Цивилизационные особенности западноевропейского региона и место феодализма в европейской цивилизации.

Мусульманское завоевание Испании. Возникновение испано-христианских государств и начало Реконкисты.

К концу VII в. арабы завершили покорение византийских владений в Северной Африке, и в 709 г. их первый отряд высадился на территории Вестготского королевства. Слабость Вестготского королевства была обусловлена острыми внутренними социальными и политическими противоречиями. В 711 г. началось их вторжение в Испанию. Кроме арабов в завоевании участвовали коренные жители Северной Африки — берберы, к 714 г. сдались все крупные крепости королевства к югу от Пиренеев. В ходе завоевательного похода 709—714 гг. арабам не удалось покорить небольшую территорию между Кантабрийскими горами, Пиренеями и Бискайским заливом. Бежавшие в Астурию немногочисленные остатки вестготского войска получили поддержку местного населения. К концу 50-х годов VIII в., воспользовавшись междоусобицами астурийские короли сумели захватить земли, в несколько раз превосходившие по площади первоначальную территорию государства. Широкое военно-колонизационное движение испано-христианских государств на юг получило название Реконкиста (по-испански — «отвоевание»). Реконкиста во многом определила своеобразие социального, экономического, политического, культурного развития Пиренейского полуострова. Продлившись до конца XV в., Реконкиста была формой не только военно-политического противостояния, но и формой активных контактов и взаимного влияния между севером и югом в области хозяйствования, торговли, культурного обмена и т.д. конечная победа христиан в XV в. были обусловлены тем, что все группы населения христианских территорий по тем или иным причинам были заинтересованы в Реконкисте. Феодалы в ходе завоеваний получали новые земли, должности Церковь не только получала обширные земельные пожалования, но и учреждала новые приходы, монастыри, усиливала своё идейное и политическое влияния в обществе. Реконкиста длилась почти восемь веков.

 

В экономическом отношении мусульманская Испания представляла собой процветающий регион раннесредневековой Европы. Экономическое благополучие отличало ал-Андалус вплоть до его окончательного покоре¬ния христианами в XV в., делало его города привлекательной целью для военных походов.

Реконкиста длилась почти восемь веков и имела свои особенности на различных этапах истории Испании. Так, до середины VIII в. для астурийской Реконкисты было характерно переселение людей с юга на север, освоение внутренних районов королевства выходцами из разоренных войной территорий, а также эмигрантами-мосарабами. До середины IX в. заселение безлюдных пограничных земель велось на свой страх и риск отдельными крестьянами и вотчинниками. Позже, когда граница Реконкисты подошла к заселенным землям, замкам и городам, руководство ею взяла на себя королевская власть.

В конце VIII в. наряду с королевством Астурия на Пиренейском полуострове сложился еще один центр Реконкисты — владения франков. Хотя поход Карла Великого на Сарагосу в 778 г. не был удачным, вскоре после него франкам удалось захватить территорию нынешней Каталонии. Там была создана Испанская марка с центром в Барселоне. Горные районы между Астурией, Каталонией и арабскими владениями переходили из рук в руки, пока в течение IX—X вв. здесь не образовались два небольших государства — королевство Наварра и графство Арагон. Таким образом, весь север полуострова был отвоеван у арабов.

«Феодализм» закономерный этап в ходе все­мирно-исторического процесса, обеспечивший существенное продвижение человеческого общества по пути прогресса. Неизбежные на этом пути отступления и потери сопровождались важными обретениями во всех сферах жизни — экономической, социальной, политической и культурной. Западноевропейское Средневековье внесло свой особый вклад во всемирно-исторический процесс, только в Западной Европе имел место синтез, т.е. прямое взаимодействие римских и варварских начал. Синтез ускорил становление новых общественных отношений и государств средневековой Западной Европы и сообщил ей исходную динамику, которая составила вторую отличительную черту развития этого региона в масштабах всемирно-исторического процесса. Отставание отдельных регионов или стран в масштабах Запад­ной Европы сравнительно быстро преодолевалось благодаря так называемому «вторичному синтезу», т.е. усвоению достижений более развитых стран. Западная Европа уже на этапе Средних веков явила миру ис­ключительный опыт общественного развития — консолидации сословий и их социально-политической активности. Население Западной Европы исповедовало христианство; его религиозную и в целом духовную жизнь в течение многих веков почти безраздельно направляла католическая церковь с центром в Риме. Наконец, в Западной Европе была выработана концепция личности, основанная на началах рационализма, разработанной системе права и идеалах гуманизма. В сред­невековую эпоху возникло большинство европейских народов, городов и государств, зародились и оформились национальные языки, культура и национальный характер. Социальный и поли­тический средневековый опыт заложил основы современных пар­ламентов, западноевропейского демократического и правового общества.

Черты: Здесь большую роль сыграло античное наследие. Хотя и воспринималось не во всём его богатстве, а выборочно, но сообщая гораздо большую динамику, склонность к переменам. 2. Здесь сложилось иное представление о взаимоотношениях индивида и общества. В странах Западной Европы был достигнут определённый паритет общества и индивида. 3. В З. Е. сложилось иное понимание власти: теория о двух ветвях власти, церковной и светской – не у одного института или индивида не может быть всей полноты власти. 4. В З. Е. раньше стали появляться такие явления как прагматизм, рационализм и индивидуализм. 5. Рано сформировались представительства и учреждения. Каждый европеец принадлежит к определённому сословию.

 

Место феодального способа производства в истории человечества.Одни народы перешли к феодализму от рабовладельческого строя, другие — непосредственно от первобытнообщинного. И в том и в другом случае переход к новой формации был важным прогрессивным фактом. Прогрессивность феодального строя по сравнению с рабовладельческим заключалась, прежде всего, в том, что при феодализме утвердилось мелкое крестьянское производство.

В отличие от античного раба, лишенного средств производства и не заинтересованного в результатах труда, крестьянин феодального общества как самостоятельный хозяин ищет пути для повышения производительности своего труда. При переходе к феодализму смягчились и формы внеэкономического принуждения: даже самые тяжелые формы личной зависимости крестьян, широко распространившиеся в странах Европы еще в раннее средневековье, были значительно легче, чем рабство.

Исторически прогрессивным был переход к феодализму и от первобытнообщинного строя. Этот переход, обусловленный развитием производительных сил, требовал роста индивидуального производства, снятия или смягчения ограничений, налагавшихся на него родоплеменным и общинным строем.

Уже в раннее средневековье в рамках барщинной системы повышение производительности труда в сельском хозяйстве, развитие торговли создали предпосылки для отделения ремесла от земледелия и развития товарного производства. Во второй период средневековья на этой основе стали быстро расти средневековые города — центры ремесла и торговли, значительно ускорившие прогресс производительных сил в феодальном обществе и во многом изменившие его облик. В позднее средневековье на основе дальнейшего роста производительных сил в недрах феодального строя начали формироваться новые капиталистические отношения.

Западноевропейское средневековье внесло свой неповторимый и особый вклад во всемирно-исторический процесс. Хотя европейская цивилизация в целом отличается преемственностью (она унаследовала от античной Римской империи, в частности, один из важнейших факторов своего единства — христианскую религию), только в Западной Европе имел место синтез, т.е. прямое взаимодействие римских и варварских (германских, кельтских и др.) начал. Западная Европа испытала на себе сильное воздейст­вие позднеримского общества — с развитыми государственными, правовыми структурами, отношениями неравенства, наличием рабства, с высокоразвитой культурой. Синтез ускорил становле­ние новых общественных отношений и государств средневековой Западной Европы и сообщил ей исходную динамику, которая составила вторую отличительную черту развития этого региона в масштабах всемирно-исторического процесса.

Отставание отдельных регионов или стран в масштабах Запад­ной Европы сравнительно быстро преодолевалось, благодаря так называемому «вторичному синтезу», т.е. усвоению достижений более развитых стран или римского наследия странами бессинтезного генезиса феодализма на новом витке их развития. Воз­можность подобного явления обеспечивали тесные связи и взаи­модействие внутри западноевропейской общности, которые мож­но считать еще одной важной особенностью этой цивилизации.

Западная Европа уже на этапе средних веков явила миру ис­ключительный опыт общественного развития — консолидации сословий и их социально-политической активности, создавших известное равновесие во взаимоотношениях общества и государ­ства. Эта активность была реализована, в частности, в системе сословного представительства. Последняя была общеевропейским феноменом, однако именно в Западной Европе представитель­ные учреждения стали действенным органом политической жиз­ни, заложив основы европейского парламентаризма нового вре­мени. Они оказались способными к этому главным образом бла­годаря силе городского сословия.

Население Западной Европы исповедывало христианство, его религиозную и в целом духовную жизнь в течение многих веков почти безраздельно направляла католическая церковь с центром в Риме. В Византии и принявших от нее веру странах господствовало православие. Католическая и православная церкви имели расхождения догматического характера.