Вопрос 14.3

Согласно строительным нормам и правилам транспортные магистрали подразделяются на магистральные дороги и магистральные улицы. Магистральные дороги соединяют между собой удаленные промышленные и планировочные районы, обеспечивают выходы на внешние автомобильные дороги, к аэропортам, крупным зонам массового отдыха. Магистральные дороги служат для установления связи между жилыми, промышленными районами, общественными центрами города, обеспечения выхода на другие городские улицы и дороги.

Проектирование системы магистральных улиц и дорог ведется на основе соподчинения их по категориям(рис). К трассам скоростных магистральных дорог присоединяются магистральные улицы общегородского значения, к которым, в свою очередь, присоединяются магистрали районного значения. Низовая сеть (образуемая улицами и дорогами местного значения) подразделяется: на жилые улицы( исп. для связи жилых зданий с магистральными улицами районного значения), дороги промышленных и коммунально-складских районов, пешеходные улицы и дороги для связи с учреждениями и предприятиями обслуживания, местами отдыха и остановочными пунктами обществ. транспорта.

Принципы трассировки мигистральных улиц и дорог и их соподчинение по категориям: 1-внешняя скоростная дорога 2- городская скоростная дорога 3- общегородская магистраль с непрерывным движением 4- общегородская магистраль с регулируемым движением 5 магистраль районного значения 6- трасса скоростного рельсового общественного транспорта 7- местный проезд 8- транспортный узел высшего класса

Степень развитости транспортно-планировочной структуры города определяется показателем плотности транспортной сети: отношением протяженности магистралей к площади обслуживаемой территории городской застройки в км /км в квадрате. Среднее значение 2.2-2.4, в центральной части города 3.5-4.5, периферии 1.5-2.

 

 

БИЛЕТ 15

15.1

В зависимости от периодичности полтзования различными видами общественных услуг учреждения подразделяются на 3 ступени. К первой относятся учреждения, связанные с удовлетворением повседневных потребностей населения (детские дошкольные учреждения, школы, аптеки, спорт, магазины, почта, банки), вторую составляют учреждения периодического пользования (больницы и поликлиники, станции скорой помощи, рынки, кинотеатры, библиотеки, клубы, выставочные залы, суды), третью – эпизодического пользования (театры, музеи, цирки, стадионы).

15.2

Важное структуроформирующее значение в пространственной органихзации жилого района отводится размещению его планировочного ядра – общественного центра. Сеть магистралей, скорость движения транспорта и средства передвижения также во многом определяют планировочное построение жилых районов и ми­крорайонов. Их трассировка должна обеспечить удобные и близкие подходы к

остановкам общественного транспорта, общественным центрам и зданиниям, способствовать рациональной организации сети местных улиц и проездов, включая

подъезды индивидуального транспорта к каждой секции жилого дома.

15.3производственную зону города составляют городские промыш районы.(кооперарации предприятий, обслуж объекты, инженерные соорудения, науч-исслед центры)

Планировочная стр-ра промышленного района должна быть взаимосвязана со структурой всего города. В основе пром районов выделяются промыш узлы, однородные по отраслевым и технологическим характеристикам, по комплексному использованию транспортной и инженерной инфраструктуры. Объединение пром территорий в пром узлы и районы дает значительный экономический, соц и градостроит эффект.

Планировочная структура промыш районов и их размещение в городе имеют различный характер в зависимости от природно-климатических факторов, инженерно-геологических характеристик территории (несущая способность пород, грунтовые воды…)характера водного баланса прилегающих водных систем, возможности удаления и обезвреживания сточных вод. Определяющими явл санитарно-гигиенические характеристики производства, кот влияют на формирования пром районов. Пром районы, в зависимости от класса санитарной вредности и грузооборота подразделяют на 3 типа:1-удаленные от селибельной территории. (крубные нефтеперерабатывающие заводы, металлургические те произбодсвенная вредность )2-на границе селиб тер (незначительная производственная вредность. Текстильные, пищевые) ,3-в пределах селибельной тер-рии. (не оказывают вредное влияние . заводы точной механики и тп.)

Планировка пром районов, удаленных от селибельной зоны мало зависит от структуры города. Их связь формирует транспортная магистраль. У второго типа районов структура решается с учетом планировки примыкающей селибельной зоны.у третьего типа она определяется пространственной хар-кой окружающих жилых районов.

На территории района размещают производ предприятия, проектные, науч центры, транспортные, инженерные устройства, дороги, учреждения обслуживания. Размер района зависит от хар-ра производств. Основные функциональные зоны района:1-производственная зона2. зона складского,ческого хозяйств3. транспортная4. зона общественных, обслуживающих центров. Рядом с районом формируется санитарно-защитная зона (промышленное, защитное озеленение.) на границе района и селиб зоны формируется предзаводская зона – узел контакта между ними. (там связанные с промыш-тью центры)

Схема взаимного размещения жилой и промыш­ленной зоны города

1 – существующий город; 2 – новые жилые районы; 3 – промышленность; 4 – автомобильная дорога; 5 – об­щегородская магистраль

 

БИЛЕТ 16

16.1

Включает насаждение садов, скверов, бульваров. Сад – ближе к общественному центру пл. не менее 3га. Сквер – озелененный участок 0,15-2 га. На площади, на перекрестках улиц или на примыкающем к улице участке квартала (включает дорожки, площпдки, газоны, цветники, деревья и кустарники, скульптуры, фонтаны), бульвар – линейный объект озеленения, создается вдоль магистралей, набережных, жилых улиц (полоса 16м), районные парки – для создания комфортной среды для отдыха.

Зеленые насаждения жилых районов и микрорайонов объединяются в систему, включающую озелененные территории общего пользования – сады жилых районов, скверы, бульвары и ограниченного пользования – сады микрорайонов, сады при группах жилых домов и во дворах, прогулочные аллеи, участки возле зданий общественного назначения (школ, детских учреждений и др.), защитные полосы. При этом стремятся максимально использовать существующие зеленые насаждения (рис. 72).

Для сада жилого района отводят хорошо проветриваемые территории с разнообразным рельефом, площадью не менее 2,5-3 га и радиусом пешеходной доступности до 1-1,2 км. В балансе участка сада зоне отдыха и развлечений отводится примерно 15-25%, тихого отдыха и прогулок - 65-75%, детских игр -10-15%. Зону активного отдыха и развлечений располагают вблизи общественного центра жилого района. Для тихого отдыха предусматривают участки, расположенные в стороне от основных потоков движения.

Скверы, предназначенные, как правило, для кратковременного отдыха населения, рекомендуется устраивать на участках не менее 0,5 га, примерно 70% которых должны быть заняты зелеными насаждениями. Бульвары шириной 10-30 м располагают между проезжей частью улицы и тро­туаром (по одной или обеим сторонам улицы), вдоль набережных, на жилых улицах и магистралях.

Система озеленения микрорайона разрабатывается, принимая во внимание его величину, размещение объектов обслуживания и общее архитектурно-про­странственное решение (рис. 73). В озеленении микрорайонов рекомендуется максимально использовать естественный ландшафт и создавать искусственные ландшафтные элементы (насыпные холмы, водоемы и т. п.).

16.2

Архитектурный ансамбль – это система зданий, сооружений и открытых пространств, закономерно организованная в соответствии с потребностями, мировоззрением, эстетическими ценностями общества и воплощающая художественный образ. Здесь гр-во становится гр-м искусством. Комплексы не обладают художественной образностью.Система ансамблей может подчинить большую территорию своему худ. образу. (Петербург) Линейная(аллея сфинксов, новый арбат), открытая(афинский акрополь) и замкнутая(др. греческие агоры, римские форумы, площади итальянского ренессанса) схемы.

16.3

Мероприятия по инженерному оборудованию (водоснабжение, канализация, электрическво, теплоснабжение, газоснабжение) разрабатываются в составе проектов детальной планировки и проектов застройки жилых районов и микрорайонов. В прделах жилых районов инженерные сети водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения и газоснабжения подразделяются на: питающие (магистральные), идущие от

источника питания до места их приооединения к распределительным сетям; распределительные - идущие до ответвлений разводящих сетей; разводящие - идущие до присоединения к внутридомовым системам. Сети канализации и водостоков делятся на принимающие, идущие от места присоединения внутридомовых систем до подключения их к собирающим сетям; отводящие, обеспечивающие отвод хозяйственнобытовых и дождевых стоков до очистных сооружений (рис. 78, 79).

Подземные инженерные сети следует размещать преимущественно вне дорожных покрытий, параллельно красным линиям и линиям застройки и по возможности по кратчайшим направлениям. В профиле улиц инженерные сети располагают в зависимости от величины их заглубления: сети с наименьшим заглублением укладывают ближе к зданиям, а с наибольшим - дальше от них. Это означает, что от линии застройки они располагаются в следующей последовательности: кабельные сети, теплопроводы, водопроводы, газопроводы, канализация и водостоки.

 

БИЛЕТ 17

17.1

Генеральный план является основ­ным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направле­ния и границы развития территорий

городских и сельских поселений, зо­нирование территорий, развитие ин­женерной, транспортной и социальной инфраструктуры, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных терри­торий. Генеральный план не является статичным, во всех деталях опреде­ленным и законченным документом. Он должен быть гибким, открытым для изменений. Планировочная кон­цепция генплана в обобщенном виде определяет экологические, демогра­фические, социально-экономиче­ские и технико-инфраструктурные направления развития города. Как генеральный градостроительный до­кумент генплан города регулирует земельные и имущественные отно­шения городских, муниципальных и прочих территорий. Такой документ призван исключить произвол как со стороны городской администрации, так и со стороны инвесторов и га­рантировать стабильность развития градостроительного процесса.

Основной чертеж генерального плана города в недавнем прошлом представлял собой как бы уменьшен­ный снимок с натуры в состоянии за­стройки через 20-25 лет (М 1:10000). Генплан города Москвы за последние 100 лет разрабатывался трижды, при­чем первые два являлись проектом планировки и застройки города.

17.2

Главная площадь, к которой ведет главная улица, предназначается для проведения парадов, народных гуляний и прочих важных для населения города мероприятий. Как правило, такие площади организуют в центре города и застраивают театрами, музеями. Движения транзитного транспорта по главной площади не допускается.

 

БИЛЕТ 18

18.1

На генеральном плане, который выполняется на топографическом плане (геоподоснова, см. цв. ил. 16), показываются:

— границы проектируемой тер­ритории;

— границы территорий различного функционального назначения;

— красные линии, линии регули­рования застройки, планировочные ограничения (границы технических, водоохранных, санитарно-защитных зон, зон охраны памятников и др.);

— названия улиц, проездов;

— проектное функциональное использование территории с про­ектными границами территорий жилой, общественной застройки, зеленых насаждений общего поль­зования и др.;

— сохраняемые, сносимые и про­ектируемые здания и сооружения, с указанием этажности, номеров корпу­сов, абсолютной отметки пола первого этажа, разбивочных осей и осевых раз­меров, входов, въездов, приямков;

— сохраняемые и проектируемые дороги, улицы, проезды к зданиям, пожарные проезды, загрузочные и разворотные площадки, автостоянки с указанием ширины внутриквар-тальных улиц, проездов, автостоянок с разметкой машино-мест;

— зеленые насаждения, пешеход­ные пути и площадки с указанием их назначения, основные элементы благоустройства (места размещения малых архитектурных форм, ограды, подпорные стенки, откосы);

— направление «север—юг»;

— условные обозначения.

18.2

Сеть пешеходных аллей и дорог прокладывается за преде­лами дворов по направлению основных пешеходных связей по наиболее коротким направ­лениям (рис. 68). Она предназ­начается для связи микрорайо­нов и отдельных групп домов с учреждениями культурно-быто­вого обслуживания, остановоч­ными пунктами пассажирского транспорта и магистральными улицами. Вместе с пешеходными и прогулочны­ми дорожками жилых дворов и озелененных пространств микрорайонов, троту­арами жилых улиц и проездов пешеходные аллеи и дороги образуют единую сеть пешеходных сообщений микрорайона, межмагистральной территории и жилого района. Их ширина устанавливается в соответствии с ожидаемыми по­токами движения в час «пик» (ширина пешеходной прогулочной дорожки не менее 1,5 м). Пешеходные пути в микрорайонах должны обеспечивать возмож­ность проезда механических инвалидных колясок.

18.3.размещение скалдов в структуре города должно основываться на выполнении основных градостроительных требований.: минимизация всех внутригородских грузопотоков, рац использование городских территоирй.

 

Складское хоз-во состоит из складов несколких отраслей групп: промышленных, торговых, строительных, топливных…. К Градостроит факторам определяющим формы и принципы размещения складов относятся : функционально-пространственная организация складов в планировочной структуре города, интенсивность использования складских территорий, объемно-пространственное решение склада. Основой планировочной организации склада явл зонирование его территории с выделение складской зоны, транспортной зоны, зоны бытового и производственного обслуживания, санитарно-защитной зоны. Складс зоны должны быть приближены к пересечением основных грузопроводящих транспортных коммуникации. Градостроительное решение складской зоныдолжно исходить из след принципов: 1. формирование кооперативных сладских копплексов с активным использованием подземного прост-ва, так повышается интенсивность использования тер-рии.2. устранение дополнительных грузовых перевозок на территории города за счет организации сети складских комплексов. 3.формирование систем городских складских копплексов совместно с элементами внутригородского и внегородского грузового транспорта, формирование транспортно-грузовых зон в комплексе с объектами и сооружениями внешнего транспорта

 

 

БИЛЕТ 19

19.1

Формирование функционально - планировочной структуры жилых районов и микрорайонов, направленное на создание комфортных условий жизнедеятельности населения, связано с необходимостью обеспечения:

единства их пространственной организации и связей с застройкой окружающих территорий;

зонирования территории, позволяющего рационально расположить ее различные функциональные участки по отношению друг к другу;

размещения в полном объеме всех видов учреждений культурно-бытового обслуживания и создания удобных условий пользования ими;

рациональной трассировки системы улиц и дорог, обеспечивающей быстрые сообщения между жильем, местами занятости и общественными центрами;

формирования единой системы озеленения и благоустройства территории для отдыха населения и занятий спортом;

защиты жилой среды от вредного влияния транспорта - выхлопных газов, шума, пыли и т.п.;

выразительного архитектурного облика застройки, соответствующего современным градостроительным требованиям.

19.2

В то время как функциональное зонирование характеризует различия в видах использования территорий и районов города, планировочная структура отражает единство и взаимосвязанность различных частей городского организма.

Наиболее наглядно характер планировочной структуры иллюстрирует схе­ма основных магистралей города и связанные с ней его главные общественные центры. К этим осям и центрам тяготеют интенсивно освоенные полосы и аре­алы городской территории. В сочетании они формируют основу территориаль­но-планировочной организации города, получившей в градостроительной лите­ратуре термин «каркас», которому подчинены все остальные территории горо­да. Если в малом городе это чаще всего жилой и производственный районы, зо­на отдыха, то с ростом города его территориально-планировочная структура ус­ложняется, растет и степень иерархичности ее членений. Так, в крупных горо­дах формируются планировочные районы, в состав которых могут входить не­сколько жилых районов, мест приложения труда, крупные озелененные масси­вы. Численность населения таких районов в зависимости от величины города может составлять 100-300 тыс. человек.

В крупнейших и сверхмиллионных городах возникают и более крупные пла­нировочные членения с населением до 1 млн. человек - планировочные зоны, состоящие, в свою очередь, из нескольких планировочных районов (рис. 24). Важнейшим принципом формирования планировочных районов и зон является обеспечение по возможности максимального баланса многообразных функцио­нальных связей населения в их пределах за счет сокращения числа непроизводительеых общегородских поездок.

а – компактная, б – расчлененная, в – протяженная, г – комбинированная, 1 – коммуникационные оси и узлы, 2 – селитебные территории, 3 – производственные территории, 4 – ландшафтно-рекреационные территории.

Компактный тип – характеризуется расположением всех фун-х зон города в едином периметре.

Расчлененный тип – возникает при пересечении территории города реками, оврагами или железной дорогой.

Рассредоточенный тип – предлагает несколько городских планировочных образований, связанных между собой транспортными линиями. Возникновение этого типа обуславливается характером градообразующей группы предприятий данного города (например добывающая промышленность) или природно-климатическими условиями.

19.3

Городская промышленная зона- основная градостроительная структурная единица производственной территории города. В то время как в крупных городах производственная территория формируется включая все перечисленные выше звенья, в малых и средних городах она может быть представлена одним или двумя-тремя предприятиями по схеме: предприятие - производственная территория (при раздельном размещении предприятий) или предприятие - промышленный узел (при смежном их размещении). Размеры городской промышленной зоны определяются в зависимости от максимально возможной степени кооперации и сближения предприятий, рационального расселения трудящихся, обеспе­чения транспортного обслуживания и санитарной классификации производств.

В зависимости от характера технологического процесса и выделяемых производственных вредностей промышленные предприятия делят на пять классов. Санитарно-защитная зона (расстояние до границ селитебной территории) для предприятий 1-го класса должно быть не менее 1000 м; 11-го класса -500 м; 111-го класса - 300 м; IV-ro класса - 100 м; V-ro класса - 50 м. С учетом санитарной классификации и объемов грузооборота промышленных предприятий определяется характер взаимного расположения промышленных зон и селитебной территории. Зоны с предприятиями I и II классов независимо от величины грузооборота предприятий рекомендуется размещать в удалении от селибетной территории. Зоны с предприятиями, не выделяющими производственных вредностей, не требующими подъездных железнодорожных путей, размещают в пределах селибетных территорий.

 

БИЛЕТ 20

1.Структура опорного плана исторического города.

Историко-культурный опорный план города представляет собой городскую информационную систему, содержащую сведения о расположенных в пределах административных границ города границах недвижимого культурного наследия, его территорий, объектов, обладающих признаками объекта историко-культурного наследия, заявленных для проведения историко-культурной экспертизы, учетных объектов историко-градостроительной среды, зон охраны объектов культурного наследия, заповедных территорий, историко-культурных заповедников, историко-культурных музеев-заповедников, исторических территорий города , иных историко-культурных территорий, земельных участков, имеющих особое историко-культурное значение, режимах их содержания и использования, иных сведениях, необходимых для реализации мероприятий по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации недвижимого культурного наследия»

 

Опорный план ведется в целях:

1. Оперативного отображения на картографической основе актуальных сведений о границах, режимах содержания и использования объектов, подлежащих регистрации или учету в Городском реестре недвижимого культурного наследия.

2. Отображения на картографической основе актуальных сведений аналитического и информационно-справочного характера, необходимых для информационного обеспечения государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия в городе.

3. Информирования участников градостроительной, инвестиционной, землеустроительной и иной хозяйственной деятельности об ограничениях, связанных с недвижимым культурным наследием, его территориями, заявленными объектами, учетными объектами историко-градостроительной среды, зонами охраны объектов культурного наследия, историко-культурными заповедниками, историко-культурными музеями-заповедниками, заповедными территориями, историческими территориями города, иными историко-культурными территориями, земельными участками, имеющими особое историко-культурное значение.

 

 

2.Внешние пространства в композиции центра.

Внешнее и внутренне пространство это наше восприятие, которое зависит от конфигурации центра, протяженности и компактности

Комплексной, полифункциональной зоной города является общегородской центр. В его составе участки объектов общегородского общественного обслуживания, административно-управленческих учреждений, жилых комплексов, сады, парки, пешеходные зоны, площадки и т.д.

обобщенный градостроительный анализ ситуации т. е. историко-культур­ную подоснову, анализ городского ланд­шафта и застройки, функциональный анализ, коммуникационный анализ;

сценарий обновления, т.е. описание общей направленности, принци­пиальных положений и важнейших огра­ничений реконструктивного вмешатель­ства на всей территории обновления;

принципиальные обоснования эконо­мической эффективности планируемых мероприятий;

перечень участков, намеченных к реконструкции.

Особенно важным и специфическим компонентом программы сохранения и обновления является анализ суще­ствующей застройки. Данные этого ана­лиза оказывают большое, часто опреде­ляющее влияние на судьбу старой застройки и принятие проектных реше­ний, поэтому такие обследования дол­жны проводиться особенно тщательно, на основе единой для условий данного города методики и четких ценностных критериев.

Примером такого анализа может служить классификация старой застрой­ки города. Здания, составляющие ста­рую застройку города, представляют собой довольно разнородную массу объектов, которые сильно различаются по времени строительства, капитально­сти, этажности, архитектурной и истори­ко-культурной ценности, положению в планировочной структуре и городском ландшафте. Как объекты реконструкции эти здания могут быть охарактеризо­ваны намечаемой степенью изменения функционального использования

и масштабами реконструктивного вме­шательства.

20.3

Радиус обслуживания, м Учреждения и предприятия обслуживания.
Детские дошкольные учреждения
Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий Раздаточные пункты молочной кухни Аптеки Торговля, бытовое обслуживание Отделения связи Банки
Общеобразовательные школы
Поликлиники и их филиалы
Физкультурно-спортивные центры жилых районов

 

Ступенчатая система обслуживания: Строение
I ступень - повседневное
II ступень - периодическое
III ступень - эпизодическое
Для каждой ступени устанавливаются свои радиусы доступности (пешеходной или транспортной доставки) в соответствии со структурным уровнем селительной организации территории города.
I ступень - уровень микрорайона
II ступень - жилой район
III - общегородской центр
ПРИМЕР:
На уровне жилой группы: детский сад (радиус обслуживания 300м-город, 500м-село)
На уровне микрорайона: школа (R=500-750м), магазины продовольственных и непродовольственных товаров.
На уровне жилого района: поликлиника, кинотеатры, крытый плавательный бассейн.
На уровне общегородского центра: музей, театры, цирк.

Сетевая система обслуживания возникает в 70-80е годы (критерий: избирательность спроса)
1) Массовое (стандартное) обслуживание
2) Индивидуальное (специальное) обслуживание
Массовое обслуживание обеспечивает минимизацию затрат времени на приобретение товаров или получение услуг наиболее распространенного спроса.
-Магазины продовольственных и непродовольственных товаров
-Предприятия общепита по месту жительства, работы, учебы и так далее
-Услуги мелкосрочного ремонта, стирки, химчистки.

Индивидуальное обслуживание предусматривает затраты части личного свободного времени на приобретение товаров или получение услуг, отвечающих индивидуальным запросам и вкусам людей.
-Универсальные и специальные магазины
-Общепит, различающийся по кухне и профилю обслуживания
-Дома быта, салоны и предприятия бытового обслуживания

Массовое обслуживание рассчитано исключительно на пешеходную доступность и связь с транспортными путями в местах повседневной деятельности человека, размещается в селитебной зоне, местах приложения труда, зонах массового отдыха, общественных центрах.
Индивидуальное обслуживание рассчитано на транспортную доступность и размещается в центах городского значения, зонах отдыха городского значения, туристических центрах и так далее.
Преимущества сетевой системы обслуживания:
-Формирование независимо от границ микрорайонов и жилых районов
-Открытый характер функционирования
-Гибкость и мобильность функционирования
-Тесная связь с групповыми системами расселения и транспортными коммуникациями.

 

БИЛЕТ 21

21.1

Современное окружение при не­умелом подходе может ослаблять впе­чатление, производимое старинными зданиями, поэтому при реконструкции исторической застройки необходимы специальные градостроительные ме- роприятия, важнейшим из которых является создание охранных зон. Границы и конфигурацию их опре­деляют с учетом создания условий, обеспечивающих оптимальное обоз­рение памятника. Территории с па­мятниками подразделяются на три категории: отдельно стоящие объекты вне своей первоначальной среды: ансамбли, в том числе с частичны­ми утратами отдельных построек: большие фрагменты исторической застройки, включающие городской ландшафт. Крупные архитектур­но-исторические ансамбли и терри­тории, насыщенные памятниками, получают статус заповедных зон. Территории, расположенные за пре­делами охранных зон, называются зонами регулирования, в пределах которых сохраняются планировоч­ная структура, характер городского ландшафта, ограничивается этаж­ность новых построек и т.п.

21.2

Приемы организации внутренних пространств микрорайонов также весь­ма многообразны и, в первую очередь, потому, что различны по размерам и си­туационным особенностям сами жилые образования. Укрупненно их можно разделить на формирующиеся по прин­ципу создания единого пространства (компактного или развитого) и расчле­ненного (несколько субпространств -обособленных или взаимосвязанных). В композиционном построении внут­ренних пространств рекомендуется обеспечивать смену видовых перспек­тив, открывающихся при передвиже­нии по улицам и аллеям.

При проектировании микрорайонов используют различные принципы структурной организации входящих в их состав жилых домов. Возможны два полярных варианта: замкнутые объем­но-пространственные комплексы (по принципу «пространство, ограниченное зданиями») и открытые (отвечающие принципу «здание, свободно стоящее в пространстве»). В интервале этих реше­ний - многообразие комбинированных вариантов организации пространств, главным условием формирования кото­рых является создание уютной, ком­фортной среды для повседневной жиз­недеятельности населения.

Обязательным условием достиже­ния архитектурно-пространственной выразительности жилой застройки яв­ляется использование таких средств композиции, как метр и ритм; тождест­во, контраст, нюанс; симметрия и асим­метрия; пропорция, масштаб и мас­штабность.

 

21.3

а- в малых, б – в средних, в – в крупных

 

БИЛЕТ 22

22.1

Генеральный план выявляет пла­нировочный каркас территории, как

результат совмещения различных по функциональному содержанию каркасов: природно-экологического (на основе главных элементов при­родного ландшафта—рельефа, во­доемов, зеленых насаждений и др.): культурно-исторического; функ­ционально-планировочного; транс-портно-коммуникационного; ком­позиционного.

Проект планировки разрабатыва­ется для отдельных частей территории поселений и в соответствии с уста­новленными в генеральных планах поселений элементами планировоч­ной структуры определяет:

— красные линии и линии регу­лирования застройки;

— границы земельных участков:

— размещение объектов соци­ального и культурно-бытового об­служивания;

— плотность и параметры за­стройки;

— параметры улиц, проездов, пе­шеходных зон, сооружений транс­портных коммуникаций, инженерно­го оборудования и благоустройства территории.

Проект планировки подлежит опу­бликованию, обсуждению с населе­нием и после утверждения органами местного самоуправления является основанием для выдачи задания на разработку проекта застройки.

Проект застройки разрабаты­вается для территорий новых или реконструируемых микрорайонов, кварталов, жилых комплексов, групп жилых домов и общественной за­стройки (как правило, площадью 10-35 га) на основе утвержденного проекта планировки. Проект за­стройки в зависимости от условий проектирования может включать две стадии — собственно проект и рабочая документация.

22.3

а). удобно благодаря возможности самостоятельного подъезда к каждой из зон со стороны магистрали, что исключает транзитный проезд через селитьбу транспорта, обслуживающего производственные комплексы.

б). позволяет раскрыть поселок широкой панорамой к магистрали при необходимой степени изоляции от вредных факторов, связанных с ее соседством.

в). возникает как вынужденная, при отсутствии иных свободных территорий для производственной зоны и под влиянием условий ветрового режима.