Цветовой гнозис (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый)
Стимульный материал: цветные наборы дидактических игр “Бабочки и крылья”, “Рыбки и хвостики”, “Цветочек и лепесточек”, “Носки и варежки”, “Листочки” и др.
Пример инструкций:
1) “Положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек”.
2) “Покажи, где красный (синий, желтый; зеленый) лепесточек”.
3) “Назови, какого цвета этот цветочек”. Аналогично предъявляются другие задания.
Нормативы:
сличение – от 1,5—2 лет;
выбор по названию – в 2—3 года;
самостоятельное название – в 2,5—3 года.
Форма
Стимульный материал: круг (шарик), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша), по 2 набора из 4-х основных цветов.
Пример инструкций:
1) “Дай такую же” (форма и цвет совпадают).
2) “Покажи, где кубик?”.
3) “Назови форму”.
Нормативы:
сличение – от 1,5—2 лет;
выбор по названию – в 2—3 года;
самостоятельное название – в 3 года.
Предметный гнозис
Стимульный материал: 10-12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам).
Инструкция:
1) “Покажи, где нарисован ...”.
2) “Что нарисовано?” или “Что это?”
Нормативы:
В 1,5—2 года называют 4—5 картинок.
В 2,5 года называют многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель.
В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.
Конструктивный праксис (методика “Разрезные картинки”)
Стимульный материал: картинки, разрезанные на две и три части с разной конфигурацией разреза.
Пример инструкций:
“Здесь нарисован петух. Сложи целого петуха”, “Сложи целую картинку”.
Нормативы:
разрезная картинка из двух фрагментов – в 2,5—3 года; разрезная картинка из трех фрагментов – в 3—3,5 года.
Анализ результатов:
1) совершает целенаправленные действия;
2) соединяет части без анализа полученного целого;
3) прикладывание с разворотами;
4) зрительное соотношение частей без прикладывания.
Пространственный гнозис
Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.
Пример инструкций:
“Посади мишку около коробки”, “Положи в коробку”, “Посади на коробку”, “Спрячь картинку под коробку”, “Достань из-под коробки”, “Покажи, где верх (низ)”, “Иди вперед (назад)”.
Нормативы:
2,5—3 года – дети понимают предложно-падежные конструкции; ошибаются в 1—2 заданиях, легко корректируются;
3,5—4 года – выполняют все задания.
Диагностика способов деятельности