Еретические движения средневековья. Инквизиция.

Византия в XIII-XVвв. Турецкие завоевания на Балканах. Падение Константинополя

Широкая раз­дача земель, расширение налоговых иммунитетов, пре­доставляемых феодалам, и торговых привилегий — итальянским купцам, а также местным монастырям, оскудение крестьян и го­рожан резко сократили поступления в государственную казну. Обширные траты на армию и флот, на содержание двора и нужды дипломатии уже при Михаиле VIII быстро исчерпали наличные средства. Императо­ры увеличивали налоги, К тому же нарастала турецкая угроза. К началу XIV в. большая часть Малой Азии уже была в руках турок.

Попытка отразить их с помощью наемного каталонского войска в 1303—1305 гг. закончилась провалом. В 1320—1328 гг. в Византии вспыхнула междоусобная война между императором Андроником II и его внуком Андрони­ком III, стремившимся захватить престол. В 20—30-е годы XIV в. Византия вела изнурительные войны с Болгарией и Сербией, После смерти Андроника III власть в империи оказалась в руках регента его малолетнего сына Иоанна V —Иоанна Кантакузина. Пользуясь ослаб­лением Византии, крупнейший из турецких эмиратов осман­ский в 1352 г. захватил крепость на полуострове Галлиполи, В 1362 г. Мурад I, завоевал Адрианополь и перенес туда столицу Османской империи. Вся Фракия оказалась в руках турок.

Чтобы спасти империю, византийский им­ператор Иоанн V Палеолог отправился на Запад и пытался найти поддержку папства, в организации отпора османам, однако его миссия не привела к успеху. Турки разгромили по очереди болгар, сербов и византийцев. Византия была вынуждена признать вассальную зависимость от османов, платить им дань Но преемнику Мурада Баязиду I этого казалось мало. он блокиро­вал и осаждал Константинополь, надеясь покончить с Византией. Неожиданное избавление пришло с Вос­тока: в 1402 г. в битве при Анкаре османы были наголову раз­громлены войсками Тимура. Внутренние смуты, раскол Османской державы после этого события отсрочили гибель Византии.

Византия не сумела восполь­зоваться передышкой для укрепления собственного положения. В 1422 г. османы вновь осадили Константинополь, а в 1430 г. взяли Фессалонику. После длительной осады и героического сопротивления за­щитников Константинополь был взят штурмом войсками султана Мехмеда II 29 мая 1453 г. Город подвергся грабежу и опустоше­нию, население его безжалостно уничтожалось либо захватывалось в плен. Лишь через три дня султан предоставил уцелевшим жите­лям амнистию и разрешил беженцам вернуться в город. В 1460 г. турки покорили Морею, а в 1461 г. — Трапезундскую империю.

Исследователи выделяют XII в. в истории Западной Европы в связи с глубокими переменами в массовом религиозном созна­нии. в XII в. представители самых широких слоев населения обращаются к поискам интимного, ин­дивидуального пути к Богу, часто отвергая привычные формы об­щения с потусторонним миром, предлагаемые церковью. Про­буждается интерес к Священному Писанию, миряне стремятся познакомиться с ним не через посредство клира, знающего ла­тынь, а самостоятельно. Массовый религиозный подъем породил и беспреце­дентное множество различных еретических учений во второй по­ловине XII — XIII в. Крупнейшими еретическими движениями, оформившимися во второй половине XII — XIII в., явились ереси вальденсов и катаров Во французском городе Лионе зародилось движение «вальденсов», названное так по имени купца Петра Вальда, который роздал все свое имущество бедным и проповедовал простоту и бедность. Вальденсы считали, что храмы не нужны, что молитва доходит до бога из любого места, даже из конюшни. Они отвергали духовенство, считая, что только личные заслуги верующего дают право совершать религиозные обряды. В XII веке во Франции возникла также секта «катаров» (по-гречески «катар» — чистый), которая называлась альбигойской ересью Альбигойцы отвергали крещение, причастие и церковный брак, выступали против общественного неравенства, не признавали частной собственности, отрицали необходимость власти светской и церковной. Папу считали слугой сатаны, а весь мир и заповеди Моисея— творением дьявола. Распространение еретических движений во многих странах За­падной Европы, их массовый характер, заставили католическую церковь при­бегнуть к чрезвычайным мерам, например провозгла­шение крестового похода против альбигойцев в начале XIII в. и учреждение системы папской инквизиции в 30-е гг. XIII в. Преследование еретиков велось и ранее, но оно оказалось малоэффективным. Теперь же во всех епископствах вводилась особая должность папского инквизитора, которому надлежало еди­нолично вести следствие по всем делам, относя­щимся к ереси, вплоть до вынесения окончательного приговора. Решение папского инквизитора обязаны были неукоснительно выполнять как местные епископы, так и светские власти, кото­рым еретик и передавался для исполнения приговора. Обычным наказанием по обвинению инквизиции стало сожжение на костре якобы очищающее еретиков от их заблуждений.

Особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция» был создан в 1215 году папой Иннокентием III.

Церковный трибунал, которому было поручено «обнаружение, наказание и предотвращение ересей», был учреждён в Южной Франции Григорием IX в 1229 году. Этот институт достиг своего апогея в 1478 году, когда король Фердинанд и королева Изабелла с санкции Папы Сикста IV учредили испанскую инквизицию.

Конгрегация священной канцелярии была учреждена в 1542 году, заменив собой «Великую римскую инквизицию», а в 1917 году ей были переданы также функции упразднённой конгрегации индекса.

В 1908 году переименована в «Конгрегацию доктрины веры» (лат. Sacra congregatio Romanae et universalis Inquisitionis seu Sancti Officii). Работа этого учреждения строилась в строгом соответствии с действующим тогда в католических странах законодательством.

Испанская инквизиция, возникшая в XIII веке, как отголосок современных событий в южной Франции, возрождается с новой силой в конце XV века, получает новую организацию и приобретает огромное политическое значение. Испания представляла наиболее благоприятные условия для развития инквизиции. Многовековая борьба с маврами способствовала развитию в народе религиозного фанатизма, которым с успехом воспользовались водворившиеся здесь доминиканцы. Нехристиан, именно евреев и мавров, было много в местностях, отвоеванных от мавров христианскими королями Пиренейского полуострова. Мавры и усвоившие их образованность евреи являлись наиболее просвещенными, производительными и зажиточными элементами населения. Богатство их внушало зависть народу и представляло соблазн для правительства. Уже в конце XIV века масса евреев и мавров силою вынуждены были принять христианство (см. Марраны и Мориски), но многие и после того продолжали тайно исповедовать религию отцов.