Педагогические идеи С. Полоцкого.
Просветительская деятельность и педагогические взгляды С. Полоцкого.
Педагогические идеи.
• воспитание патриотизма (любовь к Родине, языку, обычаям, традициям);
• просвещение через книгу;
• первостепенное значение начальному обучению (начальное обучение для бедных слоев);
придавал большое значение военной подготовке и военному воспитанию.
Братья Зизании (Тустановские) годы рождения неизвестны. Лаврентий Зизазаний умер после 1633г. Гуманист просветитель, белорусского, украинского, русского народов, писатель, публицист, переводчик. Учитель братских школ во Львове, Бресте, Вильно. Работал домашним учителем в домах князей. С 1619 г. - переводчик и редактор в Киево-Печерской лавре. Написал "Катехизис великий", "Грамматика словянска", "Азбука", "Лексис", (своеобразная первая славянская энциклопедия.). Вместе с братом учительствовал и Стефан Зизаний. Написал "Катехизис", "Сказание Святого Кирилла". Эти произведения были направлены против католицизма, униатства и православных чиновников, угождавших польскому королю.
• педагогические идеи братьев Зизаниев.
• осмысленное усвоение знаний;
• практическое применение знаний в жизни (не только свечу имей, но и старайся, чтобы она горела.)
• первостепенная роль знаний в формировании личности;
• важными считали практические упражнения в обучении и воспитании;
• придавали большое значение родному языку, обрядам традициям в воспитании молодого поколения.
Казимир Лыщинский (1634-1689). Родился на брестской земле в дворянской семье. Учился в Бресте, продолжил обучение в Виленской иезуитской коллегии, а затем в академии. Затем в своем имении Лыщицы открыл школу, где учились дети крестьян и шляхты, девочки и мальчики вместе. Обучению и воспитанию был характерен гуманизм, демократизм. Его школа отличалась от других содержанием и характером обучения, т. к. обучали не по катехизису, а на основе реальных наук о законах развития природы и природных явлений, о жизни человека и его как личности. Большое внимание уделялось изучению языков. За свои атеистические взгляды, которые он изложил в трактате "О не существовании Бога ", за критику иезуитов Лыщинский был осужден и приговорен к смерти.
Симеон Полоцкий (1629-1680) Самуил Гаврилович Петровский- Ситниянович, имя получил тогда, когда принял монашевство, а фамилию такую приобрел в Москве. Родился в Полоцке, там же получил начальное образование, затем учился в Киевской братской коллегии, в Виленской иезуитской коллегии. Несколько лет работал в Полоцке в братской школе. Свою жизнь делит на два периода: русский и белорусский. В 1660г. с группой своих учеников ездил в Москву к русскому царю с просьбой не допустить поляков на Беларусь.Царь не пообещал помощь, но человек этот ему пригля нулся и когда Полоцк был занят польскими войсками, С. Полоцкий уезжает в Москву (1664г.), его хорошо принимает царь Алексей Михайлович. При содействии царя открывает при Спасском моностыре дипломатическую школу, с 1667 учит детей царя ( Алексея, Федора и Софью), наблюдает за воспитанием Петра. В Кремле была открыта типография, которой руководил С. Полоцкий. Издает ряд книг "Тестомент Василия царя Греческого", "Псалтырь"(переложенный в стихотворную форму)," Букварь" с "Предисловием к юношам учиться хотящим". Написал сборники стихов "Вертоград многоцветный", "Рифмологион"и др, которые посвещены воспитанию и обучению.
Педагогические идеи формировались под влиянием народной педагогики, практической работы братских школ, западноеропейской педагогики.
• Основную роль в формировании взглядов и привычек ребенка играют воспитание и среда, родители и учителя.
• Целенаправленность в воспитании;
• Вся будущая жизнь человека и его поведение зависят от воспитания полученного в детстве;
• Большую роль отводил книгам, влияние искусства и литературы на воспитание;
• Говорил о повышении профессионального уровня учителей и обучению педагогическим знаниям родителей;