Воспитание и школа в Древней Греции
Школа и воспитание в Древнем Египте.
Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к 3-му тысячалетию до н.э. Идеалом древнего египтянина считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. В логике такого идеала шло обучение и воспитание.
В Древнем Египте, как и в других странах Древнего Востока, огромную роль играло семейное воспитание. Отношение между женщиной и мужчиной в семье строились на достаточно гуманной равноправной основе. Поэтому обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание. Ибо, по их верованиям, именно дети могли дать родителям новую жизнь после совершения погребального обряда. Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. В основном учились там дети состоятельных родителей. Для овладения грамотой ученику следовало запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге учение должен был освоить деловой стиль для светских нужд и священный (уставной) для составления религиозных текстов. Обучали красноречию (первый этап обучения). Затем в ряде школ давали знания по математике, геометрии, географии, астрономии, медицине, языкам других народов. Особое место занимали царские школы, где дети высшей знати учились вместе с детьми (отпрысками) фараонов и их родственниками. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов.
Целью обучения была подготовка к профессии, которой традиционно занимались члены семьи (ремесленники, торговцы, музыканты, писцы, медики и т.д.). Военное дело находилось строго специального сословия – профессионального обучения. Будущих воинов учили владеть оружием, особыми упражнениями развивали силу, выносливость, ловкость.
В Египте был освещен многовековыми традициями безоговорочный и абсолютный авторитет отца, наставника. Ученику надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться. Физические наказания рассматривались как естественные и необходимые. Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал». Чтобы достичь успеха, школьники должны были жертвовать мирскими радостями.
Древняя Греция – страна состоящая из ряда небольших рабовладельческих государств (полисов).
Наиболее влиятельными из них были Лакония с главным городом Спарта (авторитарная система управления) и Аттика с главным городом Афины (республиканское управление).
В них определились различные педагогические системы спартанская и афинская. Спартанское воспитание сложилось как под влиянием природно-климатических условий, так и во взаимосвязи с исторической судьбой государства, находящегося в состоянии постоянных воин, обладающего огромным количеством рабов.
Спарта (VII – III вв до н.э.) в силу своего местоположения находилась в политической изоляции от других греческих государств. Спарта отличалась огромным военным потенциалом и удивительной стабильностью политической системы.
Целью спартанского воспитания была подготовка сильного, выносливого, мужественного воина, члена военной общины. В Спарте «почти все воспитание и масса законов рассчитаны на войну», – писал Аристотель в «Политике».
До 7 лет дети воспитывались в семье, но государство контролировало родителей. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, не боящихся темноты, не знающими своеволия и плача.
С 7 до 30 лет (7-15, 15-20, 20-30) человек постоянно находился в системе государственной опеки. Мальчиков собирали в агеллы, где они находились до 18 лет, это государственная система воспитания (мальчики вместе жили и ели, приучались стойко переносить лишения, одерживать победы над противником).
Физическая закалка, умение переносить голод, жажду, боль приобретались благодаря соответствующим условиям жизни: мальчик получал плащ, спал на циновке, сделанной им самим, сам добывал себе пищу. Ребятишек коротко стригли и приучали ходить босиком. Большое место в подготовке будущего воина уделялось военно-гимнастическим упражнениям: метанию диска и копья, борьбе, приемам рукопашного боя, бегу.
В 14 лет каждый спартанец проходил через агон – публичную порку, в которой воспитанники соревновались в терпении и выносливости. Такое состязание повторялось и позже.
Физическое воспитание дополнялось пением и танцами, носившими воинственный характер и пробуждавшими мужество. Особой заботой воспитания было приучение к немногословию, честности и чистоте речи, соединявшейся с едкими остротами. Грамоте и чтению учили в минимальном объеме.
С 18 лет юноши становились членами военной общины, получали право ношения оружия, несли военную службу, принимали участие в облавах и расправах над подозрительными плотами и рабами.
В течение следующих лет не прекращалась военная подготовка и физическая тренировка, укреплялись нравственные и мировоззренческие установки.
Воспитание девушек преследовало цель подготовки здоровых и неприхотливых женщин, способных воспроизвести потомство. Они были так же суровы и целеустремленны, как и мужчины.
Девочки состязались в беге, в борьбе, метании диска и копья так же, как и мальчики. (Они держали в повиновении рабов, когда мужчины уходили на войну).
Афинское воспитание преследовало иные цели: «Более всего мы стремимся, чтобы граждане были прекрасны душой и сильны телом, ибо именно такие люди хорошо живут вместе в мирное время и во время войны спасают государство». (Лукиан).
До 7 лет все свободнорожденные дети воспитывались в семье, с ними были мать, нянька, раб-дядька.
После 7 лет девочки оставались в семье, приучались к домашнему хозяйству. Жизнь женщин в Афинах была замкнутой и сосредоточена в женской половине дома (генекее), а мальчики начинали посещать платные школы (одновременно или последовательно).
Мусические (грамматика, кифариста) (8-16 лет) – дававшие литературное и музыкальное образование и некоторые науные знания. Школы были частные и платные, общие занятия вели учителя дидаскалы (дидаско – я учу, позже дидактика – теория обучения). В школу мальчиков провожал один из рабов, называющийся педагогом (поводырь), пайс – мальчик, огогейн – вести.
Палестры (13-14 лет) – школы пятиборья, бег, прыжки, борьба, плавание, метание диска. Большое внимание уделялось искусству танца, в которых пытались передать гамму человеческих переживаний. Ученики участвовали в народных играх и зрелищах. Здесь известные граждане вели с детьми беседы на нравственные темы.
Гимнассии (16-18 лет). Обучались в них наиболее состоятельные юноши, они совершенствовались в гимнастике, здесь шла и умственная тренировка. Сюда приходили и взрослые мужчины, чтобы послушать популярного философа, поделиться новостями, понаблюдать за состязаниями молодежи – так осуществлялось свободное обучение взрослых и подростков.
Эфибии (18-20 лет) – двухгодичные военные государственные организации, где учили юношей военному делу.
В сложившихся социальных условиях афинской жизни можно было добиться успеха, только овладев искусством слова, позволяющим удержать понимание толпы. Обучением этому искусству занимались софисты – странствующие учителя, среди которых были писатели, философы, государственные деятели. Софисты произносили перед учениками образцовые речи и потом заставляли учеников, подражая им, произносить свои; нередки были диспуты. Так же как и в школах, софисты брали за свои занятия плату, аудиторией могла стать любая площадь. Такие занятия были своего рода первой формой высшего образования. Вершиной подобной формы обучения стал метод Сократа (469-399 до н.э.). Сократ вел почти нищенский образ жизни, но не брал платы со своих учеников. От него вошли в педагогическую теорию и практику знаменитые диспуты и сократовский метод обучения в школе: нахождение истины в диалоге на строгом логическом основание. («Повивальное искусство рождения истины», как образно определял свой метод Сократ).
Наряду со школой воспитание в Афинах осуществлялось широкой системой внешкольного образования, которое оказывало большое влияние на каждого. Это и афинский театр, и всенародные игры –олимпиады, и изобразительное искусство, и архитектура – целая система культурных воздействий.
В древнегреческой науке находятся истоки многих педагогических идей. В учениях философов Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля определены цели воспитания, выявлены его закономерности, принципы, на которых строятся воспитание и образование. Многие из педагогических идей получили свое дальнейшее развитие в науке в последующие века.
Педагогический опыт Древней Греции бесценен для человечества. Здесь широко использовались средства физического воспитания и закалки; доказана возможность гармонического развития; выявлена связь содержания воспитания, его средства с возрастом ребенка. Гармоничное развитие детей через воспитание остается до сих пор одной из самых гуманных и благородных идей в педагогике.
В науку о воспитании и образовании молодежи вошли из античности такие понятия: «педагог, дидактика, гимназия, лицей, школа».
В этот период появляются олимпийские игры.