Цветовой гнозис (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый)

Стимульный материал: цветные наборы дидактических игр “Бабочки и крылья”, “Рыбки и хвостики”, “Цветочек и лепесточек”, “Носки и варежки”, “Листочки” и др.

Пример инструкций:

1) “Положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек”.

2) “Покажи, где красный (синий, желтый; зеленый) лепесточек”.

3) “Назови, какого цвета этот цветочек”. Аналогично предъявляются другие задания.

Нормативы:

сличение – от 1,5—2 лет;

выбор по названию – в 2—3 года;

самостоятельное название – в 2,5—3 года.

Форма

Стимульный материал: круг (шарик), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша), по 2 набора из 4-х основных цветов.

Пример инструкций:

1) “Дай такую же” (форма и цвет совпадают).

2) “Покажи, где кубик?”.

3) “Назови форму”.

Нормативы:

сличение – от 1,5—2 лет;

выбор по названию – в 2—3 года;

самостоятельное название – в 3 года.

Предметный гнозис

Стимульный материал: 10-12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам).

Инструкция:

1) “Покажи, где нарисован ...”.

2) “Что нарисовано?” или “Что это?”

Нормативы:

В 1,5—2 года называют 4—5 картинок.

В 2,5 года называют многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель.

В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.

Конструктивный праксис (методика “Разрезные картинки”)

Стимульный материал: картинки, разрезанные на две и три части с разной конфигурацией разреза.

Пример инструкций:

“Здесь нарисован петух. Сложи целого петуха”, “Сложи целую картинку”.

Нормативы:

разрезная картинка из двух фрагментов – в 2,5—3 года; разрезная картинка из трех фрагментов – в 3—3,5 года.

Анализ результатов:

1) совершает целенаправленные действия;

2) соединяет части без анализа полученного целого;

3) прикладывание с разворотами;

4) зрительное соотношение частей без прикладывания.

Пространственный гнозис

Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.

Пример инструкций:

“Посади мишку около коробки”, “Положи в коробку”, “Посади на коробку”, “Спрячь картинку под коробку”, “Достань из-под коробки”, “Покажи, где верх (низ)”, “Иди вперед (назад)”.

Нормативы:

2,5—3 года – дети понимают предложно-падежные конструкции; ошибаются в 1—2 заданиях, легко корректируются;

3,5—4 года – выполняют все задания.

 

Диагностика способов деятельности