагана (893 - 940) - возобновляются набеги на территорию Мавераннахра. К этому времени в Мавераннахре начинается укрепление дома Саманидов. Ликвидировав междоусобицы внутри рода и усмирив мятежи против власти Саманидов в Хорасане и Мавераннахре, Эмир Абу Ибрахим Исмаил ибн Ахмад Саманид (892 - 907) начал задумываться об обеспечении внешней безопасности Эмирата. В связи с этим в 893 году был предпринят поход наСемиречье, в результате которого были взяты города Исфиджаб и Тараз. После длительной осады города пали, а население было принудительно обращено в ислам[12]. Чигили были вынуждены переселиться на север, ближе к озеру Иссык-Куль, а ставку кагана перенести в Баласагун. К этому времени ещё одно племя карлуской конфедерации - ягма - вытесненное тибетцами, поселяется в этом же ареале. Именно с этого момента начинается тесно взаимодействие этих двух племён, впоследствии ставших ядром Караханидского каганата.
Окончательно же власть караханидских каганов утвердилась к 40-м годам X век.
В 920 году йабгу племени ягма становится Сатук. В 932 году он принимает ислам и меняет имя на мусульманское Абд ал-Карим. Согласно оттоманскому историку Мунаджиму-баши, он был первым тюрком, который принял ислам. Позже, в 940 году он получает фетву на умерщвление родного отца, который, по-видимому, не хотел принимать ислам. После его умерщвления Сатук воцаряется в Кашгаре, открыто заявляет о своих правах на верховную власть и принимает титул "каган".
При сыне и преемнике Сатука (Абд ал-Карима) Богра-кагана (920 - 955) ("Богра" - верблюд - тотем племени ягма) Мусе ибн Абд ал-Кариме Богра-хана (956 - 958) в каганате началась "исламизация". Из арабского языка был заимствован верховный титул правителя - Султан ал-Салатин (т.е. султан над султанами). Но тем не менее, такие тюркские титулы, как каган, Илек и Тегин не потеряли своего значения.
Во время правления брата Мусы Сулеймана ибн Абд ал-Кариме (958 — 970), который принял титул Арслан-хан, всё население каганата было обращено в ислам. Согласно арабским историкам Ибн Мискавейху и Ибн ал-Асиру в 960 году "200,000 шатров неверных (тюрков - А.Б.) приняли ислам". Предположительно, под словом "тюрки" подразумевались Караханиды[10].
Родоначальник - Сатук Богр-хан (915-955). Пользуясь поддержкой Саманидов, он выступил против своего дяди Огулчака, и подчинил Кашгар и Тараз. В 942 г. Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история гос-ва караханидов. В образовании и ранней истории Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, в которые наряду с карлуками входили чигили и ягма. Владения караханидов простирались от Мавераннахра (междуречье Амударьи и Сырдарьи) на западе вплоть до Семиречья и Кашгара на Востоке. \\В конце 30-х гг. 11в. при Ибрагиме ибн Насре государство распалось на две части: зап. ханство с центром в Бухаре, включавшее в себя Мавераннахр вплоть до Ходжента и вост., в кот. входили Тараз, Исфиджаб, Шаш, Фергана, Семиречье, и Кашгар. Столицей восточного ханства был Баласагун. \\После разгрома караханидо - сельджукского войска в 1141 г. власть над обоими ханствами караханидов перешла к каракитаям. В 1210 г. в борьбе с найманами пресеклась восточная караханидская династия. А в 1212г. Хорезм-шах Мухаммед убил последнего западного кагана Османа из Самарканда, вскоре исчезла и ферганская ветвь караханидов. История могущественного гос-ва Караханидов на этом завершилась. \\В отличие от политических устройств кочевых обществ на тер. Каз–на военное управление было отделено от административного. Гос-но-административная структура основывалась на иерархическом принципе. Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Вместе с тем в 11-12вв. в Семиречье и Юж. Каз – не часть тюркских племён переходила к земледелию и приобщалась к городской культуре. В идеологии кочевого и осёдлого населения важное место занимали древнетюркские религиозные представления. Дальнейшее распространение получил ислам, принятый каганатом в кач-ве гос. Религии. Исламизация, в особенности юж. Районов Каз-на, проникновение мусульманской религии в кочевую аристократическую среду привели к вытеснению древнетюркской рунической письменности и сложению новой письменности на арабской графике. Рост самосознания тюркских этносов привёл к появлению мусульманской литературы на тюркском языке.
Формирование каракитаев тесно связано с центральноазиатскими племенами киданей. Кидани (цидань, кита, хита) упоминаются в письменных источниках с 4 в. н.э. как монголоязычные племена. Они обитали к северу от Китая, на территории Маньчжурии и Уссурийского края. В 924 году обширная территория от Алтая до Тихого океана перешла под эгиду Киданьского государства (империи Ляо). В 1125 г. объединенные силы суньского Китая и Чжурчженского государства положили конец империи Ляо. Часть киданей подчинилась чжурчженям, а другая ч/з земли енисейских киргизов дошла до р. Эмиль и здесь построила одноименный город. Со времени утверждения их власти над частью Семиречья за западной ветвью киданей, вследствие смешения с тюркоязычным местным населением, закрепляется имя каракитаи. В 1128 г. баласагунский владетель из династии Караханидов призвал каракитаев пойти против притеснявших его канглов и карлуков. Предводитель кракитаев Елюй Даши, заняв Баласагун, устранил караханидского владетеля и основал гос-во в Жетысу. Затем совершил ряд завоевательных походов, раздвинув границы от Енисея до Таласа. После этого каракитаи покорили канглов, присоединили Восточный Туркестан и в 1137 и 1141 г. разгромили войска Мавераннахра и сельджуков. Особый отряд был послан для завоевания Хорезма. Глава каракитайского государства носил титул гурхана, что означает «хан ханов». Центром его владений оставался Баласагун. В войске поддерживалась высокая дисциплина, в стране введена система подворного обложения – с каждого дома взимали по одному динару. Своим приближенным гурхан не раздавал уделов, т.к. опасался их усиления и соперничества. Под их непосредственным управлением находилась южная часть Жетысу, северо-восточная область Исфиджаба, Кульжинский край. Часть Жетысу, к северу от Или, принадлежала карлукскому хану вассалу гурхана, столицей которого был Койлык. Мавераннахром и Восточным Туркестаном продолжали править караханиды, выплачивающие дань каракитаям. Первый гурхан умер в 1143 г., и власть перешла к его вдове, а в 1150 г. гурханом стал его сын Елюй Иле. После смерти Иле в 1163 г. некоторое время страной правила его сестра, а с 1169 – сын Елюй Чжилугу. С его именем связан новый период в истории гос-ва каракитаев, когда наместники в различных областях стали практически независимыми правителями и власть гурхана стала по существу номинальной. Ранние гос-ва найманов и кереитов возникли но вост Центр Азии. В 10 в на Алтае сложилось Кереитское гос-во. В 1007 г кереиты принимают христианство. Кереиты оформились в самостоятельные гос образования – улусы, каждый улус имел свою терр-ю. Ханы имели личные летовки и зимние пастбища. Имело распространение делопроизводство, аппарат управления. В 1203 г кереиты были разбиты монгольскими племенами, их гос-во распалось. Найманский союз под названием «сегиз-огуз» - «союз 7 племен» возник в середине 8 в м/у Верхним Иртышем и Орхоном. В 10-12 вв в результате развития и упрочнения раннефеодальных отношений найманский союз перерастает в гос-е образование. Найманы исповедовали христианство. В 1206 г гос-во было разгромлено Чингисханом.