Население и внешний вид европейских городов.

Темпы роста городов в разных регионах Европы были различны. Наиболее интенсивнее рост городов зафиксирован в романизированной части Европы, прежде всего в Италии. Там не только сохранились античные города, но возникали и средневековые. Античные же города в Италии перерождались, получая второе рождение в эпоху Византии, и становились средневековыми городами-государствами уже после распада этой империи.

РОМАНИКА

7.1. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДОВ.В XIX и в первой половине XX в. большинство историков-исследователей, которые разрабатывали теории города, основное внимание обращали на институционально-правовые решения проблемы, т.е. занимались изучением городского права, различными городскими институтами. Эти теории получили название институционно-правовых.

1. Романистическая теория. Гизо и Тьери считали, что средневековый город не является порождением собственно феодализма, а рассматривали его в качестве преемника античного города, города Римской империи. Отсюда и название теории — романизированная.

2. Вотчинная теория. Немецкие (историк Эйхгорн) и английские ученые на материале не романизированнойСеверо-Западной и Центральной Европы искали генезис средневекового города в процессах самого феодального общества и прежде всего в институционных и правовых областях.
3. Марковая теория (немецкие ученые Маурер, фон Белов и др. ). Генезис города искали в свободной сельской общине — марке, присущей немецкому феодализму.
4. Бурговая теория (от слова burg — крепость). Ее создатели объясняли появление феодального города бурговым правом.
5. Рыночная теория (Шредер, Зом). Выводили город из торговых мест или местечек.

Бельгийский историк Пиренн предпринимает попытку ввести в концепцию возникновения города экономический фактор — межрегиональную и межконтинентальную торговлю.

6. Археологическая теория (современная).Археология дает возможность составить представление о хозяйстве города, его характере, степени развития ремесла, внутренней и внешней торговли.

В последнее время отечественные историки города находят объяснение происхождению города, его генезиса в интегральности всего развития феодализма, принимая во внимание и разработки предшествующих теорий.
Итак, теории возникновения средневекового города довольно многочисленны, и ни одна из них, отдельно взятая, не в состоянии объяснить этот феномен полностью. Как многочисленны теории генезиса города, многочисленны и сложны были конкретные исторические пути его возникновения.
••Выходившие из деревень ремесленники селились в благоприятных для занятий ремеслом местах. В Италии и Южной Франции они обустраивались в городах античного происхождения, которые тогда играли роль административных, церковных и военных центров. После того, как в эти города начали приходить ремесленники, они получили как бы второе рождение. В городах с высокой плотностью населения и развитой торговлей ремесленники находили сбыт своим изделиям.

••В нероманизированной части Европы, т.е. на Северо-Западе и в центральных районах ремесленники местами своего поселения избирали территории, которые находились вблизи больших феодальных владений — вотчин, замков и монастырей, рассчитывая обрести среди феодалов потребителей своих изделий.
••Селились они также и на пересечении торговых, военных путей или в местах стоянок кораблей, где они находили спрос и покупателей своей продукции. Со временем в этих местах — вначале небольших рыночных местечках — концентрируется плотность населения. И постепенно, очень медленно эти территории первоначального расселения ремесленников начинают превращаться в средневековые города.

Еще в эпоху раннего Средневековья существовали поселения городского типа, в первую очередь, на местах бывших античных городов. В Италии такими городами были Милан, Флоренция, Венеция, Болонья и др. Во Франции — Париж, Лион. В немецких землях — Вена, Страсбург, Майнц. В Англии — Лондон, Глостер, Честер и др. В XI в. эти города, многие из которых можно называть городами античного происхождения, были по преимуществу административными центрами, или укрепленными пунктами, или резиденциями архиепископов и епископов, т.е. религиозными центрами.

Формирование романского стиля в западной Европе было обусловлено развитием феодальных отношений и идеологией католической церкви. В области культовой архитектуры главными распространителями романского стиля были монастырские ордена, а строителями, живописцами, скульпторами и декораторами рукописей — монахи. Лишь в конце XI в. стали появляться бродячие артели каменотесов-мирян.

Отдельные романские постройки и комплексы (монастыри, церкви, замки) обычно возводились среди сельского ландшафта и господствовали над округой, как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества феодального владыки. Романские постройки гармонировали с природным окружением, их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяли и обобщали естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетался с почвой и зеленью. Облик зданий был исполнен спокойной и торжественной силы. Характерными особенностями построек романского стиля были массивные стены, тяжеловесность которых подчеркивалась узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами (входами), а также высокие башни, ставшие одним из главных элементов архитектурной композиции. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объемов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности.

Как античные, так и средневековые поселения на начальном этапе их существования характеризовала исключительная зависимость от географического расположения. Города того периода развивались на небольших ограниченных пространствах и их топография в связи с этим исключительно индивидуальна и разнообразна, а систематизация чрезвычайно затруднена. Связь с природной средой, зависимость от нее проявлялись и во внешнем облике городов эпохи Средневековья. Они органически вписывались в ландшафт, максимально приспосабливаясь к нему, благодаря чему отличались многообразием и неповторимостью форм, неправильностью, иррегулярностью, незавершенностью и противоречивостью застройки.

Основными предпосылками выбора места для будущего поселения были соображения удобства и безопасности. Естественную защиту могли давать возвышенности, водные пространства, болота - словом, все, что могло образовать естественную преграду для потенциального агрессора. Привычные оборонительные сооружения, созданные руками человека, - стены, башни, рвы, валы и т.д. - возникали позже и не столько отделяли город от естественного окружения, сколько усиливали его естественный оборонительный потенциал.

Наряду с географическими условиями на внешний облик города влияли местные особенности культурного и политического развития, а также наличие или отсутствие античной традиции градостроительства.

Исследователи городской культуры различают два основных алгоритма возникновения города в средние века.