Педагогические установки С. Френе

Педагогические течения начала XX века (С. Френе, Р. Штейнер, М. Монтессори, Я. Корчак.

Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого.

Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого (1828-1910) началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Яснополянская школа, открытая Толстым в 1859 году, была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л. Н. Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременное существование, работа школы, которую Л. Н. Толстой систематически освещал в своем педагогическом журнале «Ясная Поляна», вызвала живой отклик в России и за рубежом и была примером для подражания.

Но такое направление учебно-воспитательной работы сельских школ, устроенных при содействии Л. Н. Толстого, вызвало яростное сопротивление со стороны местных помещиков. Начались нападки на школы, посыпались доносы на учителей.

Летом 1862 года в отсутствие Толстого жандармами был произведен обыск в Яснополянской школе. Это очень оскорбило писателя, а в знак протеста Толстой прекратил свою крайне интересную педагогическую деятельность. В ЯШ занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон божий, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и географии, рисование и пение. Сведения по природоведению, географии и истории Толстой, сообщал детям в форме художественных рассказов на уроках русского языка. Как пример такого рассказа Толстой приводит рассказ на тему об Отечественной войне 1812 года в статье «Яснополянская школа». Из описания видно, с каким захватывающим интересом дети слушали рассказ и как активно они переживали его.

Определенного учебного плана, .программы обучения и твердого расписания учебных занятий не было. Толстой замечает, «как начнем иной раз говорить о чем-нибудь интересном, так увлечемся, что проговорим до вечера». Хотя обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось, они посещали ее и настолько заинтересовывались занятиями, что им приходилось напоминать о том, что пора по домам. Какие бы то ни было взыскания и наказания в Яснополянской школе отсутствовали..

Учащиеся делились на три класса — младший, средний, старший; в них ежегодно учились 40-50 человек. По расписанию учебных занятий каждый учитель давал ежедневно 5-6 уроков. Учебный день делился на две части, с 12 до 15 часов был обеденный перерыв, но многие дети не уходили домой, находясь в школе с 9 часов утра до 6-7 часов вечера. Домашние задания не практиковались, все выполнялось в школе, в тесном общении с учителями, с помощью более старших и знающих учеников младшим и слабым.


Основные работы:

Педагогические инварианты, Новая французская школа, Нравственное и гражданское воспитание, Формирование личности ребенка и подростка.

— «Максимальное развитие личности ребенка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему и которому он сам будет служить».

— «Школа завтрашнего будет ориентирована на ребенка — члена общества».

— Ребенок сам строит свою личность, а мы в этом ему помогаем. Создать возможности для свободного выражения каждого в любой области.

— «Труд станет основополагающим принципом, движущей силой и философией народной школы». «Светлая голова и умелые руки лучше, чем ум, перегруженный ненужными знаниями».

— «Разумная дисциплина — результат организованного труда». Исчезнет показная дисциплина.

— Народная школа не может существовать без демократического общества.

Во главу угла ставит:

а) здоровье ребенка, развитие его творческих

возможностей, стремление к познанию;

б) создание благоприятной среды;

в) оборудование и технические средства.

Общие задачи воспитания:

— нравственное и гражданское воспитание, привитие любви к труду;

— развитие сноровки, остроты глаза, любознательности, тяги к практической деятельности;

— развитие практического мышления;

— обнаружение и культивирование общественно-полезных склонностей;

—воспитание в духе взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности и личного достоинства.

Стимулирование:

— любознательности как первой ступени познания;

— трудовой активности как обеспечивающей усвоение всех необходимых знаний;

— индивидуальной и моральной ответственности.

Большое место в жизни школы отводил самоуправлению: кооператив, собрание кооператива, стенная газета.

Четкое планирование учебного процесса:

Учитель — общий план работы на год и по месяцам для каждого класса с учетом возможностей, распорядка и правил жизни коллектива. Ученик — индивидуальный план работы на неделю: записывает работу, которой хочет заниматься, и сам контролирует ее выполнение. Самоконтроль, отказ от отметок. Учет индивидуальных достижений и их ценности.